Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ДНИПРОВА ЧАЙКА (спр. Василевская Людмила Алексеевна; 01.11.1861, с. Карловка, теперь Зеленый Яр Доманевского р-на Николаевской обл. - 13.03.1927, с. Германовка Обуховского р-на Киевской обл.) - писательница, переводчик.

Родилась в семье священника, окончила частную женскую гимназию в Одессе (1879), учительствовала. Позже активно работала в киевской «Просвете». За пропаганду антиправительственной литературы и помощь политическим заключенным 1905 г. была арестована. На формирование литературно-эстетических вкусов оказали влияние произведения Т. Шевченко, М. Гоголя, А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, Дж. Байрона, Ф. Шиллера, античных поэтов и драматургов, впоследствии - М. Коцюбинского, украинских прозаиков XIX - XX вв.

Писать Днипрова Чайка начала еще в гимназии. Некоторые стихи («На смерть Тургенева») были напечатаны в «Одесском вестнике» (1883). Ее украинские стихи печатали альманахи «Степь», «Нива», «Первый венок», «Волна за волной», журналы «Заря», «Киевская старина», «Литературно-научный вестник», «Звонок» и др. Творческая работа была для писательницы настоящим праздником - «свадьбой». «Моя водка - черные чернила, свадебная шишка - хорошая книга, свадебное гильце - легонькое порэто», - афористично выразилась она в своей «Записной книжке».

Тематический диапазон поэзии Днипровой Чайки передает общедемократические настроения борьбы против колониальной политики царизма в Украине; в ней звучат любовь и уважение к труженику, переживание за судьбу крестьянства. Традиционной для своего времени была и поэтическая манера Днипровой Чайки: либерально-народнические лозунги («полная свобода», «развитие в родном краю», «снос оков народа») в его стихах сочетаются с фольклорным и этнографическим элементом. По селам, где работало супругов Василевских, они собирали фольклорные материалы, записывали народные песни, которые потом с голоса Днипровой Чайки положили на музыку М. Лысенко и А. Канощенко. Созданные на этой основе собственные поэмы - сказки для детей были использованы М. Лысенко как либретто для детских опер («Коза - дереза», «Пан Коцкий», «Зима и весна, или Снежная краля»).

Прозаическая творчество писательницы началась рассказом «Знахарка» (1884), построенным на фольклорно-этнографическом материале (И. Франко указывал на «перегруженность этнографизмом»), В следующих произведениях изображала процессы дифференциации деревни («Ночью», 1896 - 1909; «Вольтер'янець», 1896; «На Соленом», 1911), передавала общественный подъем накануне революции 1905-1907 гг, («Революционер», «Мстительница», 1901). В отдельных произведениях («Хрестонос», 1896; «сквитались?», 1899; «Война не утихает, война клекотить...») подносила голос за мир и согласие в обществе, самоочищения и совершенствования человека в толстовском духе. Рассказы обозначены углубленным психологизмом, тонким исследованием духовного мира персонажей («Хрестонос», «В школе», «Чудной», «Тень несозданных созданий» и др.). Отдельное место в творчестве принадлежит поэзии в прозе или ритмізованим миниатюрам под названием «Морские рисунки» («Девушка - чайка», 1892; «Спор», 1893; «Скала», 1893; «Буревестник», 1900; «Скворцы», 1901; «Плавни горят», 1902), написанным в импрессионистической манере-символической манере (их можно сравнить с ранними произведениями этого жанра В. Стефаника, О. Кобылянской). Однако поэзия в прозе Днипровой Чайки более социально ангажированное, здесь затрагиваются вопросы судьбы народа, роли художника в обществе.

Переводила с русского М. Лермонтова «Выйду я тихонько на дорогу», «Мцыри-монах», «На севере облачной», «Парус», О. Пушкина «Втопник» и с шведского С. Лагєрлеф «Королева Кунгахем», «Ингрид».

Значительный вклад писательницы в развитие детской литературы - стихи «Зима», «Весна», «Плач детворы»; рассказы «Свекла», «Капли - путешественницы»; сказки «Сказка о Солнце и его сыне», «Греческая сказка». Выступала со статьями и рецензиями в педагогической прессе, деятельно сотрудничала в журнале «Звонок», интересовалась фольклором. 1884 г. представила на VI Археологически-этнографический съезд, состоявшийся в Одессе, три тетради «Украинских народных песен, их поют в Днепровском уезде Таврической губернии». Много песен с голоса писательницы записал М. Лысенко, который создал на ее слова несколько романсов.

Лит.: Коваленко-Коломацкий Г. Днипрова Чайка. Л. О. Василевская, уродж. Березина (воспоминания) //Красный тцлях. 1927. № 4; Конощенко А. Днипрова Чайка (воспоминания) // Украина. 1927. № 5; Франко И. «Нива», украинский литературный сборник // Франко И. Собр. произведений: В 50 т. К., 1980. Т. 26; Пинчук В. Днипрова Чайка. Жизнь и творчество. К., 1984.

Л. Демьяновская