Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ТЕМА 9. ВЛАДИМИР ВИННИЧЕНКО. "ФЕДЬКО-ХАЛАМИДНИК"

Интересная история из жизни писателя.

Художественный рассказ об удивительном мальчике Феде, его жизни и приключениях, отношениях со сверстниками. Щедрый на добро внутренний мир героя. Федя как личность.

ТЛ: эпическое произведение, главный герой, второстепенные герои.

ГЕНЕЗИС И РОДОВЫЕ ПРИЗНАКИ ЭПОСА

ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕКСТЫ

ФЕДЬКО-ХАЛАМИДНИК

ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА

АУДИОКНИГИ

Федько-Халамидник - 36.43 Mb

Интересные ссылки

Герой произведения

Персонаж, или Герой литературного произведения - 1 Фигура человека, изображенная писателем в художественном произведении, общее название любого действующего лица каждого литературного жанра. 2. Очеловечены, оживленные образы вещей, явлений природы, зверей в сказках, байках, притчах и некоторых других жанрах.

Другое название - персонаж. Действующее лицо в художественном произведении, изображенная широко и всесторонне, в связях с социальным, национальным и историческим контекстом. Различают главных и второстепенных героев произведения. Иногда героев произведения делятся на положительных и отрицательных, однако это деление является весьма условным, особенно в современной литературе.


Кое-что из сокровищницы воспоминаний о собственном детстве впоследствии отразится и на страницах прозаических произведений Владимира Винниченко. Рассказы его матери, зафиксированные Розалией Яковлевной Винниченко, дают основания предположить, что в пору своего отрочества Владимир был похож на ... Федька - оборванца из одноименного рассказа, написанного Винниченко где-то в 30-летнем возрасте.
Чем-то он выделялся из среды своих сверстников. Имел очень четкую память. Рано научился читать, - произошло это незаметно для его родных. Возможно, что первым "букварем" для этого были принесены братом Андреем (рабочим типографии) афиши, с которых он играючи, вырезал буквы и клеил на стенку, спрашивая у взрослых, что это за буква.
Соседских детей "держал ... немного в терроре, потому что был очень сильный для своего возраста и волевой, упрямый." [8;14]
Курить начал, еще будучи ребенком. Чрезвычайно любил свободу, воздух, движение. Был гордым, збитошним, независимым в поступках и решениях, правдолюбцем.
Такой портрет в большой степени совпадает с чертами того характера, который предстает на страницах рассказы "Федько - халамидник". Добросовестный краевед найдет в этом произведении немало елисаветградских примет. Река недалеко от дома, где живет семья Федька; базарный мостик, что весной сносит лед; паровая мельница, из-за которого "солнце хитро выглядит", церковь - все это представало перед глазами малого Владимира Винниченко, когда он бежал на берег Ингула со своей Солдатской улице. Не случайна и такая деталь: отец Федька работает в городской типография - мы уже знаем, что работником типографии был старший брат Владимира Винниченко.
А главное - сам Федя, мальчик из числа тех, о ком говорят: заводила, вожак, сорванец. "Покой был его врагом", - в этом, читая рассказ, можно убедиться много раз. Федя тоже держит своих ровесников "немного в терроре". То отберет у них бумажного змея, чтобы подразнить парней, то соблазняет рискованными забавами нежного и смирного Толя (сына хозяина дома, где родители Федька снимают квартиру), то подерется с кем-то...
Некоторые подробности, касающиеся Федькових привычек, встречаются и в воспоминаниях о Владимире Винниченко, - тем самым подтверждается их подлинность. Федя сидит у себя на воротах, как "Соловей - Разбойник на дереве и смотрит. Он все любит или по кришах лазить, или на воротах сидеть. Ворота высокие, и там вроде такая шкатулка сделана. В той шкатулке и засада Федька." Это - из рассказа о "оборванца".
А вот строки из воспоминаний, что выглядят как комментарий к цитированного фрагмента: "над воротами двора была деревянная шкатулка, в которой любил сидеть малый и следить за тем, что делалось вокруг, не будучи замечен никем. И когда кто-то из детей возвращался с чем-то съедобным, за чем посылала чужая мать, то малый Владимир, играя в Соловья - Разбойника, неожиданно выпрыгивал из своего убежища и требовал дани. Он никогда не забирал всего, а только небольшую часть. И это не от жадности к лакомству, но для того, чтобы показать свою силу, властность. Когда бедный донник начинал плакать, Соловей Разбойник возвращал ему отобранное, давал подзатыльник и отпускал." [8;15]
И вместе с тем, этот "Соловей - Разбойник" - Федя - очень привлекает своим гордым нравом, великодушием, готовностью в трудную минуту махнуть рукой на себя самого ради товарищей, которых он "не любит выдавать". Или, вспомним, с каким достоинством он принимает тяжелую отцовскую кару за свои большие и меньшие грехи. Федя, пишет автор, "не как все дети ведут себя". В его характере действительно есть что-то неординарное. Бесшабашность, дерзкий вызов общепринятым обычаям и привычкам (вследствие чего окружение воспринимает его как "ужасную ребенка"), правдолюбие, какая-то трогательная человечность, что кроется за экстравагантными поступками...
Читателя рассказ может поразить Федькова мать: каким-то холодом веет от ее фигуры, от слов, которые она бросает сыну. Понятно, что она боится злой воли хозяина дома, который в любой момент может выгнать жители из квартиры, но все-таки..."Мужиченя", "мурло ты репане", "с свинопасами тебе играть а не с благородными детьми"... А до всех этих проклятий еще и недовольство тем, что отец бьет Федю, явно жалея малого. Не правда ли, перед нами образ, который выбивается из традиционного ряда (если иметь в виду то, как любовно изображены матерей Кармелюка, Чипки "маленького грешника" Диму в известных произведениях Марка Вовчка, Панаса Мирного, Михаила Коцюбинского). Что все это означает, когда речь идет о произведении, в котором столько автобиографических черт? Кто знает.