Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ, ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ УКРАИНЦЕВ, УКРАИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

ДЕМОНОЛОГИЯ

ПОП В КОЛОКОЛ, А ЧЕРТ - В КЛЕПАЛО (черти, ведьмы и прочая нечисть)

Говорят, что под Новый год открываются двери ада, и на землю выходит нечистая сила гулять, шутить и крещен народ пугать. Начиная с этой ночи, вплоть до Богоявления, нечистая сила вредит, как может, каждому, кто позабыл оградить свои дела крестом, нарисованным на входных дверях. Целый год скучают черти в аду в ожидании мгновения, когда Бог с радости рождения у него сына, откроет дверь и выпустит погулять.
Развлекаются в эти дни и люди, а кто хитрее, еще и пытается сам использовать нечистую силу, что ходит среди людей, обращаясь к разного рода гаданий...
Нечистая сила у восточных славян - это общее название для всех низких демонологических существ и духов, синонимична таким названиям, как злые духи, бесы, дьяволы и т.д. Общим для всех персонажей низкой мифологии является их принадлежность к «негативному, «нечистого», «нездешнего», «потустороннего мира» (иногда более четко - в ад, геенну) и связанное с этим противостояние положительном, здешнему миру.
По народным верованиям, нечистую силу было создано самим Богом (из его отражения в воде, из ангелов-отступников или ангелов, изгнанных Богом с неба на землю или в ад и т.д.) или Сатаной, что создал в противоборстве с Богом свою армию нечисти. Менее распространены поверья о том, что разного рода демонологические существа появляются из так называемых заложенных покойников (некрещенных детей, самоубийц, умерших неестественной смертью), детей, проклятых родителями, людей, похищенных нечистой силой (лешим, водяным, русалками), детей, рожденных от сношения с нечистой силой и т.д.
Существует и такая интересная легенда. С самого начала черт был в своих злых делах один-одинешенек на весь белый свет. Это одиночество ему надоело, поэтому он попросил у Белобога сотворить ему собрата. Белобог позволил ему обмакнуть палец в воду живую и встрепетнуть за спину: из капли должен был появиться верный товарищ. Но прожорливый, жадный черт обмакнул руку по локоть. А когда стряхнул капли, появилось огромное количество разного рода демонов, которых вместе с их создателем был сброшен с неба. Нечисть летела 40 суток, а только Белобог произнес «Аминь!», демоны навсегда остались там, куда попрятались тот момент: кто в воде, кто - в лесу, кто - в горах, а кто - в человеческих жилищах.
Соответственно, украинский пандемониум структурно распадается на несколько видов: демоны семейного очага (домовые, казначеи); демоны природы (водяные, болотяник, лешие, русалки); человеческие химеры (упыри, вурдалаки, колдуны, ведьмы, черти); призраки (нищета, блуд, бред, тоска,
трясця, завійна т.д.).
Широко известны у славян есть верования, что нечистая сила (дьявол, черт) может вылупиться из петушиного яйца. Нечистая сила является вездесущей, однако ее собственным пространством являются лишь нечистые места: дебри, чаща, трясина, непроходимые болота; перекрестки дорог; мосты, границы сел, полей; пещеры, ямы, все виды водоемов, особенно водоворот, омуты; колодцы; нечистые деревья - верба, орех, груша; подполья и чердаки и т.д. Вообще, жилье - один из главных признаков, по которым нечистая сила именуется: леший, бор, моховик, полевик, луговик, межник, водяной, омутник, вировник, виринниця, веретник, травник, дворовой, домовой, овинник, банник, амбарник, гуменник, хлебница, запічник, полевик. И так до бесконечности.
До внешних признаков нечистой силы относятся характерные аномальные проявления: сиплый, громкий голос, шум, треск, гул, вой; скорость перемещения, стремительные вращательные движения, быстрые изменения вида. Для отдельных представителей характерны свои специфические формы поведения и образа жизни: черти пируют, пьют вино, играют в карты, женятся и устраивают свадьбы; русалки танцуют, поют, раскачиваются на деревьях, расчесывают волосы; леший пасет волков, плетет лапти; домовой ухаживает за скотиной, предсказывает смерть и др.
Страх перед кознями нечистой силы заставляет людей прежде всего избегать нечистых мест и нечистого времени, на пример, не купаться в реке до и после определенного времени, не ходить в лес и в поле в русалкин неделю, не выходить из дома в полночь, остерегаться святок; не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, заслонять в нужное время окна, трубу, завешивать зеркало, а также совершать специальные действия-обереги: чтение молитвы, окреслювання круга. Нечистая сила боится крестного знамени, четных чисел, пения петуха. Для отпугивания нечистой силы может применяться также эффект «чуда», то есть рассказ о какую-нибудь замечательную историю (свадьба брата и сестры, рождение ребенка в 7-летней девочки и т.д.). Применяются также растения-обереги, особенно мак, полынь, крапива. Вместе с тем люди иногда сознательно вступают в сговор с нечистой силой, например совершают гадания, для чего снимают с себя крест, идут на перекресток дорог, в баню или другие нечистые места; возводят уроки и проч. Призывать черта при желании можно свистом, особенно в «чертовых местах»: на перекрестках и пустырях. Ну а чтобы держать его на должном расстоянии, советуют иметь при себе ножа, причем освященного. Нож нечистая сила вообще очень боится, поэтому, например, роженица часто кладет рядом с собой или зарывает глубоко в одеяло и кладет в колыбель младенца под нож - и так до тех пор, пока ребенка не похрестять.
Присутствие разного рода нечистой силы в жизни людей давно стала любимой темой для произведений литературы, причем фантастические, фольклорные представления переплетаются с христианским вероучением. Но нечистая сила выполняет и своего рода воспитательную функцию, функцию определенного природного табу, психологического барьера, чтобы не пересечь границ дозволенного, «человеческого», не испортить доброго начала Вселенной, прежде всего преодолеть в себе самом все негодное и злое. Такой колоритный образ, как никто другой, наглядно демонстрирует, «каким нельзя быть или стать» ни при каких условиях.