Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Новые сокращенные произведения

НИКОЛАЙ ВИНГРАНОВСКИЙ

 

Первая колыбельная

С помощью выразительных эпитетов «деточка золота», «тривого кареглазая», «гіллячко голубя» автор создал неповторнії образ родительской любви и тепла:

 

Спи, моя деточка золота,

Спи, моя тривого кареглазая.

В теплых снах идут в поле ржи,

И заря над ними идет высокая.

 

Спи, моя гіллячко голубя,

Тихо в моем сердце и счастливо.

За окном плещется правда

Твоих лет и судьбы гомінливої.

 

Любая колыбельная песня передает любовь и заботу родителей. Особенность колыбельной Николая Винграновского заключается в том, что он неразрывно сочетает будущее своего ребенка и родной земле:

 

Спи, моя детка, на поре.

Тени спят и сонная яворина...

И как небо в нашем Днепре,

Так в тебе не спит пусть Украина.

 

Пусть она не спит в тебе век,

Потому что она - для тебя и для мира...

Люли, мой маленький мужчина,

Капле сон серебристый с верховную...

Автор мастерски соединил два художественные средства - сравнения и літоту - в выражении «узенькая, как ладонь», создав таким образом своеобразный образ маленькой безымянной реки:

Сама собой река эта течет,

Маленькая речушка, узкая, как ладонь.

Эта речушка Днепра тихая синяя дочурка,

Малышка без имени еще.

 

Она течет в огороде у нас под кленом,

И наша хата пахнет ей борщом.

Цветет над ней небо здоровенно

Сладкими хмаринами с дождем.

 

Этот образ приобретает масштабность и олицетворяет для лирического героя понятие семьи и Родины:

 

Эта речушка течет для клена и для меня,

Ее и тогда я вижу, когда сплю.

Я эту речушку в огороде у нас под кленом

Как папу и маму и как мед люблю. Поэт описал сад, использовав персонификацию («на коленях яблони спит ветер») и выразительную метафору («пахучие глаза цветов»), а также принял оказіоналізм - «небопад» (по аналогии с «звездопад») - для создания своеобразного образа неба:

Пойдемте в сад. Я покажу вам сад,

Где на коленях яблони спит ветер.

А сгорбленный млечный небопад

Освещает пахучие глаза цветов.

 

Я покажу вам сливы на сучьях,

Что настромились, падая молча.

Зажала груша в желтых кулачках

Вкусного солнца ласковые жовточки.

 

Автор использует повторы слова «сонный», асонанси и аллитерации по, создавая образ всеобъемлющего сна:

 

В поле спит заря под колоском

И сонно слуха думу колоскову,

И сонная тишина сонным языком

Шепчет сада седую колыбельную.

 

То летучие мыши. То кажанячий ряд

Запутался в сонном волосах ночи...

Пойдемте в сад. Я покажу вам сад.

Его совесть покажу вам глаза.

 

Особенностью пейзажной лирики М. Винграновского есть целостное восприятие природы и Родины, неразрывность этих понятий для авторского сознания. В стихах часто используется цветная и растительная символика для обозначения Украины. Например, сочетание образов синих слив и желтых груш.