10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ФРАНКО
Образ Ивана Вышенского
(по одноименной поэме И. Франка)
На рубеже XVI-XVII вв. одним из самых оригинальных писателей-полемистов был Иван Вышенский. По предположению И. Франка, в жизни И. Вышенского должна была случиться какая-то событие, которое так повлияло на него, что он решил стать монахом. Иван Вышенский разоблачает несправедливость, лживость, лицемерие, ненависть к простому люду, распущенность не только польского, но и украинского дворянства, особенно высшего духовенства. «Была се натура простая и сильная, что не умела кривить душой, а то искренна и смела душа и которое живет и крепкое слово были у нашего писателя!» - с восторгом отзывался о нем Иван Франко. Иван Вышенский писал послания и полемические трактаты, в которых отстаивал жизненные интересы народа, разоблачал жестоких господ и епископов, мечтал о справедливый общественный строй. Самые выдающиеся его произведения - «Послание ко всем, в Лядской земли живущих», «Послание к князю Острожскому», «Послание к епископам». Послание не потеряли своей актуальности и в наше время. Идею произведений И. Вышенского можно определить так: Бог дал человеку жизнь, чтобы он прожил ее согласно законам христианской морали. Из произведений Вышинского возникает противоречивый образ монаха («голышом-странника»), который, отказавшись от утех жизни, продолжает верно и пламенно любить родной край, страстным словом беспощадно обличая власть имущих.
Иван Вышенский был монах-фанатик и демократический деятель в одном лице. Его творчество и вообще вся полемическая литература того времени выводили украинство в круг идей Реформации. И. Франко писал: «Иван Вышенский нарушает душу, возбуждает «голос совести», утверждает «моральные идеалы, глубоко гуманные и постепенные». Мощный огонь, который горит в написанных словах Вышенского не перестает до сих пор говорить к нашему сердцу». «Писаніє до всех обще...» представляет собой литературную форму письма, которая была присуща творчеству И. Вышенского. И. Франко писал: «Живая натура нашего автора, проявляючися в его писаниях, так и перла его в форму письму, то есть к тому, чтобы говорить только в лицо своего соперника или сторонника, убеждать не самой силой абстракційно-богословских аргументов, но моральным и психологическим воздействием человека на человека, живого слова, тона, колорита, беседы... Форма послания свободная, безпретенсіональна и заодно интимно-субъективное соответствовала его натуре».
Вырисовывается своеобразие послание - автор оперирует широкими разоблачительными обобщениями. Сила Вышенского-художника переходит в его слабость. На этом настаивал И. Франко: «Ни его талант, ни политическое образование не вистарчили на то, чтобы из сего материала сделать труд публицистическую, получилось только эффективно в отношении формы, но слабое по ричи подражания ветхозаветного пророка». И тут же и. Франко об этом произведении говорит: «Писан он с большим пылом, но грешит местами многословієм и риторикой, хоть вообще производит сильное впечатление, а отдельные уступы учитывая силу впечатления и величие помыслов принадлежат к лучшему, что вообще занимает наша литература». Социальные контрасты И. Вышенский передает стилевыми контрастами.
В свое время И. Франко отмечал на особом лиризме произведений И. Вышенского. В «Послание к епископам» автор вложил много чувства, причем это волнение не аскета-затворника, а любовь демократа до голодных, ободранных, которых он защищает перед феодалами и отстаивает их человеческое достоинство. «Я же ся вы духовными, а не толкьо духовными, - спрашивает И. Вышинский, - но и верными зовут можете, когда брата своего, во единой купели крещения - верою и вот единое матери - благодати ровно с собой породнившагося, подлейшим вот себя делаете, уничижаете, и ни за што быти вменяете, хлапаете, кожемякаете». «Послание к епископам» заканчивается оптимистично. И. Вышенский верит в силу своего народа, который никогда не пойдет за униатами на «блуд» к римской церкви и будет бороться также против социального и национального угнетения. «Никогда еще до того времени сильные мира сего, светские или духовные, не слышали от простого южноруса таких гордых, решительных и потрясаючо сильных слов» (И. Франко).
Попробуем сделать воображаемое путешествие в прошлое, в XVII век, а точнее - период между 1610-1621рр. Греция. В те далекие времена она была центром православного христианства. На гору Афон отовсюду шли верующие. Большинство из них, посетив святые места, возвращались домой, но были и такие, что оставались здесь, принимали монашество и всю последующую жизнь проводили в молитвах, надеясь на «милость божью». Однажды, когда солнце безразлично отражалось в синих волнах моря, открылась темная брама монастыря и со двора выступил ход. Послышался монотонное пение. Словно отблески пожара, над головами монахов колебались красные хоругви.
Впереди молодой монах нес деревянный крест с распятием. Дальше шла процессия босоногих монахов. Среди них тяжело передвигал ноги сморщенный пожилой дедушка. Простая сермяга, накинутая на голое тело,
в руках небольшой березовый крест. Морской ветер развевал его белую, словно молоко, бороду. Ход медленно двигался к каменистых провалов. Наконец остановился над бездной. К белобородому старцу подошел игумен, настоятель монастыря, и взволнованно, чуть дрожащим голосом спросил:
- По доброй воле идешь в эту пещеру, старче Иван?
- Да, - глухо ответил старец.
- Навеки ты отрекся от мира, от родных, от земной жизни?
- Так, - еще глуше повторил старец.
- Осознаешь ли ты необратимость того, к чему стремишься, не боишься одиночества, не явится в час тяжких раздумий к тебе раскаяния?
- Нет, - ответил он.
- Будь же благословен, - сказал игумен. - Теперь в земном в жизни тебя не стало. Будь ты между нами братом, вознеси же в своем подвиге!
Сказав это, игумен поцеловал старца. Два молодые монахи обвязали его веревкой и спустили на выступ скалы. Там была выдолблена пещера. Теперь она стала его собственной - к смерти. С миром остается один связь: раз в неделю придет монах, постучит камнем по скале и будет наслухати стук в ответ. Если стук появится, значит, аскет еще жив, тогда опустит ему кружку воды и горсть пряжистого боба. И так до тех пор, пока стука не станет.
Кто же этот монах? Это был древнерусский писатель И. Вышенский. По выражению И. Франка, он был словно неподкупная совесть южноруського народа.
По пещере ходит старец,
Крест к груди прижимает,
Молитвы тихонько шепчет
и не думает о письме.
«Крест - мое единственное добро,
Крест - одна моя надежда,
Крест - одно мое страданье,
одинокая отечество».
Все, что вне его, заблуждение
и чортячая соблазн:
лишь один здесь путь истинный
и спасен - путь креста.
И плывет душа аскета
На величественной гармонии,
Словно на морских волнах лебедь
вверх качается то вниз.
Иван Вышенский - сын своего времени, когда господствующей идеологией была религия. Полемист и искал в ней спасения. Он верил, что, вимоливши прощения у Бога, улучшит народную судьбу, считал, что собственный
пример аскетической жизни побуждает сильных мира жить праведно и по совести. Для себя видел путь спасения - покинуть польско-литовское государство и идти в пустыню. Великому Каменяру принадлежат такие слова: «Иван Вышенский может еще и нашему поколению служить примером твердости, стойкости характера, прямоты и ясности в высказываниях своих взглядов и соостветствия между убеждениями и целым жизнью».
В пещере в самом входе
сгорбленный сидит пустынник
и письмо раз в раз читает и слезами полива.
«Слушай, родная Украина,
старая мать милосердия,
голосом плачевным зовет
вое любеє дитя».
Любеє, нет говорит,
Что в найтяжчую час,
в непрозрачную, лютую беду
свою мать пустынный!
Время идет на нее яростный,
перехресная дорога
перед ней - кто покажет,
каким путем ей идти?
Не згордуй же сим мольбой,
Спеши спасать мать!
Может, голос твой и ум твой
все вернет на добро.
И. Вышенский искал спасения в религии; любовь к родной земле, к народу - вот главная черта его характера твердого, устойчивого.
Я живу еще! По-старому
еще люблю Украину,
остальное ей жизнь отдам.