Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ

Юмор и сатира в произведении «Кайдашева семья»

II вариант

Повесть «Кайдашева семья» написана в 1878 роп: Она является высокохудожественным социально-бытовым произведением, в котором правдиво показана жизнь украинского села второй половины XIX века. Жанровая специфика произведения заключается в том, что изображен повседневный: течение жизни семьи Кайдашей разворачивается в самых разных бытовых ситуациях, которые часто изображаются юмористически. Склонность к воспроизведению комических несуразностей писатель считал одной из черт характера украинцев, органическим элементом национального менталитета, богатого, по его наблюдениям, «на шутку, смешки, штукарству и вообще на юмор, еще порой и очень сатирический». Подавляющее большинство эпизодов выписана в юмористическом духе.

Именно комические ситуации нельзя лучше раскрывают духовную пустоту закоренелых собственников, мелочность их интересов. В этой повести чрезвычайно важную роль играют многочисленные диалоги. Именно они двигают действие, именно в них играет всеми красками яркое, остроумное, иногда острое слово.

Неподдельным юмором проникнута сцена ссоры когда Кайдашиха застукала Мотрю на горячем, когда и ночью собирала на чердаке куриные яйца. Отрицательные черты Мотри высмеиваются меткими сравнениями, которые вызывают у читателей смех: «Мотря теліпалась словно паук на паутине». Полны комизма эпизоды семейной жизни Кайдашей: Кайдашиха и Мотря соревнуясь за первенство в домашних делах, бьют друг другу горшки, сидят в неметеній доме и т.д.

Юмор Нечуя-Левицкого идет от самой жизни. Он имеет различные оттенки: от добродушного шутки до сатирического смеха, в зависимости от того, на кого он направлен. Комические сцены созданы на контрасте между возвышенным характером повествования и мелочными, ничтожными поступками героев, о которых идет речь: «Не черная туча из синего моря наступала, то выступают Мотря с Карпом из-за своего дома до забора». Так начинается описание очередной баталии со слов, сходных до народной думы.

Самые напряженные моменты семейного быта писатель воспроизводит в острых, выхваченных из жизни диалогах. С их помощью автор раскрывает психологию героев, усиливает реализм изображения картине придает напряженности и динамичности сюжетной линии. Изображая нарастание конфликта, автор вводит гострокомічні сценки, смешные ситуации, которые напоминают народные анекдоты и интермедии.

Это приключения с Кайдашихою во время поездки на смотрины в Бієвці: вивалявшись в пыли, она «розперезалась, витрушувала сено из-за пазухи и фыркала, как кошка, понюхала перца». Люди смеялись над Кайдашихи, называли ее «економшею», подчеркивая тем несоответствие привычек и поведения, образа ее жизни и социальному происхождению. Именно в этой несоответствия секрет комедийности этого образа. Смешными кажутся нам споры Кайдашей, так же как вражда бабы Параски и бабы Палажки, но смех этот, в конце концов, не беспечный, не безоблачный.

Смех Нечуя-Левицкого в этой повести - это «смех сквозь слезы», как у Гоголя. «Кайдашева семья» написана настолько живо, персонажи повести являются таковыми колоритными, их язык - такой сочной и остроумной, а изображены сцены - такими типичными для современного украинского менталитета, что невозможно не восхищаться мастерством писателя.

«Кайдашева семья» занимает выдающееся место и в мировой литературе. «Ни одна литература мира не имеет такого правдивого, остроумного, человечного, солнечного, хоть несколько и захмарненого тоской по лучшей жизни, произведения о трудящееся крестьянство в условиях капитализма, как «Кайдашева семья» Нечуя-Левицкого». Так сказал о мировое значение этого произведения выдающийся поэт и литературовед М. Т. Рыльский.