Кольцо - композиционная фигура в стихотворном произведении, заключается в повторении звуков, лексем, строф и т.п., когда словно змика-ются анафора и эпифора (см.: Симплока). Чрезвычайно богата на этот прием лирика П.тычины, в которой наблюдается звуковое К. ("Издали смеялась стройная тополь"), лексическое ("Ой не крийся, природно, не крийся"), строфічне ("Закучерявилися облака"). Иногда стилистическую фигуру, в которой имеется повторение начала и конца стихотворения, называют епістрофою (греч. epistrophe - кручение), что предоставляет композиционной стройности не только классической строфе, но и астрофічній стихотворной форме:
Последние розы,
Белые розы.
Сентябрьские розы.
Они оделись
В ризы невиновности,
В одежды девственной чистоты,
Они сквозь осенний туман
Едва вспоминают лето,
Солнце и грозы,
Краплисті дожди и веселые радуги,
Ночи душні и поранки розовые,
Они, как во сне,
Видят весны возношения зеленый,
Слышат бессмертные слова соловьиные,
Прикосновения ветра счастливого ловят...
А все это живет в них:
Весна запахуща
И страстное лето,
Ветер, радуги и грозы -
Все это живет в них
И будет жить до тех пор,
Пока смертоносным бичом
их мороз не ударит,
Пока на землю не зронять
Последних своих лепестков
Белые розы,
Сентябрьские розы,
Последние розы (м.рыльский).
К. называется еще обрамлением (часто в прозаических произведениях).
|
|