Добавить рекламное объявление

Warning: file_get_contents(http://www.ukrlit.vn.ua/slide_rotator/rotator.html) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 500 Internal Server Error in /home/h3u97/public_html/blocks/top.html on line 18
Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Новые сокращенные произведения

ГРИГОР ТЮТЮННИК

 

Чудак

В начале зимы ходить Олесю в школу можно двумя путями: одна бором, вторая - рекой. Сюда удобнее, и в зазимки лед на реке тонкий, так и зияет черной пропастью.

Мать запрещает ходить в школу по льду через реку. Олесь смирно стоит у порога, слушает. Он еще мал, головой едва до защелки достает. Глаза у него черные, глубокие, как вода в тени, смотрят широко, словно сразу хотят понять весь мир.

Олесь любит зиму, любит рисовать на снегу, забывая обо всем.

В бору снега мало. То там, то сям проглядывает сквозь порошу трава с примерзлими к земле зелеными хохолками, устремляются ввысь низенькие пеньки с желтоватой, словно старый мед, смілкою на срезах. Тихо вокруг и уютно. Только время шелесне по гилли валек снега, струшений ветром с вершины.

...Внизу под подошвами в Олеся шевелилось корни - умирает сосна... Олесь нагреб снега под сапожками окоренок, утрамбовали его хорошенько и, решив, что теперь сосна не упадет, погицав через сугробы в школу.

Еще издали увидел мост с гатками по обе стороны. По ту сторону моста, через выгон, краснеет сквозь белое кружево пыльных деревьев кирпичная школа.

По дороге Олесь встретил группу школьников, что гнули молодой лед. Они предложили парню присоединиться к развлечению. Олесь отказался - и Федя Тойкало ударил его. У Олесевого глаза набухала шишка. Он лег лицом вниз, прижал висок до льда и начал рассматривать дно. Вдруг увидел щуку с пліточкою (небольшой рыбкой) в зубах.

- Пусти, - выдохнул Олесь и ляпнул ладонью по льду. И щука и не поворухнулась. А плотва исчезла. Он вскочил на ноги и стал гвоздя подбором в то место, где стояла щука, пока под сапогом не хрокнула вода.

Возле школы теленькнув звонок, улегся шум. А Олесь сидел посреди реки и плакал. Олесь поднялся, сунул книжку за пазуху и поплелся в школу.

На уроке рисования старенькая учительница Матильда Петровна задала рисовать навозный горшочек. Олесь нарисовал... дятла. Учительница хотела поставить двойку. Парень собрал книги и вышел из класса.

Олесь побежал в ивняки. Там он бродил до самого вечера. Потом собрался домой. Под заборами сидели дядьки, жгли сигареты и болтали, обсуждая парней; о Олеся они говорили, что он полоумный.

На мосту Олеся ожидании Федя Тойкало, он вдавил Олесю в руку подавленное теплый пирог. Поэтому не хотелось пирога, но он обрадовался примирению и дал ремезяче гнездо. Олеся увидел дед Прокоп и позвал ехать по солому. Парень сказал, что его назвали чудаком и спросил, что это такое.

- Оно, конечно, правильно. Рвение у тебя маловато. Все чего-то в земле порпаєшся. А надо - в людях. И так возле них, так... Того - локтем, того - почотом... Глядь - вперед вышел. А первого не перечепиш, потому что не догонишь. О!- Деду, почему дятел шишки ест, а щука - пліточок?

- А то уже кто какого рода.

- А я не забрал у дятла шишки, - хвастается Олесь.

- И верно. Зачем она сдалась. Это как толковое что-то увидишь - дощечку, скажем, или пунктик - тогда бери.

- Зачем?

- Пригодится.

Парню было жаль лошадей, потому что дед наложил на виз много соломы и бил лошадей.

- Вот послушай, дурачок, что я тебе скажу. Слушай и на ус мотай. Здесь, на земле, не бить нельзя. Здесь не ты, так тебя одрепають еще и плакать не дадут. Понял?

Олесю стало грустно. Дома Олесь быстренько разделся, полез на печь и заснул.

А ночью сквозь сон просил мать рассказать сказку про Ивасика-Телесика, испуганно зойкав, когда ведьма грызла дуба, и радостно смеялся, когда гусыня приняла Ивасика на свои крылышки. На рассвете вновь загудели на морозе сосны и закричали петухи на чердаках. Рождался новый день.

 

Г. Тютюнник в рассказе «Чудак» стремится подчеркнуть особенности мировоззрения своего героя, его незаурядность, трепетное отношение к природе. С этой целью он предпринимает литературный портрет (описание выразительных черт внешности героя) и литературный пейзаж (описание природы, что подчеркивает ощущения и переживания персонажа). Такие художественные приемы позволяют писателю дать читателю наиболее полное представление о внутренний мир действующего лица.