Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Колядки - жанр величальные календарно-обрядовых песен, которые в дохристианскую эпоху были связаны с зимним праздничным циклом, а с утверждением христианства - с рождественским (от Рождества 7 до Богоявления 19 января по н.ст.). Считают (О.Потебня, О.Брікнер и др.), что К. в сутки язычества были приурочены к весеннему новогодья, в них часто упоминается весенняя пора - дождь, вспашка и посев тому подобное, К тому же у белорусов песни такого же содержания и характера исполнения - "волочебні песни" - есть весенними. Под влиянием христианского календаря время исполнения колядок приближенно к зимнего поворота солнца на лето (21 декабря), когда день начинает увеличиваться. Эта пора у многих соседних народов (римлян, греков) отмечалась как праздник рождения солнца и имела название одного корня с украинской - "календа". Поэтому одна из распространенных версий объяснения названия "К." такая: она заимствована украинцами у римлян или греков. Но сами украинские К. - настолько богатый, высокохудожественный и самобытный содержанием жанр народной обрядовой песенности, что их заимствования у иностранцев - сомнительное. К тому же у украинцев наряду с К. есть такие же обрядовые песни - щедривки (выполняются с 13 на 14 января), которых с таким названием нет ни у одного народа. И именно зимнее новогодья у украинцев называется Щедрого Вечера, то есть богатого вечера. Был прав Ф.Колесса, подчеркивая, что "греко-римские влияния стрінулися на восточнославянской почве уже с произведенной новогодней обрядностью и величальными песнями местного происхождения. Очень возможно, что те старые новогодние песни у нас назывались собственно щедривками". Есть признаки глубокой древности и в самом колядницькому обряде: оптовая вокально-сценическая игра с музыкой и танцем, с вождением козы, с переодеванием, выборами т.н. "березы" - зачинальника, міхоноші-казначея для сбора заколядованих подарков. Старинные К. возвышаются над всеми обрядовыми песнями еще и тем, что славят величие самого человека. Это поэтические гимны хозяину-земледельцу, воину-рыцарю, охотнику, охраннику рода и семьи, создателю благосостояния и счастливой жизни (см.: Восхвалению). Ф.Колесса все разнообразие мотивов К. сводил к 5 основных групп: 1) земледельческие; 2) военные (рыцарские); 3) сказочно-апокрифические (с отголоском еще предхристианских элементов); 4) любовные; 5) библейские (апокрифические, евангельские). В древних К. ощутимый дух княжеской эпохи, рыцарско-дружинного, и казацкого эпоса, который осмислювався в исследованиях Антоновича. М.Драго драгоманова, м. Грушевского и ш. Органическим компонентом К. и щедривок есть поколядь - окончательная часть, в которой высказывается поздравления (поздравления) поэтому, кому колядовали, Она, как и новогодние посевание, торжественное, поэтическое, искренняя тону и содержанию, без вітійства:

Расти величка до башмачка.

От туфельки до чобіточка.

От чобіточка вплоть до трамочка.

Носи ключи от сундука,

Будешь добрая хозяйка.

Будь здоровенькая,

Богу миленькая,

Год от года,

Милому в стороны.

Расти большая,

Нам щедрую выносы.

Колядование имело большое воспитательное воздействие на общество: до воров, пьяниц и др. колядники не шли. Отсюда в народе и говорится: "Не обходите, не проходите моей хаты". Исключительную заслугу в собирании и издании К. и щедривок имеет Гнатюк. Он 1914, после 15-летней подготовки, издал двухтомный корпус К. - все собранные фольклористами в XX ст. Чешский фольклорист Иржи Горак, по словам М.Мушинки, назвал эту сборку эпохальным произведением, что составляет новый выдающийся период в истории славянской фольклористики.