Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ПЛАН

1. Жанры эпических произведений, введенных в школьные программы 5-8, 9-11
классов. Зависимость восприятия эпоса от возраста, литературного развития
школьников и др.

2. Умение словесника определить пути анализа произведения, что
будет изучаться в классе. Разнообразие форм и приемов анализа эпических
произведений (примеры изучения эпических произведений в 5-8, 9-11 классах).

3. Соответствие анализа произведения общему замыслу писателя, всей
системе образов. Анализ действий, поступков персонажей в единстве с
сюжетно-композиционной основой произведения.

4. Выяснение авторской концепции (морально-эстетического идеала)
традиционного и новаторского в произведении, оценки произведения литературной
критикой, анализ произведения с позиций современности. Избежание традиционного
определение "рис" героев и составление планов их характеристик.



Литература:

1. Аврахамов Г. Воспитание в молодых понимание эстетической
природы художественного произведения//УМЛШ 90, 2

2. Бандуа О. Выявление личности автора в произведении//УМЛШ - 1985. -
п.12.-с.17-22

3. Пасечник Е. е раз о концепции целостного анализа //УМЛШ -
1985-п.6-с.43-51

4. Марко В. ...И вечная тайна слова. Анализ большого эпического
произведения. - К., 1990.

5. Степанишин Б.Викладання УЛ в школе. К. 1995.

6. Пасечник Есть. УЛ в школе. К., 1983





Для того, чтобы урок литературы сегодня обеспечивал свою учебную и
воспитательную цель, надо, как отмечает Б.Степанишин, все выводы о
литературное произведение делать на осові исследование его текста, а художественные
явления рассматривать с художественной, а не вульгарно-социологической точки
зрения. Самобытность урока литературы учителя - словесники вбачаюь в
особенностях художественной информации, в способах ее интерпретации, в
методах донесения ее ученикам. А важнейшей методической проблемой в
изучении литературы учитель считает именно анализ художественного произведения, и
сам, не ожидая от ученых советов , ищет нового их осмысления и
прочтение в контексте эпохи и развития мировой литературы.

Сегодня мы учимся анализировать художественные произведения с общечеловеческих
позиций, учитывая особенности украинского менталитета, национальных
традиций, обычаев и обрядов. И если сам учитель не осознает
важность нового осмысления художественного произведения, отбросив стереотипы
навязанного мышления , то все его попытки достичь поставленных
перед ним временем задач будут напрасными.

Уроки анализа художественного текста должны вызывать глубокие эстетические
переживания, эстетические чувства. А это зависит от умения "видеть"
художественное произведение. Чем больше увидит, поймет, осмыслит человек в
художественном произведении, тем большее наслаждение он даст ей.

Умение видеть и объяснять приобретается в процессе анализа художественного
произведения в школе - научить детей глубоко понять произведение, оценивать его
всесторонне, чувствовать мастерство художника, и наслаждаться
прекрасными проявлениями характеров, их живостью, умением писателя
проникать в душу человека , музыкой языка , целостностью всего произведения.

Анализ литературного произведения углубляет и развивает чувство прекрасного.

Ученики - выпускники ,как записано в программе (с. 264) должны уметь :

анализировать произведение с учетом его художественной , эстетической и идейной
целостности и авторской позиции; создавать устные и письменные сочинения -
рассуждения проблемного характера по изученным произведением (или несколькими
произведениями), сочинение - размышление на литературные темы и публицистические темы;

сопоставлять различные взгляды в процессе полемики ,способность выявлять
доказывать свои утверждения , собственное мнение о произведении.

Аналитико - синтетическая работа с произведениями помогает ученику полнее
постигать их художественное содержание, выявлять конкретно - историческое и обще
- человеческое значеннязображеного писателем ; каждое литературное произведение
учитель должен раскрывать как своеобразную художественную неповторимость.

Предполагается, что юноша или девушка ,заканчивая школу должны уметь
самостоятельно оценить художественное произведение, обосновывать свое суждение о нем
, уметь отличить хорошую книгу от бессодержательной.

Тем временем суждения о книги у учащихся даже старших классов часто
слишком лаконичны, бездоказательны: "очень интересная", "очень понравилась", а
когда есть доказательства , то бессистемные.

Часто, вместо доведения мысли ,кратко пересказывают содержание книги или
какого-нибудь интересного эпизода из нее. Это потому, что юный читатель не знает,
о чем нужно говорить , что следует отметить в книге.

Умение самостоятельно оценивать произведение приобретается постепенно, является следствием
выполнение многих однотипных мыслительных операций. Понятно ,что
самостоятельность рассуждений формируется не только в процессе школьного
обучение. Обогащение жизненного и читательского опыта юного человека же
по себе способствует укреплению ее умственных сил. Однако обязанность учителя
литературы заключается в том, чтобы организованно формировать сознательное
отношение к художественному произведению, умение аргументированно рассуждать.

Формирование любых навыков всегда опирается на усвоенные правила,
на осознание общих положений. Систематическое применение этих
общих положений при решении практических задач и ведет к
выработка навыков, умений.

Такими общими положениями при изучении літературиє теоретико -
литературные понятия (знания , сведения): об отношении художественного
произведения к жизни; об жанровые и композиционные особенности произведений, о
приемы создания характера ; изобразительные средства языка и т.д.

Элементарные сведения по теории литературы усваивают ученики уже в 5-7 классах.

Теоретико - літеротурні понятия формируются у учащихся на основе
наблюдений над художественными текстами , однако, к сожалению, часто усвоенные
понятия остаются без применения, существуют где-то отдельно от произведения,
который разбирается. Учащиеся учатся выделять эпитеты в художественном тексте,
затем запоминают определения эпитета, несколько раз повторяют его
на уроках. Определение это вспоминают тогда, когда ученик не может сразу
отыскать эпитеты или путает их с метафорами. Но само по себе
выделение эпитетов еще ничего не объясняет в произведении, необходимо осмыслить
их в контексте, осознать их значение в создании художественного образа,
картины.

Изучение теории литературы в школе имеет смысл только тогда, когда
теоретико - литературные знания, приобретенные при разборе одного произведения,
облегчают понимание последующих произведений, когда на их основе производится
у учеников умение самостоятельно разобраться в произведении, формуюються навыки
анализа.

2.Шляхи аналізу.Форми методы

Упроцесі анализа художественного произведения учителя ожидает немало проблем. потому
духовный мир современного читателя - ученика очень скадний : явления акселерации
, інфальтивності , прагматизма, максимализма, которые нельзя не
учитывать. Одни любовь Екатерины трактуют как наивысшее проявление
любовного чувства, другие - как легкомыслие , опираясь на то , что
Шевченко пишет сам о ее легкомыслие: где гуляет , там и заночует.
Значит, сама виновата , что получила такую оплеуху в жизни , что и привело ее
до самоубийства .

Оскільи художественное произведение , кроме познавательного и эстетического, имеет и
морально - этический аспект , то в его анализе участвуют и
убеждения школьников , которым бы еще несформированными они не были . Для
этого учителю надо знать учащихся , постоянно изучать их читательские
интересы.

Анализировать литературные произведения учителю в 5-11 классах приходится почти
на каждом уроке - и в этом позитив , потому что у учителя формируется
основательное профессиональное умение , которое может перерасти в мастерство ,
одновременно и негатив: анализ произведения художественного слова может стать
обыденным делом, даже свестись к шаблону.

Осуществить анализ самобытного и неповторимого художественного произведения нелегко,
но стремиться к этому надо постоянно.

Б.Степанишин выдвигает загальномистецькі и методические основы анализа
художественного произведения.

Загальномистецькими являются:

1.Безпосередністьу восприятии литературного произведения.

2.Безперервність в восприятии художественного произведения.

3. Правильное соотношение восприятия и анализа.

4.Поєднання общепринятых оценок произведения с личными.

5.Критичний подход к художественного уровня литературного произведения.

6.Вибірковість анализа.

7.Єдніть содержания произведения и его автора

8.Поєднання свободы и необходимости в контактах системы "литературный
произведение - читатель ".

9.Єдніть чтения , восприятия, анализа

10.Читач-субъект анализа.

Методические основы анализа художественного произведения.

1. В основе анализа художественного произведения - текст , а не
литературоведческий или методическое пособие.

2. Раскрытие условности подтекста.

3. Художественная трактовка худжнього произведения.

4. Теория литературы - своеобразный компас аналитического процесса.

5. Образец анализа в литературно - критической классики.

6. Цель анализа-развитие эстетических читательских вкусов.

7. Анализ не должен быть иллюстрацией к готовых утверждений.

8. Вариантность анализа.

Б. Степанишин выделяет следующие пути анализа эпических произведений:

1. Проблемно - тематический

2. Прообразний

3.Цілісний (комплексный)

Проблемно - тематический анализ

Под руководством учителя ученики выделяют проблемы, затронутые в произведении (что
касается старших классов) и работают над текстом произведения , выясняют,
как данная проблема решается в произведении, кто из героев причастен к ее
решения.

Формирование таких навыков требует длительной ,систематической работы, в
процессе которой школьники выполняют ряд практических задач, причем
самостоятельность учащихся в выполнении их постепенно увеличивается.

В школе учащиеся знакомятся с эпическими произведениями и их разновидностями.

Относя художественное произведение к определенному роду, жанру, учитель анализирует его
с учетом законов, определяющих специфику этого произведения.

От того, какой эстетический опыт должен ученик, зависит уровень восприятия
художественного произведения. Если ученик имеет небольшой эстетический опыт, то
встречаясь с новыми жанрами, формами , он может подходить к ним по
единственным критерием. Поэтому, подчеркивает Е. Пасечник, "выработать у учащихся
привычку анализировать художественное произведение с учетом его особенностей
,научить их видеть жанровое разнообразие, художественную неповторимость
литературных произведений - одна из важнейших задач учителя литературы
".

Среди эпических произведений, которые предлагает к изучению программа, - сказка,
рассказ, басня, поэма, новелла, повесть, роман. В зависимости от
возраста и литературного развития школьников программа предлагает эпические
произведения: в 5 классе - сказки, в 5 - 8 классах - рассказ, в 9 классе -
поэмы, в 10 - романы, новеллы, в 8 - повести, в 11 - роман в стихах.
Следовательно, с каждым годом у учащихся расширяется представление об их жанровые
разновидности.

Сначала на уроке учитель выясняет , как учащиеся прочитали произведение,
действительно все прочитали, насколько подробно овладели текстом. Ради
этого можно провести учебную анкету , в которой ученики запишут свои
впечатление от прочитанного эпического произведения. Анкета может включать
вопрос: какие проблемы поднимает автор в произведении? Чем взволновал вас этот
произведение? Над чем заставил вас задуматься?

Накануне, готовясь к уроку, учитель продумает схему работы над произведением:

1) выяснить, на каких частях следует остановиться подробно, перевести
отдельные моменты, а некоторые - зачитать вслух на уроке;

2) готовит ориентированную систему вопросов;

3 ) следит , чтобы ученики, отвечая на вопрос, обращались все
чаще к тексту;

4) прослеживает, чтобы ученики высказывали собственные мнения, а не заимствовали
готовые формулы из учебника или критической статьи;

5) выбирает наиболее оптимальный путь анализа; подбирает оптимальные
методы и приемы (составление плана частей; выписки и
конспектуванняописів природы, портрета; написание небольших сочинений -
размышлений; исследования языковой палитры произведения);

6) домашнее задание формулирует

Другая форма работы на уроке - учитель вывешивает самодельный плакат с
тезисами основных проблем и образов романа, за которыми под его
руководством работает класс.



Прообразний путь анализа эпического произведения.

Этот анализ предполагает характеристику персонажей. Но это не
обязательно люди. В художественных произведениях образы так называемого высшего
эстетического качества. В повести "Fata morgana" - это образ Земли, образ
Руин сахарную, Осенних дождей, Встревоженного села, Луга, смеется
ранними росами.

Подобно тому как в поэзии Шевченко мы выделяем образ могучего Днепра -
национальной артеріїУкраїни, образ сивіючої могилы, образ кобзы, что
поет о трагедии украинцев. Им тоже следует уделять внимание во время
анализа художественного произведения.

Когда идет речь о образ - персонаж, следует охарактеризовать его за
главными компонентами образа:

1. Портретная характеристика героя.

2. Анализ эпизодов, в которых раскрываются черты характера героя.

3. Эволюция образа. Диннаміка событий.

4. Отношение к другим персонажам.

5. Авторские симпатии к герою и способы их выражения. (Образ
Маруси у Квитки - Основьяненко и образ Мотри у В. Винниченко "Красота и
сила").

Можно другим путем анализировать персонаж - за ходом его раскрытия в
процессе развертывания сюжета.

Целостный анализ предполагает обобщенный или комплексный взгляд на
определенное художественное произведение. Если это новелла, или рассказ, то, наверное, этот
произведение будет прочитан в классе полностью. Если это большая повесть или
роман, то учитель заранее позаботится о определенные части , фрагменты,
которые будут перечитаны.

Если это чтение является выразительной, интонационно богатым и технически правильным,
то сам процесс чтения уже является целостным постижением произведения.

Основными методами анализа художественного произведения является :

художественное чтение , комментарий, перевод, реферат ученика, художественная рассказ,
лекция, еврестична беседа, создание проблемной ситуации.

Выбор метду анализа зависит от многих факторов, основными из которых являются:

1) возрастные особенности учащихся;

2) уровень литературного развития учащихся ;

3) особенности конкретной учебной ситуации;

4) вид, поджанр эпического произведения;

5) особиті предпочтения и мастерство учителя.

Процесс изучения эпического произведения обязательно предполагает самостоятельную работу учащихся:

а) текстуальное изучение произведения;

б) вдумчивое прочтение текста, что уже готовит к анализу произведения;

в) удоконалення читательской культуры ученика.

Достаточно распространенным приемом работы над эпическим произведением является составление плана
- если это роман - то отдельных частей, если это повесть - можно к
всего текста. Составление плана предполагает хорошее знание текста произведения,
ориентации в композиции произведения; данная работа приучает учеников следить ,как
рогораються события, как они между собой связанные, ученики стежаь за
своеобразием построения произведения, особенностями описаний, пейзажей,
отступлений, портретов, авторских характеристик.

Планы бывают разными:

1) по характеру деятельности учащихся: комплексными, индивидуальными, групповыми;

2) по характеру задания (по месту выполнения): домашние и классные;

3) по характеру мовностилістичних средств: цитатний, обычный, смешанный;

4) по структуре: простые и сложные;

5) по содержанию: план сюжета, план эпизода, план отдельной части,
план описания. Самый простой - план к сюжету, осложненным есть план описания.

Описание Вербовки ("Николай Джеря"):

1) описание окружающих ив и садов,

2) огороды через всю Вербівку,

3) красота и очарование зеленых левад,

4) Раставица входит в широкий пруд,

5) улицы села Вербовки,

6) дом старого Джерри.

Во время составления плана можно заметить типичные ошибки, особенно это
касается учащихся среднего возраста, которым трудно изымать из текста
главное и оформлять мнению, замечается стилистическая бездарность -
детям трудно подобрать лаконичные высказывания, в основном реченняносять
однообразный характер, много синтаксических и грамматических ошибок в
оформлении плана.

С целью усилить внимание учащихся к тексту используют такой прием, как
рассказ (перевод), близко к тексту.

Рассказ или перевод бывает: кратким, рассказ - отрывок, творческий
перевод. Такая работа способствует развитию речи школьников, обогащает их
активный словарь.

Переводу предшествует определенная работа: выбор эпизода,составление плана
отрывка, устный пересказ по плану.



3.Основою эпического произведения является сюжет, что представляет собой событие или систему
событий, положенных в основы художественного произведения, споіб эстетического освоения
и осмысления, организации событий (художественной трансформации фабулы), движение
характеров в художественном времени и пространстве. Сюжет динамичный аспект
произведения, цепь изображаемых событий, в том числе и переживаний, мыслей.

В художественном произведении происходит развертывание действия во всей его полноте,
развитие характеров и их взаимоотношений, характеров и обстоятельств,
человеческих переживаний, чувств, психологических движений, движение эмоционального
состояния, настроения или внутреннее действие. Сюжет отражает противоречия
срисованного жизни, выражает эстетическую концепцию действительности художника, тесно
связан с идеей произведения и является средством ее раскрытия, проявления эстетического.

В то же время в сюжете проявляется фабула, которая зцементовує и связывает в
единство различные его элементы. Сюжет и фабула составляют
неразрывная конструктивный компонент произведения, что проявляется соответственно
на уровне ценностно - аксиологическому и предметно - познавательном.
Фабула - один из неотъемлемых факторов сюжета, его ядро, что определяет
границы движения сюжета во времени и пространстве, рассказ о событиях,изображенных в
эпических произведениях , драматических, лиро - эпических произведениях, в отличие от
самих событий сюжета произведения, фабула - рассказ о событиях, сюжет - сами
события произведения.

Фабула возникает в конкретном сюжете как продукт творчества художника. Основу
ее составляют события, истории, почерпнутые писателем из реальной
жизни, истории человечества, мифологии, других произведений искусства. Событие - это
единица фабулы. Писатели, обращаясь в различные эпохи до тех самых
событий, событийного скелета, создают на той же подієвій канве новый
художественный мир, в котором известная фабула звучит по - новому (библейские
легенды, "Каменный хозяин"), поэтому учителю следует четко различать
фабулу и сюжет.

Фабула отличается от сюжета следующим признакам:

1) последовательностью изложения событий, в тексте описываются не
так, как они происходят в жизни, с пропусками важных звеньев, с
перестановкой, с инверсией ("Перекрестные тропы", "Циклон");

2) мотивировкой повествования - как воспоминание ("Зачарованная Десна" О.
Довженко), видение, сон (поэма "Сон" Шевченко), письмо, дневник
("Робинзон Крузо" Дефо), рассказ в рассказе;

3) субъектом повествования - от первого и второго лица, от автора, что
не обнаруживает своего присутствия ("Проститутка" П. Мирного), от автора, что
проявляет свою эмоциональную настроенность ("Украина в огне" А. Довженко), от
имени биографического автора ("Третья Рота". Сосюры), рассказчика - маски
(от имени Рудого Панька - "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.
Гоголя, Грицько Основьяненко - у Григория Квитки - Основьяненко),
рассказчика - персонажа (Устина - в "Інститутці" М. Вовчок). В
отдельных произведениях расстояние между сюжетом и фабулой минимальная, сближается
("Новость". Стефаника).

Важная роль в эпическом произведении принадлежит и позасюжетним элементам:
портретам, пейзажам, описаниям обстановки, публицистическим, лирическим
отступлениям и т.д.

Своеобразие эпического произведения осознается учащимися постепенно.

В 5-6 классах учитель сосредотачивает внимание учащихся на развитии сюжета в
произведении, и на поступках литературных персонажей.

Прослеживая развитие действия во времени и пространстве учащиеся приобретают навыки
давать оценку определенным жизненным фактам и явлениям. Анализируя определенные
части художественного произведения, учащиеся тем амим углубляются в понимание
образов - персонажей, ибо по их поступкам можно судить рпоїх характеры,
а характеры героев произведения проявляются в действии.

Школьная практика свидетельствует , что ученики легко осознают сюжетную канву
эпического произведения, трудностей здесь нет никаких. Но не всегда они
понимают логику поведения литературных персонажей, осознают
связь сюжета с позасюжетними элементами (внутренние монологи, лирические
отступления, пейзажи), трудно часто удается проследить как выражается
идея, что ею проникнуто произведение. Поэтому Есть. Пасечник советует изучать эпический
произведение так, чтобы ученики поняли тесную взаимосвязь всех его
компонентов, которые в своей совокупности создают целостную картину
человеческой жизни. Поэтому и советует учить их сопоставлять эпизоды произведения,
видеть логическую целесообразность в общей композиционному построению,
прослеживать, как постепенно вырисовываются человеческие характеры.

Те эпические произведения, которые предлагаются к изучению в старших классах, большие
по объему. И чтобы ученики правильно его восприняли, научились видеть его
художественную неповторимость, выработали умение анализировать художественное произведение с
учетом его особенностей, учитель должен продумать, какие части
подробно следует рассмотреть, какие разделы подробно перечислить, какие эпизоды
еще раз перечить и пусть они прозвучат на уроке, чтобы усилить
эмоциональное воздействие на учащихся , чтобы вызвать соответствующий катарсис,
соответствующие эмоции - гнева, возмущения или осуждения; эмоции радостные,
окрыленные.

Уже с 5 класса работу над осмыслением композиії эпического произведения учителя
проводят. И уже со средних классов стоит учить учеников на основітексту
проникать в особенности художественного изображения. Это задача
осуществляется практически, на основе текста художественного произведения.

Даже ученики старших классов путают сюжет и композицию. Поэтому с
средних классов учителю необходимо формировать умение озрізняти эти два
понятия: сюжет - цепь событий, переживаний, мыслей, а композиция - это
построение произведения, целесообразное сочетание всех его компонентов в художественно -
эстетическое единство, обусловленного логикой изображенного читателю мира,
мировоззренческой позицией, эстетическим идеалом, замыслу писателя,
каноном, ориентацией на адресата.

Композиция выражает взаимоотношения , взаимосвязь, взаимодействие персонажей,
сцен, эпизодов изображенных событий, разделов произведения, способов изображения и
компоновки художественного мира (рассказ, повествование, описание, портрет,
пейзаж, интерьер, монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка) и углов
зрения субъектов художественного произведения (автора, рассказчика, повествователя,
персонажей).

Композиция "дисциплинирует" процесс реализации творческого замысла
писателя, обеспечивает соответствие замыслу всех уровней структуры
художественного произведения, динамізує читательское восприятие.

Изучение композиции часто ограничивается выделением компонентов сюжета
(экспозиция, завязка, развязка... ) Композиция же произведения - это следствие
творческого компоновка как основного механизма создания художественного
мира.

Во время анализа следует учитывать, что композиция каждого произведения
индивидуальная, ее типовые особенности надо подаватиз учетом
своеобразие литературных направлений, стилевых течений, жанровых пластов.
На тематическом уровне композиция из хаоса , течения событийного материала
выбирает, помещает отдельные эпизоды, отводит им определенное место, дежурит
реальное с воображаемым, фантастичим.

4. Следует учитывать важность тоо факта, что анализировать эпическое произведение,
учащиеся должны научиться видеть за образами и картинами автора.

Автор не просто описывает определенные картины, а присутствует в произведении , он
что-то утверждает, что-то отрицает.

Существует 2 формы выражения авторской позиции в эпическом произведении :
авторская позиция выражается либо непосредственно, либо скрыто, в
скрытой форме.

Через литературных персонажей, или через рассказчика, писатель
знакомит нас со своей системой взглядов, с собственной иерархией морально
- духовных ценностей, убеждает читателя - ученика от имени рассказчика или
литературного персонажа. Но не всегда система взглядов на
окружающий мир персонажа совпадает с авторской. Тогда ученики
высказывают мнение, что автор хочет возразить определенные поступки, действия, качества.

На основе общего звучанняхудожнього произведения школьники учатся делать
выводы об авторской позиции. Какую позицию занимает автор? Текст
художественного произведения дает четкие ответы на вопросы:

· как относится автор к изображенных событий?

· как относится автор произведения литературных персонажей, чему учит произведение?

· что осуждает произведение?

· что одобряет?

Среди загальномистецьких принципов анализа художественного произведения (по
Степанишиним) - принцип единства содержания произведения и его автора. Основательное
знание биографии , характера, мировоззрения писателя, помогает глубже
понять содержание его произведения, анализ которого в свою очередь способствует лучшему
познанию личности художника.

В поэзии Франко "Товарищам из тюрьмы" читаем:"Нужно твердо нам в бою
стоять" и понимаем, что это позиция не только лирического героя, но и самого
Франко. В группе тех, что "с силой отчаяния раз стучали о каменный
лоб" самодержавия ("Каменщики"), впереди всех мы видим самого
поэта. Роскошные "райские" пейзажи Надросся, живописный описание Вербовке
и Семигор и внешности Николая Джерри, Лаврина, Мелашки - эстетический
идеал самого Нечуя - Левицкого - эталон высочайшего красоты, потеря которой
так пагубно сказалась на судьбе нашего народа, его духовности.

Б.Степанишин отстаивает мнение, что художественный образ нужно трактовать только в
свете авторского замысла, выясняя, какую функцию выполняет данный образ
в общей концепции произведения: братья Половцы и трагедия украинского
народа в спровоцированной большевиками гражданской войне.

В повести "Красота и сила" В.винниченко подает портрет своей героини. То
была красота, что воспитывается только на Украине, но не такая, как рисуют
некоторые из наших писателей. Не было в ней ни "губок, как бутон,
красных, как хорошо ожерелье", ни "подбородок, как орешек", ни "щек, как
полная рожа", и сама она не "вилискувалась, как маков цвет в огороде".
Черная, без лоска, толстая коса, невысокий, чуть выпяченный лоб, нос
тонкий, ровный, с живыми ноздрями и свежие, словно детские губы, что-то
мыло загибались на концах; легкая смага на матовых, словно мраморных
щеках и большие, очень большие, с длинными ресницами, темно-серые глаза, с
которых, казалось, глядя, как лилось какое-то тихое, мягкое, ласковое
свет, - то была и вся красота этой девушки.

Выясните, чьей творческой манере портретописання противостоит писатель?
С помощью каких приемов ему удалось создать не народопісенний, а
реальный, живой, индивидуальный образ героини?

На что акцентировано внимание при описании внешности?

Еще одна проблема - формирование у учащихся умений целостно воспринять произведение.

(Дивослово, 1993, №2, Таран)

(Дивослово, 2002, №9, Токмань)