Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века
Марко Вовчок (1833-1907 гг.)
«Народные рассказы»
В течение 1856-1857 годов Марко Вовчок написала двенадцать рассказов из жизни украинского крестьянства и направила их в Петербург Пантелеимону Кулишу. И уже в декабре 1857 года свет увидела небольшая книжечка под названием «Народные рассказы», подписанная именем Марко Вовчок. В сборник вошли 11 рассказов: «Сестра», «Казачка», «Чумак», «Одарка», «Сон», «Панськаволя» (позже - «Аграфена»), «Выкуп», «Свекровь», «Знай, ляше!», «МаксимТримач», « Данило Гурч». Рассказ «Волшебство» не вошло в подборку, потому что не соответствовало реалистическом характера других рассказов.
У1858-1859 гг. эти рассказы автор перевела на русский язык и опубликовала в журнале «Русский вестник».
«Народные рассказы» были направлены против крепостнического строя, продолжали в прозе ту борьбу, которую развернул в поэзии Т. Шевченко. Эти рассказы стали новым литературным явлением в тогдашней украинской прозе. Писательница находила свои собственные пути в отборе, обобщении, в форме изложения, в особенностях композиции, приемах создания образов.
Одной из центральных тем «Народных рассказов» жизнь крепостных, в частности судьба женщины-крепостной.
«Казачка». Этот рассказ раскрывает трагическую судьбу свободной женщины, которая стала крепостной. Казачка Олеся, вступив в брак с крепостным, сама стала рабыней. Кріпаччина лишила Олесю семьи: господа разлучили ее с мужем, забрали детей и обрекли на самітню старость и преждевременную смерть. .
«Аграфена» и «Одарка». Эти рассказы рассказывают о судьбах женщин, которым крепостники разрушили жизнь: Аграфену лишили материнского счастья и привели к безумию, а Одарку, обесчещенную господином, - к гибели. Марко Вовчок показала истинное лицо господ, скрытое под маской либерализма.
«Народные рассказы» написаны в форме повествования от первого лица или от имени близких героям людей. Правдивые истории из жизни народа рассказываются искренне и просто.
«Сестра». Героиня рассказа, потеряв мужа, посвятила свою жизнь брату и его семье: она отдала ему все свое имущество, нянчила его детей, но из-за семейных неурядиц была вынуждена оставить дом и пойти в батраки. Рассказ «Сестра» раскрывает образ честного, справедливого человека, которая претерпела обиды от близких людей, но не потеряла сочувствие к судьбе других.
Для героев произведений Марка Вовчка основной характерной чертой является стремление к свободе. В рассказе «Выкуп» таким показан крепостной Яков, который любой ценой стремится стать свободным, а в рассказе «Максим Держатель» - старый казак Максим, который не соглашается на брак своей дочери Кати с Семеном пастухом.
В селянстві писательница видит основную движущую силу общественного жизни, подчеркивая, что освобождение крепостных зависит от них самих.
Отдельные семейно-бытовые рассказы сборника - «Свекровь», «Максим Держатель», «Данило Гурч» - посвящены теме жизни незакріпачених людей. В основу этих произведений положены реальные для тогдашнего села жизненные ситуации: взаимоотношения свекрови с нелюбимой невесткой, родителей с детьми, принудительный брак, супружеское убийство.
В своих произведениях Марко Вовчок показывает, к каким фатальным последствиям может привести насилие, даже вызванное благими намерениями, например, насилие отцов над дочками, которым они желают добра, отдавая за богатых нелюбимых. Виной такого насилия писательница считает жажду денег, которая появилась у крестьянина за бесправие и постоянное угнетение.
В образах своих положительных персонажей писательница воплотила характерные черты украинского народа, создала яркие национальные типы старого казака, матери, девушки, юноши.
«Народные рассказы» является своеобразной книгой украинской народной жизни накануне реформы 1861 года.
|
|