Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ

Юмор и сатира в произведении «Кайдашева семья»

III вариант

Украинский народ отличается своим оптимизмом и жизнерадостностью. Он создал много юморесок, шуточных песен, поговорок, в которых отразилось умение смеяться даже над собственными недостатками. И. Нечуй-Левицкий, который хорошо знал жизнь народа, воспроизводя в повести его быт, не мог не передать его юмора, а изображая пороки не одного человека, а целой слои, так сказать, болезни общества, не мог обойтись без сатиры. Юмор и сатира в «кайдашевій сім'ї» сплелись в неразрывное единство, которое делает повесть яркой и интересной.

Первая же картина отражает умение украинцев метко подмечать и характеризовать внешние недостатки окружающих. Лаврентий, натура романтическая, говоря о девушках из их села, принимает песенные сравнения в «брови, как шнурочки», «гибкая состоянию, как тополь» и др. Не такой его старший брат: он насмехается предлагаемых ему девушек: «Да у нее лицо, как щепка, состояние, как будто копыстка, а как идет, то аж кости тарахтят».

Комичной есть сцена, когда Кайдаш вернулся домой из кабака и, опрокинув кадку с водой, решил, что попал к пруду. Он уверен, что потерял глаза на плотине, а увидев свет ночника, ругается «О! Кум вернул мне глаза. Погоди же, лысый дідьку. Я тебе завтра... я тебе оддячу!» Таким образом, рассказчик высмеивает пьянство крестьян, тяжело заработанные деньги которых оставались в кармане трактирщика.

С юмором рассказчик описывает сцену смотрин, когда Кайдашиха постоянно прихорашивается, обтирая то сапоги полой, то губы платком, хоть они были совсем чистые. Она считает, что так выглядит более солидной: «Она очень церемонилась и была капризная». Находясь на службе у господ, она набралась от их немало гордости.

Кайдашиха часто говорит «проше вас» на господский манер, и «с того проше смеялись по всему селу и дразнили за то слово Кайдашиху госпожа економшею». Эта фраза очень смешно звучала из уст обычной крестьянки.

Несоответствие одежды Кайдашихи, что одевала все самое лучшее, виряджаючись в Бієвці, к малой и бедной хаты Балашів, тоже высмеивает рассказчик. Односельчане смеются с ее спеси и чванства, когда семья Кайдашей проезжает мимо кабак: «Ого-го, наша госпожа економша вылезла чуть не под небо!»

Юмор меняется на сатиру в сценах ссор в семье. Мотря полезла ночью на чердак за своей курицей и яйцами. Лаврентий забрал от нее лестницу, и она должна была висеть на стене, но ни за что в мире не хотела пускать с руки курицы и из пазухи яйца. В этой сцене рассказчик высмеивает мелочность, которая вступает в гротескных форм: человек готов убиться за десяток яиц. Суеверность крестьян раскрывается тогда, когда баба Палажка уверяет всех, что ее соблазняла нечистая сила. Ее очень обидело замечание Мелашки, что то был послушник, и она решила, что девушка просто завидует ей.

Конечно, основное оружие сатиры в повести направлена на изображение ссор. Кайдашиха и Пелагея, женщины преклонного возраста, им бы дома сидеть и внуков глядеть, ругаются на всю улицу, тычут друг другу дули под нос и чуть ли не лезут.

Схватку между двумя семьями для усиления сатирического эффекта рассказчик подает в духе народной думы. «Не черная туча из синего моря наступала», - говорит он, но вместо большого войска татар появляются всего только Мотря с Карпом и малыми детьми. Рассказчик даже высмеивает внешний вид героев «думы»: «В большом, как макитра, платке на голове Мотря была похожа на длинную свайка из здоровой булавой».

И. Нечуй-Левицкий прибегает к сатире, чтобы показать, какими смешными выглядят люди, ссорясь по пустякам. Писатель любил и уважал свой народ и хотел видеть его достойным этой любви. Показать серьезное через смешное - это лучшее средство для исправления пороков как одного человека, так и целого общества.