|
Художественная литература как одна из форм духовной деятельности человека. Функции художественной литературы. Многозначность художественного образа. Разновидности в бразів (образ-персонаж, образ-символ, словесные, зрительные, слуховые и т.д.). Анализ художественного произведения.
ТЛ: углубление понятий о художественный образ, художественное произведение.
Песни о победоносной борьбе казаков с турецко-татарскими захватчиками ( "Загрустила Украина", "И, ой, как крикнул же казак Сирко"); о борьбе против социального и национального гнета ("Ой Морозе, Морозенку", "Максим казак Железняк", "Или не тот то Хмель", "За Сибирью солнце всходит"). Образы исторических лиц, рыцарей-защитников родной земли, созданные народным воображением.
"Засвіт встали козаченьки", "Веют ветры, веют буйные", "Ой не ходи, Грицю..."
Легендарная поэтесса из Полтавы. Трагическая история ее жизни.
Песни, ставшие народными. Их популярность, фольклорная основа, народнопоэтические образы
Героический эпос украинского народа. Разновидности дум (историко-героические, социально-бытовые). Кобзари и лирники - исполнители народных дум (О. Вересай, Г. Гончаренко, М. Кравченко и др.). Современные исполнители: В. И М. Литвины, В. Нечема, Национальная капелла бандуристов Украины. Жанровое своеобразие, историческая основа, героическое содержание дум. Специфичность поэтической формы, ритма. Морально-этическая проблематика. Проблема выбора, душевная раздвоенность Маруси Богуславки между любовью к родной земле и положением жены турецкого вельможи. ("Маруся Богуславка"). Символ грехопадения и спасения через ус сообщения покаяние ("Буря на Черном море").
ТЛ: думы.
Древнерусское творение, жемчужина украинского лиро-эпоса. Историческая основа "Слова...". Переводы и перепевы в ХІХ-ХХ вв. Вопрос авторства. Особенности композиции и стилистических средств. Образы русских князей в произведении. Сквозная идея патриотизма. Символически-мифологические образы и их значение. Фольклорные мотивы. Роль пейзажа в развертывании сюжета. Поэтичность образа Ярославны.
Выкуп поэта из заключения, причины его наказания царем, арест, пребывание в каземате, ссылки.
Осознание собственной миссии поэта. Размышления автора о собственной судьбе, судьбе Украины, быстротечности, мимолетности жизни человека на земле, о ее судьбе.
ТЛ: философская лирика, силабо-тоническое стихосложение (рифмы, стопы, стихотворный размер).
Краткие сведения о писателе. Историческая правда и художественный вымысел: фигура украинского мыслителя XVII века и художественный образ в произведении. Проблема морального выбора человека, его бегство от неприемлемого бытийного мира.
ТЛ: историческая поэма.
Рассказ о жизни поэтессы, ее мужество и силу духа. Мощное лирическое начало, романтичность, свободолюбие, оптимизм, мечта и действительность как ведущие мотивы. Тема гармоничного единения человека с природой ("Давняя весна"). Идея свободного творчества, вольнолюбства человека. Проблемы и мотивы: роль художника в обществе, служение музе и народу, суть человеческого счастья, благодарности (поэма "Давняя сказка").
Патриотические и интимные мотивы произведений поэта. Искренность его лирического самовыражения. Образ Украины, идея неразрывного единства человека с родной землей, аллегоричность образов ("Сад"). Патриотический пафос стихотворения "Любите Украину!". "Васильки" - образец интимной лирики.
ТЛ: интимная лирика, стихотворные размеры.
Народное признание современного украинского поэта. Вечная проблема жизненного выбора, стоической позиции. Философия чина и мудрости в произведениях поэта.
Искренность патриотических чувств лирического героя в стихотворении "Тихая элегия". Оптимизм, уверенность в правильности избранного пути ("Приглашение").
Глубокие размышления современного поэта о том, каким должен быть человек, чтобы уберечь себя, своих близких, свой язык, душевное богатство от зла. Оптимистический пафос, вера в победу добра.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДРАМА
Краткие сведения о жизни и творчестве выдающегося украинского драматурга ХІХ ст., о театре "корифеев". Трагикомедия "Сто тысяч" (сокращенно) - классический образец украинского "театра корифеев". Проблема бездуховности человека, ослепленного пр агненням к наживе. Проблема власти денег - сквозная и "вечная" в мировом искусстве. Средства сатирического изображения.
ТЛ: драматическое произведение (углубленно), комедия, трагикомедия.
С УКРАИНСКОЙ ПРОЗЫ
События исторической эпохи XVI века. Проблема любви и служения народу в исторической повести. Независимый нрав, искренность в отношениях с людьми, природный ум и красота Роксоланы.
Ироничная, аллегорически-причудливая проза современного прозаика. "Ирий" - причудливая повесть о неповторимом мире юности, о вечное и мимолетное в жизни человека. Проблема человека в обществе, ее знеосіблення, свободы и неволи, личности и толпы, действительности и мечты ("Белый конь Шептало").
УКРАИНСКИЙ ЮМОР И САТИРА
Коротко о художнике. Юмор и сатира поэта как толчок к размышлениям о настоящий патриотизм, честность, самоотверженность, порядочность и лицемерии человека. Средства создания юмора и сатиры. Сатирическая ирония стиха.
ТЛ: юмор и сатира (углубленно), антитеза, ирония.
Остроумные сатирические рассказы современного писателя-юмориста как побуждение к размышлениям об окружающем мире и себе.
ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ
Ознакомление с писателями-земляками и их произведениями.
УРОК-ИТОГ
Беседа о произведениях, которые изучались в течение года и вызвали больше всего размышлений, споров, интерес.
Учебная программа (70год)
Всего - 70 ч. В неделю - 2 ч.
Внеклассное чтение - 4 ч.
Текстуальное изучение произведений - 56 ч. Резервное время - 10 ч.
Кол-во час.
|
Содержание учебного материала
|
Государственные требования к уровню
общеобразовательной подготовки учащихся |
Приложения:
Художественный контекст. Межпредметные связи |
1 |
ВСТУПЛЕНИЕ
Художественная литература как одна из форм духовной деятельности человека. Функции художественной литературы. Многозначность художественного образа. Разновидности в
бразів (образ-персонаж, образ-символ, словесни, зрительные, слуховые и т.д.). Анализ художественного произведения. ТЛ: углубление понятий о художественный образ, художественное произведение.
|
Понимать многозначность художественного образа.
Называть и уметь отличать различные типы образов. С помощью слова уметь создавать элементарные образы. Развитие чувства красоты и силы художественного слова. |
|
(7) 3
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Украинские исторические песни Песни о победоносной борьбе казаков с турецко-татарскими захватчиками (
"Загрустила Украина", "И, ой, как крикнул же казак Сирко"); о борьбе против социального и национального гнета ("Ой Морозе, Морозенку", "Максим казак Железняк", "Или не тот то Хмель",
"За Сибирью солнце всходит"). Образы исторических лиц, рыцарей-защитников родной земли, созданные народным воображением. |
Вспомнить исторические сведения о временах, обрисованные в песнях.
Уметь выразительно и вдумчиво читать тексты, рассказывать о национальных героях, которые описаны в них. Уметь создавать мысленные словесные картины. Определять ведущие мотивы песен. Развитие умения характеризовать образы исторических лиц, рыцарей-защитников родной земли. Высказывать собственные суждения о том, за что народ увековечил имена своих героев.
Осознание рыцарства, смелости, физической, духовной силы наших героических предков. Воспитание и утверждение этих качеств в наше время. |
Времена казачества, национально-освободительной борьбы (история Украины).
Ю
. Брандт, "Песня победы", И. Айвазовский, "Камыши на Днепре", неизвестный художник, "Богдан Хмельницкий" (изобразительное искусство). |
1 |
Песни Маруси Чурай
"Засвіт встали козаченьки", "Веют ветры, веют буйные", "Ой не ходи, Грицю..." Легендарная поэтесса из Полтавы. Трагическая история ее жизни.
Песни, ставшие народными. Их популярность, фольклорная основа, народнопоэтические образы. |
Понимать значение и функции песни в жизни укр
аїнського народа. Знать и рассказывать легенду о Марусе Чурай. Развитие умения выразительного чтения, комментирования песен. Рассматривать и объяснять художественные средства. Выражать собственное отношение к Марусе и ее песен. Уметь создавать мысленный словесный портрет легендарной поэтессы.
Выучить наизусть: "Засвіт встали козаченьки". Осознание того, что добрая слава об одаренном человеке живет в веках, что поэт - активный творец духовности. |
Освободительная война украинского народа (история Украины).
Древнегреческая поэтесса Сапфо (зарубежная литература).
В. Маковский, "Украинская девушка" (изобразительное искусство).
|
4
|
Украинские народные думы "Маруся Богуславка"
, "Буря на Черном море" Героический эпос украинского народа. Разновидности д
ум (историко-героические, социально-бытовые). Кобзарі и лирники - исполнители народных дум (О. Вересай, Г. Гончаренко, М. Кравченко и др.). Современные исполнители: В. И М. Литвины, В. Нечема, Национальная капелла бандуристов Украины. Жанровое своеобразие, историческая основа, героическое содержание дум. Специфичность поэтической формы, ритма. Морально-этическая проблематика. Проблема выбора, душевная раздвоенность Маруси Богуславки между любовью к родной земле и положением жены турецкого вельможи. ("Маруся Богуславка"). Символ грехопадения и спасения через ус
сообщение покаяние ("Буря на Черном море"). ТЛ: думы. |
Выразительно и осмысленно читать думы, пересказывать содержание, уметь определять их тематику, художественные особенности. Развитие навыков анализа художественного образа (анализировать образ украинской пленницы Маруси, ее смелый, героический поступок). Уметь прокомментировать проблему соответствия жизни и поведения человека христианским, общечеловеческим ценностям, переоценку героями своего поведения, отношений с другими людьми ("Буря на Черном море"). Развивать умение раскрыть собственное понимание обобщенного образа ("бури на море"). Дискутировать о понятии греха и покаяния.
Осознание того, что любовь к отечеству - одна из величайших человеческих добродетелей. Стремление к гармонии поступков с общечеловеческими, христианскими ценностями. Осознание понятий греховности и покаяния.
|
Б
борьба укранського козацтва против внешних врагов (история Украины). Украина - морская держава (география). М. Лысенко, "Марш чорномоки сельскохозяйственных казаков", опера "Мар
вся Богуславка" (музыкальное искусство). В.
Сластен, "Сапорозькі судна", И. Айвазовский, "Черное море" (изобразительное искусство). |
(4) 4
|
ПО ДРЕВНЕЙ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"Слово о походе Игоревом" Древнерусское творение, жемчужина украинского лиро-эпоса. Историческая основа "Слова...". Переводы и перепевы в ХІХ-ХХ вв. Вопрос авторства. Особенности композиции и стилистических средств. Образы русских князей в произведении. Сквозная идея патриотизма. Символически-мифологические образы и их значение. Фольклорные мотивы. Роль пейзажа в развертывании сюжета. Поэтичность образа Ярославны.
|
Знать историю открытия памятника, основные гипотезы авторства, историческую основу, о ее переводы и перепевы.
Выразительно и осознанно читать поэму, уметь пересказывать и комментировать сюжет "Слова...". Уметь анализировать, характеризовать образы русских князей, княгини Ярославны, образ Русской земли, символически-мифологические образы, фольклорные мотивы, стилистические средства, особенности композиции произведения. Развивать нав
ички определение основной идеи. Уметь висловлювати собственные соображения о ее актуальности в наше время. Осознание того, что любовь к родной земле, верность в любви - вечные общечеловеческие ценности. Понимание "золотой середины" в поступках человека.
|
Типологическая сходство с испанским эпосом ХІІ ст. - с "Песней про моего Сида".
Поход новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. (история Украины). |
(20) 4 |
МИР УКРАИНСКОЙ ПОЭЗИИ
Тарас Шевченко. "Думы мои, думы мои..."; "Ой три пути широкой...", "Мне одинаково, буду ли..."
(из цикла "В каземате"), "Проходят дни, проходят ночи..." Выкуп поэта из заключения, причины его наказания царем, арест, пребывание в каземате, ссылки. Осознание собственной миссии поэта. Размышления автора о собственной судьбе, судьбе Украины, быстротечности, мимолетности жизни человека на земле, о ее судьбе.
ТЛ: философская лирика, силабо-тоническое стихосложение (рифмы, стопы, стихотворный размер). |
Повторение изученного о Т. Шевченко в предыдущих классах.
Уметь рассказывать о выкупе поэта из заключения и ссылки. Выразительно и вдумчиво читать стихи. Развития навыков анализа художественного текста - анализировать философскую лирику поэта в контексте его биографии. Уметь комментировать основные мотивы, идеи стихов Т. Шевченко, художественные средства. Использованные в них. Высказывать собственные соображения.
Выучить наизусть: "Мне одинаково, буду ли..."; "Думы мои, думы мои..." (фрагмент). Осознание гражданской позиции человека как одного из проявлений духовности. |
Империя и национальный поэт (история Украины).
С. Рахманинов, "Дума" (музыкальное искусство). |
3 |
Иван Франко.
"Иван Вишенский" Краткие сведения о писателе. Историческая правда и художественный вымысел: фигура украинского мыслителя XVII века и художественный образ в произведении. Проблема морального выбора человека, его бегство от неприемлемого бытийного мира.
ТЛ: историческая поэма. |
Понимать разницу между исторической правдой и художественным вымыслом.
Развития умение анализировать текст произведения. Характеризувати образ И. Вышенского, составлять пла
н к его характеристики. Умение объяснять внутреннее состояние героя, обращаясь к тексту. Дискутировать о поведение и выбор. Вышенского (учиться понимать мысль оппонента, формулировать собственное мнение и отстаивать ее), об актуальности поэмы И. Франко в наше время.
Осознание того, что писатели-философы - духовно богатые личности, что каждый человек имеет право на выбор. Развитие навыков толерантно, аргументированно дискутировать. |
|
5 |
Леся Украинка.
"Вы счастливы, пречистые звезды", "Давняя весна", "Хотела бы я песней стать...", "Давняя сказка"
Рассказ о жизни поэтессы, ее мужество и силу духа. Мощное лирическое начало, романтичность, свободолюбие, оптимизм, мечта и действительность как ведущие мотивы. Тема гармоничного единения человека с природой ("Давняя весна"). Идея свободного творчества, вольнолюбства человека. Проблемы и мотивы: роль художника в обществе, служение музе и народу, суть человеческого счастья, благодарности (поэма "Давняя сказка").
|
Знать и уметь рассказывать о Лесе Украинке. Ро
свиток навыков выделения основных мотивов в стихах. Уметь прокомментировать содержание поэмы "Давняя сказка", определить ее основные проблемы и мотивы, главную мысль. Развитие умения осуществлять сравнительную характеристику образов (Поэта и Бертольда), составлять план сравнительной характеристики. Высказывать собственные суждения о свободе творчества, о свободолюбие человека.
Выучить наизусть: "Хотела бы я песней стать..."; отрывок из "Древней сказки" (на выбор). |
Лирические стихотворения Ф. Петрарки, Г. Гейне, Г. Лермонтова.
Маринистический живопись И. Айвазовского. Музыка Ф. Шопена, П. Чайковського, В. А. Моцарта. |
|
|
Понимание того, что сила духа - конструктивное начало в жизни.
Осознание важности формирования и развитку индивидуальности, неповторимости тв
орчої личности. |
|
2 |
В
олодимир Сосюра. "Любите Украину!", "Са
д" ("В огне безудержной нашествия..."), "Васильки" Патриотические и интимные мотивы произведений поэта. Искренность его лирического самовыражения. Образ Украины, идея неразрывного единства человека с родной землей, аллегоричность образов ("Сад"). Патриотический пафос стихотворения "Любите Украину!". "Васильки" - образец интимной лирики.
ТЛ: интимная лирика, стихотворные размеры. |
Выразительно и осмысленно читать произведения, осуществлять их текстовый анализ, объяснять аллегоричность образов, определять стихотворные размеры. Анализировать образ Украины, идею единства с родной землей ("Сад"). Уметь определять различные
ицю между патриотической и интимной лирикою. Выучить наизусть: "Любите Украину!". Осознание того, что искренность личных чувств человека - неотъемлемое богатство ее духовного мира.
|
|
2 |
Борис Олийнык.
"Выбор", "Ринг" Народное признание современного украинского поэта. Вечная проблема жизненного выбора, стоической позиции. Философия чина и мудрости в произведениях поэта.
|
Выразительно и вдумчиво читать стихи. Характеризовать образ лирического героя, шлифовать умение определять ведущие мысли в стихах, анализировать их, проводя аналогии с собственными наблюдениями и соображениями. Дискутировать об этом.
|
|
2 |
Владимир Пидпалый.
"Тихая элегия", "Приглашение" Искренность патриотических чувств лирического героя в стихотворении "Тихая элегия". Оптимизм, уверенность в правильности избранного пути ("Приглашение").
|
Выразительно и вдумчиво читать стихи. Уметь комментировать основные идеи, воплощенные в них. Соотносить их с собственными мыслями о язык, народ, его настоящее и будущее.
|
|
2 |
Иван Малкович.
"Свечечка буквы Й", "Музыка, которая ушла", "С ангелом на плече" Глубокие размышления современного поэта о том, каким должен быть человек, чтобы уберечь себя, своих близких, свой язык, душевное богатство от зла. Оптимистический пафос, вера в победу добра.
|
Выразительно и осознанно читать стихи. Уметь анализировать их скрытый смысл, передаваемый с помощью художественных средств. Уметь словесно воспроизводить мир, запечатленный в образах стихов. Совершенствовать навыки выражения собственных размышлений, навеянных прочитанными стихами.
Выучить наизусть: "С ангелом на плече". Осознание того, что моральные качества - стержень гуманизма. Развитие эстетического вкуса как основы культурологической компетентности и стимула общей развитости человека.
|
|
(4) 4
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДРАМА
Иван Карпенко-Карый. "Сто тысяч" Краткие сведения о жизни и творчестве выдающегося украинского драматурга ХІХ ст., о театре "корифеев". Трагикомедия "Сто тысяч" (сокращенно) - классический образец украинского "театра корифеев". Проблема бездуховности человека, ослепленного пр
агненням к наживе. Проблема власти денег - сквозная и "вечная" в мировом искусстве. Средства сатирического изображения. ТЛ: драматическое произведение (углубленно), комедия, трагикомедия.
|
Знать главные сведения о выдающегося украинского драматурга XIX века. Рассказывать о его жизни и творчестве по составленному плану. Самостоятельно читать текст комедии. Определять основные средства изображения образа Герасима Калитки, характеризовать его и других действующих лиц пьесы. Понимать актуальность проблем комедии для современной жизни. Дискутировать о бездуховности человека, о смысле человеческой жизни и другие мысли, вызванные прочтением произведения. Совершенствовать умение делать собственные выводы и обобщения.
Уссообщения того, что бездуховность - ояв зла в жизни человека. |
"Скупой" Мольера (зарубежная литература).
|
(12) 3 |
С УКРАИНСКОЙ ПРОЗЫ
Михаил Коцюбинский. "Дорогой ценой" (сокращенно) Пр
игодницький, романтический сюжет повести. Вичний тип искателя правды. Протест Остапа и Соломии против крепостнической надругательства - протест против любого насилия над человеком. Проблема свободы человека и возможностей ее получения. Любовь Остапа и Соломии как центральный мотив в произведении. Его непобедимая сила, что движет поступками, поведением, выбором героев. Время и вечность в повести, символические образы. Романтичность, мужественность и сила воли украинской женщины Саломеи.
|
Всовершенствовать навыки анализа приключенческо
го романтического сюжета, композиционных особенностей произведения. Объяснять различие между сюжетом и композицией. Рассказывать о чувствах героев, опираясь на текст. Анализировать образ С
оломії (по составленному плану). Развивать с мин
ня делать собственные выводы, анализируя поступки гер
оїв. Анализировать образы времени и вечности в повісти, символические образы, роль и смысл цветов, звуков.
Висловлювати размышления о проблеме свободы л
иудыны и возможности ее достижения в современных условиех. Всвідомлення необходимости личной свобод
и для гармоничного развития, красоты глубокого чувства любви, мужества, силы воли как черт характера, необходимых для борьбы со злом. Развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту и совершенство художественного слова.
|
Т
ема воли и справедливості в зарубежной романтической литературе (Ш. Петефи, М. Лермонтов, Г. Л. Стивенсон, Р. Бернс и др.). |
4 |
Осип Назарук.
"Роксолана" (сокращенно) События исторической эпохи XVI века. Проблема любви и служения народу в исторической повести. Независимый нрав, искренность в отношениях с людьми, природный ум и красота Роксоланы.
|
Понимать, как создается историческая повесть, разницу между историческим фактом и художественным вымыслом. Совершенствовать умение пересказывать сюжет произведения (акцентируя на ІХ, Х, ХІ разделах), характеризовать образ Роксоланы. Выразительно читать и комментировать XI глава повести "Первая путешествие на богомолье Роксоланы". Уметь описывать монастырь на горе Афон. По
крепление умение высказывать свои суждения о поступках и чувствах людей, описанные в повести. Дискутировать о том, какой должна быть жена государственного деятеля, что значит служить Богу и людям.
Осознание духовного богатства народа, знаковость фигуры Роксоланы в истории Украины. Развитие умения вести дискуссию. |
Историческая эпоха, изображенная в повести (история Украины).
Неизвестный художник, "Роксолана", "Сулейман Великолепный"
(изобразительное искусство). |
5 |
В
олодимир Дрозд. "Ирий", "Белый конь Шептало
" Ироничная, аллегорически-причудливая проза современного прозаика. "Ирий" - причудливая повесть о неповторимом мире юности, о вечное и мимолетное в жизни человека. Проблема человека в обществе, ее знеосіблення, свободы и неволи, личности и толпы, действительности и мечты ("Белый конь Шептало").
|
Совершенствование навыков комментировать сюжет произведений, пересказывать самые значительные эпизоды. Уметь прослеживать по тексту повести "Ирий" причудливые стилистические приемы художественного письма, сочетание воображаемого с реальным, объяснять их роль в сюжете произведения, в донесении основных идей, мотивов. Объяснять аллегорический образ коня Шептала, характеризовать его, давать собственную оценку его поведению. Дискутировать о жизненный выбор современного человека, его возможность сохранить свою индивидуальность (на основе рассказа).
Умение сохранить собственную индивидуальность - важная черта характера человека. |
Сочетание фантастики и реальности в произведениях Г. Уэллса, Е. Т. А. Гофмана и др. (зарубежная литература).
|
(4) 2
|
УКРАИНСКИЙ ЮМОР И САТИРА
Владимир Самойленко. "Патриоты", "Эльдорадо" Коротко о художнике. Юмор и сатира поэта как толчок к размышлениям о настоящий патриотизм, честность, самоотверженность, порядочность и лицемерии человека. Средства создания юмора и сатиры. Сатирическая ирония стиха.
ТЛ: юмор и сатира (углубленно), антитеза, ирония. |
Знать и уметь рассказать интересные сведения о писателе.
Понимать универсальность модели тоталитарного государства, созданной в поэзии "Эльдорадо". Выразительно и вдумчиво читать стихи. Развивать умение описывать юмористические ситуации. Различать юмор и сатиру. Уметь прослеживать роль антитезы в раскрытии идеи произведения. Высказывать собственные соображения о способах проявления патриотических чувств.
Осознание ценности остроумному, а порой и язвительного слова в жизни человека. |
|
2 |
Евгений Дударь.
"Слон и мухи", "Лесная сказка", "Красная Шапочка" Остроумные сатирические рассказы современного писателя-юмориста как побуждение к размышлениям об окружающем мире и себе.
|
Выразительно и осознанно читать произведения, комментировать их скрытый смысл. Развитие навыков определения главной мысли произведения. Проводить аналогии с современной жизнью.
Развития самокритичности, требовательного вавлення к себе. |
|
2 |
ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ
Ознакомление с писателями-земляками и их произведениями. |
Знать о писателях, родившихся в родном крае. Прочитать их произведения (на выбор). Уметь прокомментировать их идейно-художественные особенности, высказать собственные суждения и впечатления о эти произведения.
Уважительное отношение к талантливых земляков. |
|
1 |
УРОК-ИТОГ
Беседа о произведениях, которые изучались в течение года и вызвали больше всего размышлений, споров, интерес.
|
Вспомнить о писателях и произведениях, которые изучались в течение года.
Закрепление умения высказывать собственные соображения о самые любимые произведения. Осознание того, что собственное мнение и собственная позиция - важные черты характера личности. |
|
|
|
|