Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ, ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ УКРАИНЦЕВ, УКРАИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

УКРАИНСКИЙ БЫТ

ОЙ, СНОПЕ БОЛЬШОЙ, ЗОЛОТОМ-ЗЕРНОМ КОЛОС НАЛИТЫЙ (трудовая обрядность)

Праздник первой борозды - древний народный обряд, связанный с началом пахоты, сева. От успеха этих работ всегда зависело благосостояние крестьянина и его состояние. Этот обычай включает: освящение плуга, первой борозды, возложение свяченого хлеба, яиц и серебряных монет на первый клочок вспаханной земли, что имеет целью способствовать тому, чтобы нива щедро родила. Перед тем как выезжать в поле, вся семья должна собраться, зажечь перед образами свечи и молиться Богу. Потом святой водой следует обрызгивать лошадей (сегодня им на смену пришла техника). Выезжая, поют шуточные песни:
 
В понедельник поехали,
А во вторник приехали,
Утром в среду пахали,
В четверг плуга поломали,
В пятницу предпочел погубили,
А в субботу предпочел нашли
И домой пошли...
 
Завершается день праздничным ужином. Сегодня, как и прежде, ранней весны священник служит молебен с освящением хлебных зерен.
Собираясь сеять, одевают рубашки, в которых причащались во время последнего пост в церкви: чтобы хлеб был чистым, то есть чтобы не было бурьяна и репейника.
Хозяин должен взять крест (хлеб в форме креста) и положить его в борозду там, где в последний раз вернулся плуг, потом прочитать «Отче наш» и бросить горсти зерна накрест. Когда же он, сея, доходит до креста, то должен его разломать и отдать съесть животным.
Засевать ниву, кстати, следует натощак, нельзя ругаться.
Проводы на полонину - праздник, посвященный летнего выгона скота на пастбища. Отмечается в день св. Юрия, покровителя земледелия и скотоводства. Народ верит, что в этот день св. Юрий достает ключ и отпирает небо и землю, выпуская на волю росу и свежую зеленую растительность.
Выгон скота на лето проводится торжественно и сопровождается различными магическими обрядами, песнями и танцами. Для очистки скота от всего злого, обращались к огня, святой воды, молитв, заговоров, биение животных освященной веткой вербы и т.д. Делают также «зеленые ворота»: втыкают по бокам зеленые ветви (терна или ивы) и между ними выгоняют скот.
Праздник первого снопа - торжественное празднование начала жатвы. Выйдя в поле на зажинки, хозяйка расстилает скатерть или рушник с хлебом-солью и свечой. Трижды кланяется ниве, говоря: «Дай, Боже, легко начать, а еще легче дожать». Жатва начинают в «легкие» дни: вторник или пятницу. Начинать косить должен самый уважаемый в селе человек, который прославился как самый лучший хозяин. Чтобы не болела спина, по пояс втыкают ветку ясеня или дуба.
Кое-где первый зажинок (две горсти) хозяйка кладет крест-накрест на обочине, и они имеют так пролежать до конца жатвы.
Первый сноп ставят в доме на почетном месте под образами (в красном углу). Он обмолачивается отдельно, зерна освящают в церкви, а перед посевом их смешивают с семенами. Соломой из первого снопа кормят скот, чтобы не болел, а чтобы коровы давали много молока.
Кроме зажинків, существует еще и обряд «закрутки», чтобы рука лихого человека не могла испортить хлеба: одна из женщин, взяв горсть колосьев, закручивает его узлом. Другие этого времени поют соответствующих песен.
Обжинки - старинный народный обычай празднования окончания жатвы, который призван обеспечить будущий богатый урожай
В последний день жатвы жнецы собираются вместе и под обжинкові песни вяжут последний сноп. В этом снопе собрана вся живительная сила поля, он имеет название дидух. Его украшают калиной, цветами, перевязывают лентами и торжественно заносят в дом. На Новый год его ставят на покути, а выходя в поле для первого засева, примешивают семена вымолоченного из него зерна.
В поселке на Николаевщине, где автор этой книги провел свое счастливое детство, такой сноп всегда ставили в общественном здании: в клубе, сельской столовой и т.д.
Нельзя обойти и обряда вой Спасовой бороды. «Бородой» служит небольшое количество нескошенных колосьев, их оставляют в поле, рассчитывая таким образом обеспечить плодородия на следующий год. «Бороду» перевязывают красной ниткой или лентами, кладут возле нее ломоть хлеба, соль и стакан с водой, распевая:
 
Вот тебе, борода, Хлеб, соль и вода!
 
Далее, пригибая этот клок («бороду») колосьями вниз, вытряхивают его и приговаривают: «Роды, Боже, на всякого долю, и бедного, и богатого». Кстати, это объясняется следующей легендой. Когда Христос не ходил еще по земле, колос ржи и пшеницы был на всю длину соломы. Как-то Господь с апостолами Петром и Павлом пришел в обличье нищего до одного хозяина. Вместо хлеба хозяйка взяла сырого теста и бросила в глаза Господу. Господь рассердился и сказал, что больше никогда не будет рождаться хлеб. Но собаки начали выть, Господь зжалився и оставил на их судьбу колосок. Поэтому крестьяне говорят: «Мы собачью судьбу едим, а когда колос шел аж до земли».
Вокруг «бороды» водят хоровод, танцуют, поют. Это символизирует кормление земли в знак благодарности за то, что она родит.
По окончании жатвы жнецы катаются по полю, чтобы спина не болела. Женщины гадают на урожай, трижды бросая позади себя серпа: как ударится острым концом о землю, то в следующем году будет урожай, а как ударится тупым или древком, то это плохой знак.
Следующее действо связано с виплітанням венка из хлеба, что им увенчивают голову выбранной девушке-жницы (как правило, лучшей работницы) - «княгини» («царевне», «княжне»). Дальнейшие действия заключаются в походе под пение песен ко двору самого лучшего хозяина, составление ему обжиночный венца (как символ достатка и радости), распевание соответствующих желаний. После этого начинается угощение и угощение жнецов с танцами и песнями.