НИКОЛАЙ ВИНГРАНОВСКИЙ
Первая колыбельная
С помощью выразительных эпитетов «деточка золота», «тривого кареглазая», «гіллячко голубя» автор создал неповторнії образ родительской любви и тепла:
Спи, моя деточка золота,
Спи, моя тривого кареглазая.
В теплых снах идут в поле ржи,
И заря над ними идет высокая.
Спи, моя гіллячко голубя,
Тихо в моем сердце и счастливо.
За окном плещется правда
Твоих лет и судьбы гомінливої.
Любая колыбельная песня передает любовь и заботу родителей. Особенность колыбельной Николая Винграновского заключается в том, что он неразрывно сочетает будущее своего ребенка и родной земле:
Спи, моя детка, на поре.
Тени спят и сонная яворина...
И как небо в нашем Днепре,
Так в тебе не спит пусть Украина.
Пусть она не спит в тебе век,
Потому что она - для тебя и для мира...
Люли, мой маленький мужчина,
Капле сон серебристый с верховную...
Автор мастерски соединил два художественные средства - сравнения и літоту - в выражении «узенькая, как ладонь», создав таким образом своеобразный образ маленькой безымянной реки:
Сама собой река эта течет,
Маленькая речушка, узкая, как ладонь.
Эта речушка Днепра тихая синяя дочурка,
Малышка без имени еще.
Она течет в огороде у нас под кленом,
И наша хата пахнет ей борщом.
Цветет над ней небо здоровенно
Сладкими хмаринами с дождем.
Этот образ приобретает масштабность и олицетворяет для лирического героя понятие семьи и Родины:
Эта речушка течет для клена и для меня,
Ее и тогда я вижу, когда сплю.
Я эту речушку в огороде у нас под кленом
Как папу и маму и как мед люблю. Поэт описал сад, использовав персонификацию («на коленях яблони спит ветер») и выразительную метафору («пахучие глаза цветов»), а также принял оказіоналізм - «небопад» (по аналогии с «звездопад») - для создания своеобразного образа неба:
Пойдемте в сад. Я покажу вам сад,
Где на коленях яблони спит ветер.
А сгорбленный млечный небопад
Освещает пахучие глаза цветов.
Я покажу вам сливы на сучьях,
Что настромились, падая молча.
Зажала груша в желтых кулачках
Вкусного солнца ласковые жовточки.
Автор использует повторы слова «сонный», асонанси и аллитерации по, создавая образ всеобъемлющего сна:
В поле спит заря под колоском
И сонно слуха думу колоскову,
И сонная тишина сонным языком
Шепчет сада седую колыбельную.
То летучие мыши. То кажанячий ряд
Запутался в сонном волосах ночи...
Пойдемте в сад. Я покажу вам сад.
Его совесть покажу вам глаза.
Особенностью пейзажной лирики М. Винграновского есть целостное восприятие природы и Родины, неразрывность этих понятий для авторского сознания. В стихах часто используется цветная и растительная символика для обозначения Украины. Например, сочетание образов синих слив и желтых груш.