10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СТЕПАН ВАСИЛЬЧЕНКО
Трагедия загубленного жизни (по повести «Талант»)
Выдающийся украинский писатель Олесь Гончар, анализируя творчество Степана Васильченко, отметил: «Талант мужества и талант сострадания, без которых не бывает настоящего писателя, в высшей степени был присущ этому человеку, проявляясь и в творчестве Васильченко, и в его жизненных поступках». Это замечательные слова к жизнеописанию автора повести «Талант». Степан Васильченко всегда отстаивал собственные гуманистические принципы, свои взгляды на назначение литературы вообще. Придирчивые критики не раз донимали писателю своими политизированными несправедливыми суждениями. С их точки зрения, Васильченко, пережив революцию и гражданскую войну, не имел права писать о тех же крестьян, об учителях и детях, об извечном страстное стремление народа к свету и счастью.
В своих автобиографических записках Степан Васильченко признавался в том, что для творчества сознательно брал сюжеты из близкого ему жизнь. Именно окружающая действительность сделалась для писателя живительным источником творчества. А самая большая правда заключалась в том, что украинская молодежь и дети продолжали вырастать в темноте и невежестве, не имея свободного доступа к культуре и образованию. Степан Васильченко учительствовал в украинских деревнях и много встречал способных потомков рода, молодых певиц, замечательных скрипачей и вообще людей с искренним влечением к искусству и науке. Эти невеселые впечатления легли в основу повести «Талант».
В центре повести - судьба молодой сельской учительницы Татьяны. Эта девушка, одаренная от природы дивной красоты голосом и незаурядными артистическими способностями, стремится к образования, знаний, пространства творчества. Образ Татьяны является одним из самых совершенных женских образов в творчестве Степана Васильченко. В нем наиболее полно и нельзя убедительно раскрываются лучшие черты украинского народного характера. Девушка полна жажды прекрасного, надежд и чаяний. Она стремится принести пользу своему родному народу. Кроме того, Татьяна трудолюбивая, веселого нрава и доброй души девушка, скромная, застенчивая. Татьяна осознает свою талантливость, но это только добавляет ей чувство собственного достоинства, а также ответственности перед людьми. К своему таланту девушка относится очень спокойно: она не собирается продавать его ни за деньги, ни за славу. Татьяна торжественно говорит: «Дано мне малісіньку искорку святую... и она осветила мою жизнь біднеє... И пусть погаснет лучше искра во мне праздника и пусть будет бесполезна моя жизнь и темнее темной ночи, когда отдам ее в поругании или в грязь втопчу». Автор отмечает, что во время этого монолога Татьяна возвела руки к небу, как ребенок. Это является важным моментом, характеризующим истинную натуру девушки. Но романтическое мировосприятие преобладало: Татьяна не умела трезво оценить жестокую реальность.
Трудным был первый удар судьбы. Старая помещица разогнала театр. К тому же, кто-то распустил по деревне грязные слухи. Эти события тяжело подавили душу Татьяны. Васильченко обращает особое внимание на то, как изменилась девушка: «Неинтересная стала Татьяна: и взгляд робкий, речь тише, как будто и сама понижчала, с лица спала. Боится кому-то помешать, надоесть, ходит огородами, глухими улицями, лицо в платок прячет. Буденнаякась, серенькая...» Так жизнь жестоко розправилося с девушкой. Совсем недавно глаза Татьяны сияли творческим вдохновением, она была оживленной и веселой. А теперь перед девушкой встают совсем другие вопросы. «Чего дожидаться? Зачем жить?» - спрашивает она. Наконец Татьяна, у которой убили даже само желание жить, решается на самоубийство, и это ей удается.
Образ главной героини повести Степана Васильченко «Талант» следует воспринимать обобщенно. Главной проблемой произведения является трагическая судьба таланта из народа. Писатель осуждает безразлично, или просто преступное отношение общества к одаренной украинской молодежи, народного образования. Финал повести «Талант» трагический, произведение вызывает у читателя глубокую грусть. Но благодаря мастерству Степана Васильченко где-то рядом с этим чувством остается надежда. Ведь народ, который порождает детей с божьей искрой в душе, должен иметь действительно неисчерпаемые духовные силы.