Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНАС МИРНЫЙ

Выбор Корточках Варениченка

(за романом «Разве ревут волы, как ясли полные?»)

Замысел романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» возник после встречи писателя во время путешествия по Полтавщине с парнем-извозчиком, который рассказал Панасу Мирному историю о крестьянине, который стал разбойником и убийцей. Писатель был поражен, и задумался над тем, откуда появляются такие характеры. На основе той истории была создана повесть «Цепкая». Панас Мирный обратился за рецензией до Ивана Билыка, который увидел в произведении много нераскрытых возможностей. В соавторстве родился первый в украинской литературе социально-психологический роман, что на образе Корточках глубоко исследовал корни бунта против несправедливости, который без социальной базы перерастает в разбой и грабеж.

Цепкая - безотцовщина, сын двожона, которого было отдано в солдаты, он не может о себе сказать, что происходит с «честного рода». А это в деревне самое главное. Відштовхнутий односельчанами с детства, погруженный в обиду и бедность, он растет среди враждебности и пренебрежения. Мать, брошенная судьбой, едва есть силы работать, чтобы «только не голодать», не может дать сыну ласку и защиту. Только старенькая бабушка Арина радует малого, переливает в него все, что сохранила душа - поэзию народных представлений о природе и животных, о небо и землю, Бога и ангелов. Может, на другого мальчика это повлияло бы не так. Но Цепкую автор описывает очень противоречивым, его натура состоит из поэтичности, ранимости, отзывчивости матери и гордости, пугливость и непокоренности отца. Эта взрывная смесь не дает ему возможности принять жизнь и судьбу такими, как они есть. Цепкая все обдумывает, осмысливает и должен сознательно выбирать. В детстве он делает первый выбор, когда его отдают в наймы. Отказывается повиноваться богатому хозяину, но с радостью работает подпаска у деда Власа. Богатые и бедные - это неравенство с детства возмущала Цепкую. Услышав настоящую историю своего отца, Цепкая неистовствует и твердо говорит: «Нехорошо сделал отец... Почему он их не вырезал, не выжег?.. Господ!».

Энергичная натура парня не может терпеть насилия над собой, но, не имея выхода, он сначала растрачивает силы в пьянстве, а затем - в насилии над другими.

П 'яна ватага, которая казалась ему настоящим обществом независимых и мужественных нескоренців, показывает истинное обяиччя в первой затруднении. Когда крестьяне требуют дополнительную плату за два года труда, их секут как мятежников. Цепкая надеется, что теперь они вместе пойдут против несправедливости, но Цепкую схватили, а ватага «храбро» убежала. Выбор оказался ошибочным.

Еще раз меняет свою жизнь Чипка Варениченко. Становится хозяином, женится на «полевой царевне» Гали. Реформа 1861 года отобрала у него землю, но дала выход мятежной натуре. Цепкая начинает торговать полотном, зарабатывает деньги. Уже никто не вспоминает о безотцовщины, уже обращаются с уважением: «Никифор Иванович».

Исторические условия, сформировавшие буржуазию, дали возможность многим энергичным натурам воплотить себя в труде и общественной деятельности. Цепкая уже не разбойник, он видит дорогу, желает защищать крестьян, участвует в выборах в земства. И этот выбор был бы лучший, если бы действительно что-то изменилось. Но... «старое и новое» - говорит автор романа. Как было издевательство над простыми людьми, так и осталось. Оно не коснулось самого Корточках, который теперь, как говорит становой, «...человек торговый, всюду бывает, людей, света видел». Но когда на его глазах началось издевательство над выборными из крестьян, Цепкая сломался...

«Торгового человека», человека состоятельного и, по мнению властей, благонадійну, выбирают в управу. Цепкая верит: вот оно, настоящее его место, здесь он сможет справедливо судить. Но суждено иначе. За давние дела его выбрасывают из земства. Далее происходит обычное. Те, кто был выбран, чтобы охранять интересы общества, охраняют только свое добро. И на слова Корточках: «Меня община выбирала...», - отвечают: «То и на общину плюнь!» Этого уже Цепкая не выдержал...

Последний выбор героя - это бегство от жизни. Водка, разбои, убийство... Свободная, разумный человек, энергичный хозяин, талантливый общественный деятель - вот к чему был предназначен Цепкая. А вышел убийца и вор. И автор романа не спрашивает, чья это вина. Он знает наверняка: не ревут волы, как ясли полные. Свободная душа не нашла дороги, ее сломали обстоятельства. Кто-то подчинялся, кто-то приспосабливался, кто-то пытался делать и в этих условиях. Цепкая не смог. Он видел черное и белое, и когда черное заслонило ему глаза, он не выдержал.