Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ДОВГАЛЕВСКИЙ МИТРОФАН (светское имя Михаил, гг. р. и см. невод.) - культурно-образовательный деятель, писатель, одна из самых значительных фигур литературы украинского барокко.

Учился, видимо, в Киевской академии, с 1735 г. преподавал в ней синтаксиму, в 1736 - 1737 гг. - поэтику. Оставил после себя знаменитый курс поэтики «Сад поэтический», что считается классическим образцом барочной поэтики, где черты стиля барокко изложены наиболее совершенно. Одновременно это последняя поэтика, что культивировала этот стиль в Киевской академии. Среди поэтических примеров поэтики немало хороших стихов самого М. Довгалевського, в частности панегирики Г. Заборовскому и Анне Иоанновне с великолепной вставкой о культе человеческого ума («Ум в жизни главное, а все остальное погибает бесследно»). За обязанностью преподавателя поэтики написал также книжным украинским языком две школьные драмы, считающиеся классическими образцами жанра. Первая из них, рождественская драма «Комическоє действіє», поставлена 25 декабря 1736 г. Пьесу написано на традиционный рождественский сюжет. От других подобных драм ее отличает сжатое изложение и меньшее количество аллегорических образов. Вторая драма «Властотворній образ человеколюбія божия...» - пасхи.

Она состоит из одного акта и пяти сцен с пятью кантами при них. В обеих драм добавлено по пять интермедий, написанных разговорным украинским языком. Исследователи высказывают сомнение, был автором их сам М. Довгалевский, или кто-то из его учеников, но интересным является наблюдение М. Петрова о связи между интермедиями и драмой, где в разных аспектах, высоком и низком, определяются одинаковые проблемы. В то же время интермедии к драм М. Довгалевського представляют собой высшую ступень в развитии украинской драматургии, будто предшествуют возникновению собственно украинской комедии. Драмы М. Довгалевського и интермедии к ним в определенной степени повлияли на дальнейшую украинскую литературу, в частности отголоски их видим в «Энеиде» И. Котляревского. Дальнейшая судьба М. Довгалевського неизвестна, очевидно, он жил в Михайловском монастыре в Киеве, где и умер.

Лит.: Петров II. Мистерии и комедии учителя пиитики в Киевской академии иеромонаха Митрофана Довгалевского //Тр. Киев. дух. акад. 1865. № 2; Петров Н. Очерки из истории украинской литературы XVII - XVIII вв. К., 1911.

М. Шевчук