Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВЛАДИМИР ВИННИЧЕНКО

Образ организатора и руководителя самочинных действий крестьян в произведении «Салдатики!»

И вариант

Винниченко зарекомендовал себя как талантливый писатель уже с первого своего сборника рассказов «Красота и сила». Он становится летописцем своего времени. Его внимание привлекают кардинальные сдвиги в сознании крестьянства, что до сих пор было покорным и молчаливым, а теперь поднимает восстание, забирает землю и хлеб у господ. Такую ситуацию он изображает в рассказе «Салдатики!», в центре которого стоит проблема - вожак и народ.

Никто из крестьян и не знает, как это произошло, что незаметен когда Явтух теперь вроде староста или старшина. Он был такой, как другие: тяжело зарабатывал по 10 копеек на день, молчал, повиновался и голодал. Но что-то случилось со всем селом, когда неизвестно откуда взялись листовки, которые пробудили у крестьян чувства ненависти и злости на господ, в которых говорилось о том, что на землю имеет право тот, кто на ней работает. Открытки прочитали все, но только Явтух осмелился созвать сбор и выступить перед крестьянами с речью, хотя раньше от него никто не слышал какого-то длинного разговора. Он выразил все то, что чувствовали его односельчане: говорил о том, что некому заступиться за крестьян, кроме них самих, что сами крестьяне делают неправду, потому что работают на господина, хоть Бог всем велел в поте лица есть хлеб, что надо забрать у господина то, что принадлежит крестьянам, и даже о том, что надо помогать другим селам отбирать хлеб у господ.

Итак, поскольку он якобы организовал всех крестьян, то они и воспринимали его за старшего. Он стоял во главе ватаги, которая приехала делить хлеб. Его разговор с господином Партнером была спокойной, потому что он знал, что поступает по правде: взять свое - то не кража. Твердость и спокойствие отличали его от всех крестьян и следующего утра, когда они вышли встречать роту солдат. Главарь прежде всего должен верить в то, что делает, тогда свою веру он сможет передать другим. Там, где появлялся Явтух, там, где слышно было его твердый и спокойный голос, стихали разговоры, стоны, вздохи.

Лучше всего раскрывается Явтух в сцене встречи с солдатами. Он не стал прятаться за спины других и, хотя не имел образования и никогда не был оратором, смог не только организовать крестьян, но и убедить солдат не стрелять . Ему это удалось потому, что в сердце его была твердая вера в справедливость их требований, вера в то, что солдаты не будут стрелять. Он смог найти нужное для солдат слово: «Мы не грабили!.. Мы же с голоду умирали!.. Мы же сами заработали тот хлеб, что забрали!.. Послушайте!.. Разве вы забыли? У вас же есть родители, матери!.. Мы же ваши родители, вы же такие,как мы...»

И Явтух сдержал слово, данное крестьянам: солдаты не стреляли. Но он сам погиб и таким образом спас деревню от страшной трагедии.

Итак, настоящим вожаком, которого бы слушались и которому бы верили крестьяне, должен быть человек из их среды, чтобы не только понимала, но и на себе испытала все страдания, выпавшие на долю крестьян. Только такой человек, хоть и необразованная, сможет найти нужное для народа слово. Только такой человек сможет не только на словах, а и на деле доказать справедливость крестьянской борьбы.