НИКОЛАЙ ВИНГРАНОВСКИЙ
   
    Первая колыбельная
   С помощью выразительных эпитетов «деточка золота», «тривого кареглазая», «гіллячко голубя» автор создал неповторнії образ родительской любви и тепла:
   
   Спи, моя деточка золота,
  Спи, моя тривого кареглазая.
  В теплых снах идут в поле ржи,
  И заря над ними идет высокая.
   
  Спи, моя гіллячко голубя,
  Тихо в моем сердце и счастливо.
  За окном плещется правда
  Твоих лет и судьбы гомінливої.
   
   Любая колыбельная песня передает любовь и заботу родителей. Особенность колыбельной Николая Винграновского заключается в том, что он неразрывно сочетает будущее своего ребенка и родной земле:
   
   Спи, моя детка, на поре.
  Тени спят и сонная яворина...
  И как небо в нашем Днепре,
  Так в тебе не спит пусть Украина.
   
  Пусть она не спит в тебе век,
  Потому что она - для тебя и для мира...
  Люли, мой маленький мужчина,
  Капле сон серебристый с верховную...
   
   Автор мастерски соединил два художественные средства - сравнения и літоту - в выражении «узенькая, как ладонь», создав таким образом своеобразный образ маленькой безымянной реки:
    
   Сама собой река эта течет,
  Маленькая речушка, узкая, как ладонь.
  Эта речушка Днепра тихая синяя дочурка,
  Малышка без имени еще.
   
  Она течет в огороде у нас под кленом,
  И наша хата пахнет ей борщом.
  Цветет над ней небо здоровенно
  Сладкими хмаринами с дождем.
   
   Этот образ приобретает масштабность и олицетворяет для лирического героя понятие семьи и Родины:
   
   Эта речушка течет для клена и для меня,
  Ее и тогда я вижу, когда сплю.
  Я эту речушку в огороде у нас под кленом
  Как папу и маму и как мед люблю. Поэт описал сад, использовав персонификацию («на коленях яблони спит ветер») и выразительную метафору («пахучие глаза цветов»), а также принял оказіоналізм - «небопад» (по аналогии с «звездопад») - для создания своеобразного образа неба:
    
   Пойдемте в сад. Я покажу вам сад,
  Где на коленях яблони спит ветер.
  А сгорбленный млечный небопад
  Освещает пахучие глаза цветов.
   
  Я покажу вам сливы на сучьях,
  Что настромились, падая молча.
  Зажала груша в желтых кулачках
  Вкусного солнца ласковые жовточки.
   
   Автор использует повторы слова «сонный», асонанси и аллитерации по, создавая образ всеобъемлющего сна:
   
  В поле спит заря под колоском
  И сонно слуха думу колоскову,
  И сонная тишина сонным языком
  Шепчет сада седую колыбельную.
   
  То летучие мыши. То кажанячий ряд
  Запутался в сонном волосах ночи...
  Пойдемте в сад. Я покажу вам сад.
  Его совесть покажу вам глаза.
   
   Особенностью пейзажной лирики М. Винграновского есть целостное восприятие природы и Родины, неразрывность этих понятий для авторского сознания. В стихах часто используется цветная и растительная символика для обозначения Украины. Например, сочетание образов синих слив и желтых груш.