ДРЕВНЯЯ
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII ВВ.
Иван
Вышенский
Иван
Вышинский родился в ЗО-40-х годах XVI в. в г. Судовая Вишня на Львовщине.
Вероятно, там получил начальное образование. Проживал в Луцке т$ в Остроге. В 70-
80-х гг. переселился в Грецию на Афон, где прожил почти сорок лет. Умер в
20-х гг. XVII ст., уединившись в пещере-келье над Эгейским морем.
Иван
Вишенский - выдающийся украинский писатель-полемист, автор многих трактатов
и посланий.. Его деятельность была связана с полемическим противостоянием между
католической и православной церквами в Польском государстве. Полемика обострилась
после Брестской церковной унии, которую принял православный церковный собор
1596 г. Тогда часть православных епископов признала юридическую превосходство
католической церкви.
Сторонников
унии начали называть униатами, или греко-католиками. Некоторые православные епископы
не признали унии. Опираясь на поддержку православных братств, они выступили
за сохранение прежнего статуса церкви. Церковный раскол и связанное с ним
противостояние обусловили оживление полемического движения, где каждая сторона
обосновывала оправданность собственной позиции. Полемика имела значительный общественный
резонанс, что нередко выходил за пределы религиозной и церковной проблематике.
Творчество
Ивана Вышенского тесно связана с церковной жизнью. В церковной полемике он
выступил как последовательный сторонник сохранения древних традиций украинского
православие. Среди его подлань и трактатов особой силой обличительного
пафоса отмечается «Послание к епископам», где автор осуждает церковных
владык, которые выступили инициаторами Брестской унии. Полемист обвиняет их в
пренебрежении евангельских заповедей и церковных традиций. Уния для Ивана Вышенского
- логическое следствие моральной деградации церковных иерархов, что поставили
корыстолюбие выше сокровища духовного совершенствования. Полемист дает церковным
владыкам чрезвычайно острые негативные характеристики, предостерегает их от
дальнейших непродуманных поступков, призывает к покаянию и исправлению.
Все
полемические произведения Ивана Вишенского поражают силой духа, энергией слова и
эмоциональной напругою. их стиль образный и яркий, обозначенный отчетливой печатью
авторской индивидуальности.
«Вышенский
имеет вдохновение пророка, и поэтому, хотя он и часто остается в пределах
вопросов второстепенных, споры о эти второстепенные вопросы он умеет соединить в
определенную целостность и постарались окружить духом такого библейского пафоса, который заставлял читателя
понять или почувствовать, что речь идет действительно не о мелочи, а о последних
вопросы рода человеческого.
Вышенский,
исходя из идеалов старохристиянського аскетизма, развил такую радикальную
негативную программу политического и социального строя, что ее позитивной
противоположностью могла стать только программа «царства Божия на земле». .
(Чижевский
Д. И. История украинской литературы (от истоков до эпохи реализма).-
Тернополь, 1994.- С 225-226.)