Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Сюжет (фр. sujet - тема, предмет) - событие или система событий, положенная в основу эпических, драматических, иногда лирических произведений, способ эстетического освоения и осмысления, организации событий (художественной трансформации фабулы), движение характеров в художественном времени и пространстве. С - динамический аспект произведения, цепь изображаемых событий, в том числе и переживаний, мыслей, В произведении происходит развертывание действия во всей его полноте, развитие характеров и их взаимоотношений, характеров и обстоятельств, человеческих переживаний, чувств, психологических движений, движение эмоционального состояния, настроения, то есть внутреннее действие. Поэтому С. в лирическом произведении называют лирическим С, поскольку речь идет о цепь опредмечених речью душевных движений, которые имеют свои узлы и свое развитие в художественном тексте. С отражает противоречия обрисованного жизни, выражает эстетическую концепцию действительности художника, тесно связан с идеей художественного произведения и является средством ее раскрытия, проявления эстетического. В то же время в С. проявляется фабула, которая зцементовує и связывает в единство различные его элементы. С. и фабула составляют неразрывную конструктивный компонент произведения, что проявляется соответственно на уровне ценностно-аксиологическому и предметно-познавательном. В художественном тексте С. и фабула оформляют взаимоотношения и борьбу характеров и обстоятельств, выражают конфликт произведения (см.: Фабула). Термин "С." применили в XVII в. классицисты П.Корнель и Н.Буало, отталкиваясь от Аристотеля, который называл С приключения мифических героев, что их заимствовали драматурги более поздних времен; он различал фабулу (міфос) и ее живое "словесное выражение". Проблему преобразования фабулы на "целостное действие", то есть С, рассматривал Г.-Е.Лессінг в трактате "Лаокоон, или О границе живописи и поэзии" (1766). В XVII - начале XIX в. термин "С." употребляли по отношению к живописи в значении "тема", а в середине XIX ст. - обозначали система событий в художественном произведении. Один из основоположников сравнительно-исторического (компаративістської) школы О.Веселовський отстаивал теорию заимствованных, путешествующих С, в основе которых усматривал совокупность, развертывание мотивов, то есть фабулы. Следующий шаг в разграничении С. и фабулы как двух сторон формы произведения сделали представители "формальной школы" (ОПОЯЗ): фабула встала как заимствованный материал, а С. - как способ, прием ее обработки, собственно, фабулой назывался ход событий, а С. - рассказ о нем. Поскольку событие или система событий в произведении протекают во времени, имеют причинно-следственные связи, отличаются относительной завершенностью, то выделяют следующие элементы (узлы) С; экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. В 1923 О.Білецький определял С. как совокупность действий внешнего и внутреннего порядка, то есть поступков, событий, активных душевных переживаний, на основе чего "держится живая плоть художественного произведения". Современное литературоведение оперирует понятиями "внешний сюжет" (формирование, раскрытие характера непосредственно через его участие и самовыражения в действии) и "внутренний сюжет" (развитие и выявление характеров опосредованно, через изменения в психике героя). С с преимуществом наружной действия строятся на перипетиях, интригах, внутренний С - на коллизиях. О, события в которых разворачиваются во временной последовательности, называются хроникальными ("Большая родня" М.Стельмаха, "Мария" У.Самчука и др.). Применяется хроникальный С тогда, когда говорится о различных приключениях героя. Такие С. называют еще приключенческими или авантюрными, они известны с античной эпохи ("Одиссея" Гомера, "Ефіопік" Геліодора, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Левкиппа и Кітофонт" Ахилла Татія и др.), В более поздние времена - "История Жиль Блаза" А.-Р.Лесажа. На таком типе строится авантюрный "роман испытания", успешно развивается даже в XIX и XX вв.: испытания наполеоновского парвеню во французском романе, нигилиста, емансипо-ванного женщины и т.п. Подобные произведения багатоконфліктні. Хроникальные С. бытуют в романах воспитания ("Лета странствий Вильгельма Мейстера" И.-Б-Гете, "Большие надежды" Ч.Діккенса, "Пенденніс" В.Теккерея). Хроникальное сюжетотворення претерпело значительную эволюцию, пройдя путь от описания приключений и авантюр к осмыслению процессов внутренней жизни героя?. С, где события развиваются в причинно-следственных связях, называются концентрическими, или С "единого действия". Особенность их в том, что они способствуют глубокому исследованию конфликта, структурной целостности произведения. Еще классы-цист Н.Буало отстаивал С. "единого действия" ради сосредоточения на одном узле событий. В драме концентрические С господствовали вплоть до середины XIX ст. Преобладают они и в эпических произведениях, особенно в новеллах и рассказах, но охватывают и повести, романы, эпопеи ("Юлия, или Новая Элоиза" Ж.-Ж.Руссо, "Красное и черное" Стендаля, "Разве ревут волы, как ясли полные?" Панаса Мирного и Ивана Билыка, "Город" и "Небольшая драма" в. Пидмогильного). В художественной практике хроникальные и концентрические основы сюжетобудування нередко сосуществуют, ретроспективными тенденциями и уплотненным часопростором ("Бильярд в половине десятого" и "Глазами клоуна" Г.Белля, "Кентавр" и "Ферма" Дж.Апдайка, "Санаторійна зона" Хвылевого, "Кровь людская - не водица" М. Стельмаха, "Чудо" П. Загребельного). Еще более сложные взаимоотношения между хронологическими и концентрическими началами в разветвленных и многолинейных С, где несколько сюжетных линий развиваются параллельно, пересекаются между собой, дополняя друг друга или выступая контрастом ("Сестры Ричинские" Ирины Вильде, "Волынь" У.Самчука, "Сага о Форсайтах" Дж.Голсуорсі, "Жизнь против смерти" Марии Пуйманової). В системе сюжетных связей развиваются характеры и конфликты, сам характер эпохи. Сюжетность - важное качество искусства слова, театра и кино.