Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ, ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ УКРАИНЦЕВ, УКРАИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

ПРАЗДНИКИ

СВЯТ-ВЕЧЕР

Одно из самых важных семейных праздников, один из самых магических дней, когда каждая семья и словом, и делом создавала в своем доме атмосферу уюта, богатства, счастья и мира, - сочельник, который приходится на 6 января..
В этот день еще с самого утра хозяйка приступает к работе: в первую очередь следует выполнить магическое действие - добыть «новый огонь». Для этого надо взять кремень и огниво, пролежавших под образами последние двенадцать дней, потом перекреститься трижды и высечь «новый огонь», став лицом к востоку солнца. В течение последних двенадцати дней последнего месяца хозяйка сушила двенадцать поленьев, которые именно теперь и надо разжечь «новым огнем».
А потом наступает очередь приготовления двенадцати праздничных блюд. Обычно это компот, вареный горох, жареная капуста, рыба, фасоль, вареники, картошка, грибы, гречневая каша, голубцы, лепешки и пшеничная кутья. Эта богатая ужин обязательно должно быть постным; к столу хозяйка в основном подает дары сада и огорода, чтобы таким образом поблагодарить прошлом году за благополучие семьи.
Добрый хозяин тоже не теряет времени, пока хозяйка возится у печи: он должен напоить и накормить скотину, убрать в хлеву, тщательно осмотреть двор, дом - все свое хозяйство. Вся семья, все живое и неживое, что имеет отношение к семье, должно быть готово к встрече торжественного праздника. Обязательно следует вернуть в дом все, что было где-нибудь забытое или кем-то одолженное.
Вся семья в этот вечер непременно должен быть вместе, чтобы и в течение года помнить о прочности семейных уз. Старые люди говорят, что и человек, который проведет Праздников-вечер вне семейным кругом, весь год блуждать миром, будет чувствовать себя неуютно и одиноко. Важно также в этот день простить все обиды, которые были вам причинены, чтобы не принимать обиды и плохое настроение с собой до будущего года.
Итак, весь день проходит в утренние по хозяйству, веселых и важных заботах. Принято в этот день не завтракать и не обедать; кое съесть в обеденное время разрешается разве что детям ради сохранения нормального функционирования пищеварительной системы. Когда начинает темнеть, хозяин дома готовит символ урожая - «дидуха». Переступая порог родного дома, хозяин здоровается с хозяйкой так, словно они впервые в этот день увиделись, поздравляет с Праздников-вечером, желает ста лет счастья и здоровья всем, хта присутствует в доме. Завершив праздничные пожелания, он ставит «дидуха» под образами, кладет подле него хозяйственную утварь, а хозяйка застилает все это новой белой скатертью.
Потом хозяин вносит в дом небольшой охапку сена и соломы. Солому надо постелить на полу, а сено - разделить на две части, желательно неравные. Меньшую часть следует положить на покутный сторону праздничного стола, а большую - под этот же стол. На эту копну надо поставить небольшую ладанку, чтобы обитель наполнилась праздничными ароматами, а сбоку от сена - железные хозяйственные вещи, например топор или плуг. Хозяева дома с хлебом и ладанкой в руках обходят все свое хозяйство, обкуривая и таким образом обеспечивая защиту дома от ведьм и других злых сил. Хозяйка посыпает землю мелкими семенами мака, а хозяин «рубит порог».
Эти магические действия помогают хозяевам дома защитить свой дом от злых сил не только на этот вечер, но и в течение всего следующего года. Существует традиция класть под праздничную скатерть по головке чеснока под каждый угол - опять же для защиты от враждебных человеку сил.
Праздничный ужин, как уже упоминалось, обязательно должна быть приготовлена на «новом огне», при условии соблюдения магических законов этого вечера. Вот основные действия, предусмотренные древними украинскими традициями празднования.
Ребенок в возрасте до семи лет кладет на сено, лежащее на конце стола, три буханки хлеба, щепотку соли, восковую свечу. Потом хозяйка ставит на стол ужин, а на углу - кутью и узвар. К вечеру дети уже очень голодны, но они знают, что рано просить есть, непременно надо дождаться, пока взойдет вечерняя звезда - знамение того, что Сын Божий родился. Когда восходит вечерняя заря, в комнату входит хозяин и торжественно сообщает, что Свят-вечер начался. Прежде чем перейти к праздничному приему пищи, он .повинен накормить свой скот, «угостить» ее всеми праздничными блюдами, поблагодарить ее за верную службу в течение прошлого года. Хозяйка в это время так же угощает праздничным ужином домашнюю птицу.
В этот день ни в коем случае нельзя бить животных - это большой грех. Собственно, бить животных любого дня не надо.
Когда хозяева возвращаются в дом, хозяйка выключает свет, велит детям притихнуть, а хозяин выходит за дверь с праздничным ужином в руках и кричит безбрежного звездного неба: «Мороз, иди к нам кутью есть!» Далее обычай велит молча подождать, не откликнутся таинственные силы природы, а затем позвать еще дважды. После третьего призыва хозяин должен произнести: «Как не хочешь идти к нам, то и не иди и на рожь-пшеницу, всякую пашницу. Иди на моря, на леса, на горы, а нам вреда не делай!»
Затем он трижды приглашает серого волка, чтобы не брал в господе ни телят, ни ягнят, ни поросят, а напоследок - злые бури и ветры. После выполнения этих магических действий хозяин, не оглядываясь, возвращается к дому, притворяет за собой дверь. И до самого конца ужина нельзя открывать дверь и тем более выходить из дома.
На Свят-вечер семья обязательно вспоминает своих умерших родственников, приглашает их принять участие в ужине. Садясь за стол, необходимо подуть на стул, чтобы не придавить мертвую душу» , которая, вероятно, приняла приглашение на праздничный ужин. Для мертвых душ родственников можно или оставить компот на окне, или после ужина не убирать со стола немытые ложки - вроде души лизали и не остались голодными. Хозяин дома трижды обходит «по солнцу» вокруг стола с кутьей и свечой в руках, потом на коленях перед иконами молится за умерших родственников. Жена и дети действуют так же. Затем вся семья молится за свою семью и господу - чтобы все хорошо велось. Далее хозяин призывает все грешные и праведные души на Святую вечерю, передает миску с кутьей хозяйки. И только после этого семья начинает вместе ужинать.
Первой традиционно следует пробовать кутью, а потом уже остальные приготовленного, запить все компотом. Если случилось так, что в доме гостит посторонний человек, ее обязательно зовут к праздничному столу. Гость на Свят-вечер приносит счастье в дом.
Любая мелочь во время праздничного ужина имеет огромное значение, в частности вся семья внимательно следит за тенью на стене - она предвещает события будущего года. Нельзя много говорить, не годится выходить во время ужина из-за стола, запрещается пить, потому что если ребенок выдержит жажду - настоящим казаком будет.
Если за праздничным ужином девушка чихнет - это знак, что она замуж выйдет, если парень чихнет - добрым казаком будет. Раньше отец в таком случае дочке дарил теленок - на счастье, а сыну - жеребенок.
Важное событие этого вечера - дети носят кутью до близких родственников и крестных родителей и просто посторонних людей, которых хочется поздравить с праздником. Вот несколько отрывков - примеров украинских праздничных поздравлений - колядок.
 
...На райских дверях Господь Бог стоит,
Господь Бог стоит, сам три службы служит:
Первую службу - за хозяина,
Вторую службу - за хозяйку,
Третью службу - за челядочку,
За челядочку, за сына и дочь...
Пусть даст вам Бог!
Новая радость стала,
Которая не бывала:
Ясная звезда над вертепом
Весь мир осіяла.
Где Иисус родился,
Там мир просвітився,
И чабаны с ягненком
Перед Божьим младенцем
На колени становятся,
Царя-Бога восхваляют:
Ой ты, Царь, наш Царь,
Наш небесный Властитель,
Пошли, Господи, многие лета
Этого дома Хозяину,
Чтобы и хлеб родился,
Чтобы и скот плодився,
Чтобы и господин-хозяин
Ничем не унывал.
Описывая достоинства и красоту хозяев дома, колядники прибегают к поэтических образов:
В том саду три терема:
В одном - красное солнце,
Во втором - ясный месяц,
В третьем - мелкие звезды.
Ясный месяц - господин хозяин,
Красное солнце - жена его,
Мелкие звезды - его дети.
Добрый вечер!
Кстати, слово «коляда» происходит от названия древнеримской Нового года, который праздновался во второй половине декабря. Происхождение названия косвенно указывает на значительное влияние греко-римской культуры на староукраинские традиции. Возможно, вместе с названием праздника наши предки позаимствовали традицию и величальные новогодних песен. В переводе с римского языка «коляда» значит «хвалить». Календами называлось печенье в форме яслей или других связанных с рождением Иисуса Христа вещей, которое раздавали в римских церквях на Рождество.
Слово «коляда» есть в языках большинства народов Европы. В украинском языке это слово имеет несколько значений: 1) рождественский праздник; 2) величальная песня, что поется во время рождественских праздников; 3) вознаграждение в виде денег или продуктов по величальную рождественскую песню.
Но римский - не единственный вариант происхождения слова «коляда». В частности, некоторые украинские историки считают, что название происходит от имени одного из языческих богов. Коляда - это бог праздника и мира древних славян.
В последнее время в Украине в большей степени распространены колядки религиозного содержания, в первую очередь с упоминаниями о Иисуса Христа, Богоматерь:
А на реке, на Иордане Дева Мария сына купала, Сына купала, монахов спрашивала: «Эй, ченчики, ченчики, Охрестіть сына моего единственного...»
Величальные песни религиозного содержания обычно выполняются для хозяина, хозяйки или пожилых людей.
Но в песнях четко прослеживаются и земледельческие, и охотничьи, и свадебные, и военные, и фантастические мотивы.
Колядки с хліборобськими мотивам призваны создать словесный образ богатства, спокойствия и семейного благополучия. Величальные песни рисуют образ богатого хозяина, у которого вся посуда серебряный, столы шелками застелены, амбары полны добра, в поле пасутся отары овец и стада волов и т.д. Хозяйка дома встает в колядках (и в щедривках) как олицетворение мира в семье, она хранительница домашнего очага, спокойная, тихая, красивая. И обязательно почитает своего мужа и хорошо воспитывает детей, учит быть вежливыми, трудолюбивыми и чистоплотными.
Гой знать, знать, кто хозяйка: У нее в горнице, как в веселиці, В нее челядка в золоте ходит - В золоте ходит, в добрые бродит. .
Земледельческие и охотничьи мотивы в колядках - способ сохранить воспоминания о староукраїнський быт, когда эти хозяйственные дела занимали чрезвычайно важное место в жизни почти каждой семьи. В основном храбрым охотником изображается сын хозяина того дома, куда пришли колядующие. И такие колядки обычно имеют намеки на свадьбу. В колядках с военными мотивами упоминаются княжа и казацкая эпоха - эпоха победоносная, героическая. Явления природы оживают в колядках с фантастическими мотивами. Силы Вселенной призываются на помощь человеку, их сила направляется на добро,
И, наконец, то, что больше всего интересует молодежь, - любовь. Свадебные мотивы в народной обрядовой песенном творчестве занимают очень важное место. Такие колядки имеют целью воспеть девичью красоту, достоинства парня, привлекательные моменты будущей супружеской жизни, взаимные чувства и т.д.:
Красная, прекрасная в лузе калина, А еще лучше твоя девушка. По двору ходит - как месяц сходит, В сене вышла - как заря взошла...
Не обходят своим вниманием колядки и важности материального благополучия семьи, необходимости дарить драгоценные украшения и красивые вещи молодой невесте. Популярными также являются элементы «выкупа» за невесту, плетение венков, гадания, восхваление молодых перед родственниками и т.п. Главная цель колядок «свадебного типа» - возвестить счастливую семейную жизнь, достаток и согласие молодой семье.
На Западной Украине разрешается колядовать не только детям и подросткам, но и старшим людям. Чаще всего колядуют мужчины (возможно потому, что женщины и так загружены домашней работой по случаю праздника). Обычно начинают с священника: поют в его доме, желая счастья и благополучия. После того как колядники закончили петь, священник должен пригласить их к столу, угостить чем Бог послал. Но гости долго не сидят, потому что у них еще огромный список дорогих сердцу детей, которых хочется поздравить.
Если колядуют парни, то они в старину разрабатывали целую поздравительную программу. Колядницька группа обычно состояла из двадцати человек, среди которых - и музыканты, и танцоры, и казначей, и мехоноша, в общем, исполняющие разнообразных праздничных «функций». Пританцовывая и шутя, парни ходят от дома к дому, колядуют, а потом идут дальше.
Хозяин не на словах приглашает в дом, а знаками - выходит на порог дома с калачом в руках. А хозяйка выходит на порог с новой льняной тканью в руках и перевязывает ею крест, что принесли колядники.
Перед праздничным действом положено хозяевам угостить уважаемых гостей, и только потом начинается собственно колядования.
После шутливых пожеланий добра, богатства и семейного благополучия колядники три раза кланяются хозяевам и выходят из-за стола. Причем исходить следует не просто так, а плечами назад, да еще и пританцовывая. На улице, куда вместе с парнями выходят и хозяева, действо продолжается: колядники водят хороводы вокруг хозяев, играют на музыкальных инструментах и поют.
В том случае, если в семье была пасека, хозяин обязательно приглашал колядников туда, вернее на место, предназначенное летом для ульев. Колядники берут друг друга за руки и водят хоровод по солнцу. Эти магические действия должны были помешать пчелам бежать. К хороводу и после него вся группа становится на колени в круг и составляет посередине шапки - чтобы такой большой был пчелиный рой. «Музыкальное сопровождение» этих действий - веселые песни, чтобы пчелы были веселые. Наиболее активно действовали парни-колядники на Гунульщині - там эти традиции сохранились лучше, чем в других местностях Украины.
Еще одно важное действо этого дня - рождественский кукольный театр под названием вертеп. По мнению исследователей, украинский вертеп родился в XVI-XVII веке. Вертеп представляет собой переносной двухэтажный домик. На верхнем этаже - небольшая балюстрада, за которой и происходит театральное действо.
Текст рождественской драмы - оригинальная смесь книжных и народных элементов. Первая часть действа - рождественская драма, вторая часть - сатирически-бытовая интермедия. Причем, если первая часть имеет устоявшийся сюжет (который всегда заканчивается смертью Ирода), то вторая часть может меняться в зависимости от обстоятельств, местности, талантов самого вертепника и других факторов. Она отражает систему ценностей народа Украины, предпочтения населения, отношение к различных черт характера. Чаще всего действующими лицами интермедии становятся женщина, мужчина, казак, шинкарь, цыган, священник и черт, но возможны варианты.
Итак, все, кто желал этого дня поколядовать, осуществили свои намерения и довольные вернулись в свои дома.
После праздничного ужина в этот день дети начинают играть под елкой, родители этим любуются, не утоляют, потому что в этой поре уже традиция позволяет развлечения.