Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Кто мы и куда идем»

«Я посвящаю эту книгу Богу Велесу, высшей силе, которая нас защищает».

Это посвящение на дощечке 2 неслучайна, потому что Бога Велеса славяне считали своим заместителем в хозяйственной деятельности: он научил их разводить скот и обрабатывать землю.

На дощечках 1, 2А, 4Г «Велесовой книги» описаны события, которые происходили на территории Руси - в степях от Карпат до Дона и в Крыму. Книга раскрывает общественный строй славянских племен, где вече было единственной формой правления, и рассказывает о междоусобия, происходившие на Руси и подрывали ее целостность, делая слабой перед врагами. Текст переполнен призывами к объединению Руси, которая постоянно воевала, трижды погибала, но восстанавливалась.

Также в книге подается миф о создании мира Даждьбогом и называются народы, о которых не было никаких сведений в других исторических источниках. В книге утверждается, что в религии славян признавался единый бог, но троичен в лицах, остальные - то были мелкие божки.

Очевидно автором книги был языческий жрец, который восставал против крещения славян. Об этом свидетельствуют и слова, отчеканенные на шестой дощечке: «А греки, желая окрестить нас, чтобы мы забыли своих богов, надеялись, что в такой способ они навернуть нас к себе и сделают из нас своих рабов».

Опираясь на эти слова, некоторые исследователи считают «Велесову книгу» созданной на оборону веры предков и древних духовных святынь, поруганных после крещения Руси. Автор видит в измене своей вере гибель традиций и духовности своего народа.

Древние славяне признавали единого бога в Трехглавые (Сварог, Перун, Световид), бессмертие души и загробную жизнь. Но, считая себя потомками Даждь-бога, а не его творением, русы не унижались в поклонении, а обращались к своего предка непосредственно. Бог для них был всюду, и этим объясняется отсутствие храмов.

По древним верованиям, мир имел три основные измерения: Яв (Яве) - реальный видимый мир; Нав (Наве) - мир умерших; Прав (Правое) - мир истины по законам Сварога, который руководит Явею. После смерти душа человека попадала в ирий, где находился Сварог. Понятие ада не существовало. Также автор рукописи утверждает, что человеческих жертвоприношений у русов не было, но они были у варягов, которые называли Перуна Перкуном.



«Вийка с готами и гуннами»

На дощечке 6А рассказывается о ориев (ариев) (самое древнее название праславянских племен), которые первыми начали развивать хозяйственность, изобрели колесо, телегу и плуг, приручили скот. «Велесова книга» показывает жестокие поражения славянских племен в 40-летней войне с готами, переселение на юго-восток и юго-западные земли, египетское рабство и; в конце концов, возвращение на Русь. Впоследствии - приход варягов, княжение Аскольда и Дира, неудачные попытки крещения Руси.

Некоторые исследователи «Велесовой книги» склонны считать ее не летописью княжеств на Руси, а сборником поучительно-религиозного содержания. Праславяне чрезвычайно уважали своих предков, и на их примере автор книги утверждал необходимость верности своей вере, преданности своей Родине, единения в борьбе против врагов. В книге упоминается о такие исторические фигуры, как праотец Ор, Билояр, Аскольд, Ерик (Рюрик) и их деяния.



«Мы должны заботиться о вечном»

Исторические события в «Велесовой книге» подаются фрагментарно, урывками, они переплетаются с упоминаниями о древние обряды и рассказами о общественное и бытовое жизнь славян. В текстах из дощечек 7А, 7Б выводится образ Матери - Славы, Берегини, которая подарила людям огонь, прославляется могущество и трудолюбие русов, их боевая мощь.



«Из прошлого. Песня Кия»

На дощечках 37А, 37Б описывается нападение готов и победа над ними русов, вспоминаются давние времена, при которых царило равноправие и все члены родов могли избирать князя на вече. Автор сожалеет о разрушении старых порядков, считает новые несправедливыми.