ДРЕВНЯЯ
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII ВВ.
Общая
характеристика
Развитие
украинского писательства в значительной степени зависел от исторических обстоятельств. На
середину XIV в. большая часть украинских земель вошла в состав
Литовского княжества и Польского королевства, а в XVI в. все эти территории
оказались в составе Польского государства.
Судьбоносным
моментом украинской истории стала середина XVII ст., на которую пришелся ход
национально-освободительной войны под руководством гетмана Богдана Хмельницкого.
Ища поддержки в войне с Польшей, гетман был вынужден пойти на союз с Московским
царством. После завершения войны Левобережная Украина вошла в состав Московского
царства, тогда как украинские земли Правобережья почти до конца XVIII ст.
оставались в составе Польши.
Исторические
обстоятельства по-разному сказывались на развитии литературной жизни. Чужие
культурные влияния не всегда зависели от административно-территориального статуса
украинских земель. Часто они соотносились с традиционными религиозными и
церковными связями в пределах православного мира. Так, в XIV-XV вв. украинское писательство
претерпело существенного южнославянского влияния. В этот период появились новые
переводы библейских текстов, широко переводились произведения византийских и
южнославянских церковных писателей. Тогда же активного переосмысления
претерпела литературное наследие Киевской Руси.
Во второй
половине XV - в XVI в. усилились связи украинского писательства с
западноевропейской традиции. Особого развития достигла отечественная
новолатинська литература. Среди наиболее известных ее представителей можно назвать
Юрия Дрогобыча, Павла Русина, Станислава Ореховского, С. Ф. Кленовича.
Период с
второй половины XVI до середины XVII в. отмечен ощутимым оживлением
общественной и культурной жизни. Особенно активно в это время развивается
школьное дело. В 1631 г. мерами тогдашнего архимандрита Киево-Печерской
лавры Петра Могилы при монастыре была основана школа, с 1632 г. - коллегию, что
с нач. XVIII в. получила статус высшего учебного заведения - академии. Рядом
с шкільництвом существенное влияние на развитие литературной жизни произвело
книгопечатание.
Как следствие
изменений в общественной и церковной жизни на середину XVI - первую половину XVII
в. пришлось бурное развитие полемической литературы. Полемика особенно
обострилась в связи с Брестской церковной унией 1596 г. и продолжалась между
католиками и униатами, с одной стороны, и представителями православного населения
Польского государства, с другой. Среди многочисленных православных полемистов отдельное
место занимает Иван Вышенский.
Поэтическая
творчество XVI-XVII вв. развивалась в нескольких направлениях. Это были преимущественно
полемические стихи, епіграматична поэзия, декламации-панегирики.
В
XVII-XVIII в. господствующим литературным стилем становится барокко, получившее теоретическое
обоснование в школьных курсах поэтики и риторики. С. И. Маслов, один из авторитетных
исследователей барокко, в частности, писал: «Характерным признаком его является чрезвычайно
гипертрофированное развитие словесно-декоративного орнамента: в художественном произведении
на первое место выдвигается форма - изысканные, искусственные метафоры, неожиданные
сравнения, эффектные антитезы. Заимствованные у ренессанса образы античной мифологии
и истории занимают выдающееся место в реквизите барочных форм. Средства
красотой языка, орнамент разбухают в эпоху барокко чрезмерно; содержанию
придается второстепенное значение. Цель искусства времен барокко - поразить читателя,
заинтересовать его неожиданными стилистическими эффектами».
В сутки
барокко еще достаточно активно развивалась полемическая проза, однако, значительного распространения
приобрела также проза историографическая - так называемые казацкие летописи. Среди них
наиболее известными являются летописные труда Самовидца, Григория Грабянки и Самойла
Величка. Ключевым компонентом названных произведений является отражение
национально-освободительной войны украинцев под руководством Богдана Хмельницкого в
1648-1654 гг.
Идейную
родство с казацкими летописями показывает «История русов» - историческая и
публицистическая памятник, проникнутая идеей украинского автономизма и стремлением
казацкой старшины утвердить историческую оправданность своих прав и привилегий.
В
XVII-XVIII в. продолжала развиваться полемическая, религиозно-философская и
панегирическая поэзия. Интересным явлением массовой культуры этого периода стала
поэтическое творчество странствующих дьяков, преимущественно студентов, школьников, которые
зарабатывали на жизнь, развлекая публику исполнением стихов и пением.
Развитие
драматургии был тесно связан с тогдашней школой. Авторами и исполнителями
ролей в пьесах чаще выступали преподаватели и студенты различных учебных
заведений. Прежде всего культивировались жанры мистерии (произведение, построенный на
рождественском или пасхальном евангельском сюжете), міраклю (пьеса, основанные
на осмыслении событий из жизни святых) и моралите (аллегорическое произведение на поучительную
тему). Интересным драматургическим явлением были интермедии - небольшие сцены из
анекдотическим сюжетом, что выполнялись между действиями основной драмы.
С интермедиями
в определенной степени связана вертепная драма, получившая распространение во второй пол. XVIII
ст. Она предусматривала использование особой ящика - вертепа, где на верхнем
ярусе в виде кукольного спектакля разыгрывались события на рождественский сюжет, а на
нижнем - комедийные сценки из простонародного жизни.
Отдельное
место в украинском писательстве XVHI в. занимает творчество выдающегося философа
и писателя Григория Сковороды, автора философских трудов, лирических стихов
и баек.
В XVIII ст.
завершается длительный период, который получил обозначение древней украинской
литературы. Тогда же начинают накреслюватися черты нового украинского
писательства.