Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII ВВ.

Общая характеристика

Развитие украинского писательства в значительной степени зависел от исторических обстоятельств. На середину XIV в. большая часть украинских земель вошла в состав Литовского княжества и Польского королевства, а в XVI в. все эти территории оказались в составе Польского государства.

Судьбоносным моментом украинской истории стала середина XVII ст., на которую пришелся ход национально-освободительной войны под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. Ища поддержки в войне с Польшей, гетман был вынужден пойти на союз с Московским царством. После завершения войны Левобережная Украина вошла в состав Московского царства, тогда как украинские земли Правобережья почти до конца XVIII ст. оставались в составе Польши.

Исторические обстоятельства по-разному сказывались на развитии литературной жизни. Чужие культурные влияния не всегда зависели от административно-территориального статуса украинских земель. Часто они соотносились с традиционными религиозными и церковными связями в пределах православного мира. Так, в XIV-XV вв. украинское писательство претерпело существенного южнославянского влияния. В этот период появились новые переводы библейских текстов, широко переводились произведения византийских и южнославянских церковных писателей. Тогда же активного переосмысления претерпела литературное наследие Киевской Руси.

Во второй половине XV - в XVI в. усилились связи украинского писательства с западноевропейской традиции. Особого развития достигла отечественная новолатинська литература. Среди наиболее известных ее представителей можно назвать Юрия Дрогобыча, Павла Русина, Станислава Ореховского, С. Ф. Кленовича.

Период с второй половины XVI до середины XVII в. отмечен ощутимым оживлением общественной и культурной жизни. Особенно активно в это время развивается школьное дело. В 1631 г. мерами тогдашнего архимандрита Киево-Печерской лавры Петра Могилы при монастыре была основана школа, с 1632 г. - коллегию, что с нач. XVIII в. получила статус высшего учебного заведения - академии. Рядом с шкільництвом существенное влияние на развитие литературной жизни произвело книгопечатание.

Как следствие изменений в общественной и церковной жизни на середину XVI - первую половину XVII в. пришлось бурное развитие полемической литературы. Полемика особенно обострилась в связи с Брестской церковной унией 1596 г. и продолжалась между католиками и униатами, с одной стороны, и представителями православного населения Польского государства, с другой. Среди многочисленных православных полемистов отдельное место занимает Иван Вышенский.

Поэтическая творчество XVI-XVII вв. развивалась в нескольких направлениях. Это были преимущественно полемические стихи, епіграматична поэзия, декламации-панегирики.

В XVII-XVIII в. господствующим литературным стилем становится барокко, получившее теоретическое обоснование в школьных курсах поэтики и риторики. С. И. Маслов, один из авторитетных исследователей барокко, в частности, писал: «Характерным признаком его является чрезвычайно гипертрофированное развитие словесно-декоративного орнамента: в художественном произведении на первое место выдвигается форма - изысканные, искусственные метафоры, неожиданные сравнения, эффектные антитезы. Заимствованные у ренессанса образы античной мифологии и истории занимают выдающееся место в реквизите барочных форм. Средства красотой языка, орнамент разбухают в эпоху барокко чрезмерно; содержанию придается второстепенное значение. Цель искусства времен барокко - поразить читателя, заинтересовать его неожиданными стилистическими эффектами».

В сутки барокко еще достаточно активно развивалась полемическая проза, однако, значительного распространения приобрела также проза историографическая - так называемые казацкие летописи. Среди них наиболее известными являются летописные труда Самовидца, Григория Грабянки и Самойла Величка. Ключевым компонентом названных произведений является отражение национально-освободительной войны украинцев под руководством Богдана Хмельницкого в 1648-1654 гг.

Идейную родство с казацкими летописями показывает «История русов» - историческая и публицистическая памятник, проникнутая идеей украинского автономизма и стремлением казацкой старшины утвердить историческую оправданность своих прав и привилегий.

В XVII-XVIII в. продолжала развиваться полемическая, религиозно-философская и панегирическая поэзия. Интересным явлением массовой культуры этого периода стала поэтическое творчество странствующих дьяков, преимущественно студентов, школьников, которые зарабатывали на жизнь, развлекая публику исполнением стихов и пением.

Развитие драматургии был тесно связан с тогдашней школой. Авторами и исполнителями ролей в пьесах чаще выступали преподаватели и студенты различных учебных заведений. Прежде всего культивировались жанры мистерии (произведение, построенный на рождественском или пасхальном евангельском сюжете), міраклю (пьеса, основанные на осмыслении событий из жизни святых) и моралите (аллегорическое произведение на поучительную тему). Интересным драматургическим явлением были интермедии - небольшие сцены из анекдотическим сюжетом, что выполнялись между действиями основной драмы.

С интермедиями в определенной степени связана вертепная драма, получившая распространение во второй пол. XVIII ст. Она предусматривала использование особой ящика - вертепа, где на верхнем ярусе в виде кукольного спектакля разыгрывались события на рождественский сюжет, а на нижнем - комедийные сценки из простонародного жизни.

Отдельное место в украинском писательстве XVHI в. занимает творчество выдающегося философа и писателя Григория Сковороды, автора философских трудов, лирических стихов и баек.

В XVIII ст. завершается длительный период, который получил обозначение древней украинской литературы. Тогда же начинают накреслюватися черты нового украинского писательства.