НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Деятельность "Русской
троицы"
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
(1814-1861)
Тарас
Григорович Шевченко - гениальный сын Украины, мыслитель, пророк национального
возрождение в Украине, непревзойденный поэт, художник-новатор, талантливый
драматург и повістяр, оригинальный художник, один из величайших мастеров
украинской живописи и графики, борец за свободу Украины, за утверждение
украинской нации.
Тарас
Шевченко родился в с. Моринцы Звенигородского уезда (ныне Черкасская
область), умер в Петербурге, похоронен в Каневе. Рано оставшись круглым
сиротой, скитался по людям, прошел путь от крепостного казачка, солдата к
прославленного поэта, художника-академика. Впечатления детства и юности поэт взял
за основу автобиографических произведений, написанных в период и после ссылки
("И вырос я на чужбине...", "Если бы вы знали, паничі...",
"И золотой, и дорогой...", "Мені тринадцятий минало..."),
русскоязычных повестей "Художник", "Музыкант".
Ранний,
романтический период поэтического творчества характеризуется тематическим разнообразием:
назначение поэзии, место и роль поэта в общественной жизни (стихотворения "Думы
мои, думы мои...", "Перебендя", элегия "На вечную память
Котляревскому", послание "К Основьяненко"); поиски счастья,
конфликт высокой человеческой мечты и жестокой действительности (стихи-мысли "Течет
вода в синє море...", "Зачем мне черные брови..."; баллады
"Причинная", "Тополь"); трагическая судьба женщины-матери,
поруганной барином - помещиком (социально-бытовые поэма "Катерина");
поэтизация славного исторического прошлого Украины (исторические поэмы "Иван
Подкова", "Гамалия", "Гайдамаки", послание "К
Основьяненко").
В
период "трех лет" Т. Шевченко создал мировые шедевры-образцы
политической сатиры: "Кавказ", "Наймичка",
"Еретик", "И мертвым, и живым...", "Большой
погреб", "псалмы", поэзии "Проходят дни, проходят
ночи...", "Три лета", "Как умру, похороните...". В
поэзии Кобзаря высказано любовь, веру в ее светлое будущее.
Художественная
наследие Шевченко актуальна во все времена как для Украины, так и для мира.
* * *
"На
долгое время молодой художник, которому шел тогда шестнадцатый год, расстался с
родным краем. Что же взял он отсюда с собой в жизнь?
С
малых лет полюбил Тарас природу, красоту Украины и как художник, и как поэт
отражал ее в своих поздних произведениях. Но среди этого земного "рая"
жизнь бедных крепостных было адом. На самом себе, на судьбы своих
родителей, братьев и сестер познал Тарас Григорьевич, что такое крепостное право. В своей
богатейшей памяти сохранил он неисчерпаемые сокровища устного народного
творчества-многочисленные песни, сказки, легенды, предания. Собственно, украинский
фольклор дал ему знания из тех "предметов", которых не было в дяківській
"школе": родного языка, литературы, истории. С молоком матери усвоил
он родной украинский язык, которая впоследствии стала его литературным языком. И хоть
пришлось Шевченко жить на литовской, российской, казахской земли, он
сохранил этот язык до последних дней своей жизни. Вместе с тем он безукоризненно...
владел [на русском языке], писал письма, литературные произведения, дневник. Крепостное
окружение Шевченко, устное народное творчество формировали его социальную и
национальное сознание".
(Есть. Кирилюк)
* * *
"Появление
Шевченкового "Кобзаря" 1840 г. в Петербурге должен считаться
эпохальной датой в развития украинского писательства, второй после
"Энеиды" Котляревского. Ся маленькая книжечка сразу открыла словно
новый мир поэзии, возник языков источник чистой, холодной воды, засверкала
неизвестной до сих пор в украинском писательстве ясностью, простотой и поэтической
грацией высказывания".
(И. Франко)
* * *
"Он
был сыном мужика и стал обладателем в царстве духа.
Он
был крепостным и стал великаном в царстве человеческой культуры.
Он
был самоучкой - и указал новые, светлые и свободные пути профессорам и книжным
ученым.
Десять
лет он томився под тяжестью российской солдатской муштры, а для свободы России
сделал больше, чем десять победоносных армий.
Судьба
преследовала его в жизни, сколько только могла, и она не сумела превратить
золота его души в ржу, ни его любовь к человечеству в ненависть и гордыню, а веры
в Бога в уныние и пессимизм.
Судьба
не жалела ему страданий, но и не пожалела утех, что били из здравого
источники жизни.
Лучший
и самое ценное сокровище судьба дала ему лишь по смерти - бессмертную славу и всерозквітаючу
радость, которую в миллионов человеческих сердец все заново пробуждать его произведения.
Этаким
был и есть для нас, украинцев, Тарас Шевченко".
(И. Франко)