10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Идея служения художника народу в новелле «Intermezzo»
«Intermezzo» - это небольшое музыкальное произведение произвольной строения, исполняемая оркестром между частями оперы. В переводе с итальянского означает «перерыв».
Для героя произведения путешествие из города на природу тоже становится небольшим перерывом в его шумном, полном переживаний и забот жизни, что протекает в городе.
Эпизод, описанный в произведении, действительно имел место в жизни. Коцюбинского в 1908 году. Вконец измотанный службой, общественной работой, обессиленный болезнью, он мечтал об отпуске, отдых. Однако писатель борется с этой усталостью, борется за внутренний покой, который дал бы ему возможность погрузиться в любимое дело - художественное творчество.
Усталость отступает. Человек наблюдает природу. Ее красота, ее неповторимое лицо захватывают, вызывают целый ряд положительных эмоций. Солнце, поле, птицы наполняют душу художника неповторимыми красками, грациозными движениями и гармоничной музыкой. Под конец отпуска М. Коцюбинский уже не чувствует себя усталым, одиноким. Он живет полнокровной внутренней жизнью и готов эти свои переживания вылить на бумагу.
М. Коцюбинский переосмыслил музыкальный термин и вложил в него иной смысл. Интермеццо в него - это перерыв, время, когда герой набирается сил для новой работы и борьбы.
Лирический герой произведения, даже отдыхая, не может забыть о людях, отгородиться от них. Он очень любит природу, но человека - более всего. В начале произведения атмосфера мрачная. Лирический герой, как и сам автор, изнуренный тяжелым трудом, общественными делами, борьбой, которую ему приходится вести, чтобы предотвратить человеческому горю. И вот он оказывается за городом, среди природы, и впервые замечает: «Ах, как много всего: неба, солнца, веселой зелени». В мире природы герой особенно любит солнце, которое высевают в его душу золотой засел - любовь к жизни, человека, свободы. Солнце - традиционный образ свободы, новой жизни. Мрак - символ гнета и насилия.
Солнце меняет не только настроение героя, оно проникает в глубину его сердца, переполняет все его естество, придает какого-то другого смысла его бытию.
Новелла «Intermezzo» - почти сплошной пейзаж. Кажется, что писатель, чувствительный к социальным проблемам общества, отдался чистому искусству. А может, это не так, и в картине природы зашифрованный еще какой-то смысл, ключом к расшифровке которого и есть те необычные «действующие лица»?
Как только лирический герой покидает город, отходят на второй план и его заботы. И на какой-то момент в его душе воцаряется равновесие: напряжение уже немного отошло, но бодрость, радость жизни еще не вернулись. Вот как этот миг изображена в произведении: «Как только тележка вкатилась на широкий зеленый двор - закуковала кукушка. Тогда я вдруг услышал великую тишину». Эта тишина постепенно начинает заполняться голосами, сливается с «симфонией полей» и усиливает основную образную тему произведения - нарастающее мажорное развертывания образа солнца.
Столкновение образов «моя усталость» и «солнце» составляет ядро образного конфликта новеллы. Постепенно исчезает усталость, и проникает в душу героя оптимистическое жизнеутверждающее тепло. Но конфликт здесь больше напоминает конфликт в музыкальном произведении, когда сталкиваются различные музыкальные темы.
Показав в образе лирического героя «Intermezzo» человека интеллигентного, очевидно, демократически настроенного художника, писатель ставит проблему взаимосвязи художника и общества. Может ли художник убежать от проблем, которые выдвигает жизнь, может он спрятаться среди прекрасной природы?
Весь духовный склад художника, его мировоззрение, моральная позиция, идеалы, несмотря на личную усталость и общую общественно-политическую атмосферу апатии, ведут его снова к людям, к борьбе с человеческим горем.
Новелла «Intermezzo» - высокохудожественное произведение, который являет собой блестящий сплав поэзии, музыки человеческого горя. А лирический герой новеллы воплощает нравственные качества лучших людей эпохи.