Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

ПРОИЗВЕДЕНИЯ С УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА

Мое детство босоногое

...Когда сегодня тот путь вспомню,

Гуцульщину я вижу дорогу,

что идет до сентября сквозь даль бескрайнюю,

заплаканная и босая по снегу.

Д. Павлычко. Воспоминание

Лета, лета... Вы виструнчились над дорогой жизни, как те тополя-тополя, и все чего-то одинаковые мне, хоть вас много. И мыслью я несусь на Полесье мое родное, до тех простых людей и самобытной природы лесной, где тропами ходят Мавки и Лешие, к ив этих плакучих, что спустили грустные косы к воде и так тихонько их купают все века.

Поэтому недаром я выбрала слова Дмитрия Павлычко эпиграфом к своему произведению. Потому как родная ему его Гуцульщина и Карпатские горы, так родной мне край полесских болот. Так часто вспоминается мне песня, которую слышала в детстве, а став взрослым, не раз пела и сама:

А полесское бескрайнее болото

И все Полесье вода заняла,

Только видно тот хутор одинок,

Только видно краешек села.

Хотя и родилась я не в глухом селе, а в городке, у которого очень богатая история. Оно называется Степань. По записям в истории Степани говорится, что когда проезжал ним Стефан Баторий и останавливался в нашем костеле, в котором даже до войны был орган, и назвал этот город Стефаном, а уже украинское название - Степань. Прошу прощения за этот экскурс в историю. Но из таких историй состоят, видимо, названия половины наших городов и городков. Город мой небольшой, видимо, здесь на Донбассе, где я живу тридцать два года (это добрая половина жизни), оно напоминает пригород моей Макеевки. Но не могу я привыкнуть к этим безграничных пространств, задымленного, курного города. Все чаще в мыслях мерещится мне мое бедное, убогое детство. Я несусь, хоть в мечтах, в эту полуразвалившуюся хижину, одиноко светит черными провалами своих глаз, что их так бессердечно разбили детишки моих, наверное, ближних соседей, а может, и дальних. А было же время, когда хата моя звенела от детских голосов, шума, не знала замков, хоть замок был символический. Закрывали мы ту хату длинным ключом на засов, а над дверью дощечка-козырек прилаженная была. Вот и клали мы тот ключ от чужих, а не от своих. Не было в том доме ни долларов, ни гривен. В ящике кухонного стола лежало изредка рублей три-четыре, которые мама получала на нас четверых по папе, что не вернулся с войны домой. Вспоминается, как мама, вставая до восхода солнца и ложась поздно, молилась Богу и всю жизнь просила вернуть отца домой живым. Да, это можно передать словами из стихотворения Андрея Малышко:

И земля поднимает руки:

- Чего же вам принести?

Вернитесь домой!

Возвратитесь домой...

Предстают перед глазами и школьные годы, когда я бежала по улице в «попову» школу, а затем, перейдя в пятый класс, шла к земской школы. Это же история. Никто уже сейчас не назовет таких слов. Умер старый безродный батюшка, так вот его дом община отдали под начальную школу. А другая, большая, кирпичная, была построена еще во времена земства. И даже удивляюсь как мы все размещались в этих школах, ведь вот совсем недавно построили новую, огромную двухэтажную школу, а ученики до сих пор продолжают учиться в той, земской.

А это что видно на дороге? А то лопочет ножками мое босоногое детство. Действительно, босоногое, ведь до ноября ходила в школу босса. Впервые маленькие туфельки обула только в восьмом классе. Так вот ребятишки каждый день на большой перемене бежали по улице по домам, чтобы взять картофелину или хлеба черствого-строгого», как говорил в одном из стихотворений А. Малышко, иногда с куском сала, а больше и без него. А схватив, погромче мчались обратно, глотая все то по дороге, чтобы не опоздать на урок, как писал в поэзии "Школа» Дмитрий Павлычко:

Бегают, смеются дети,

И лишь колокольчик зазвенит -

Станет тихо, будто в цветы

Скрылись пчелы моментально.

Столовых и школьных буфетов мы не знали. Для всех нас это были барские прихоти. И так обидно мне сейчас, что уже и сейчас после того изобилия, после всех приготовлений, которые были в школьных и студенческих столовых, многие учащиеся вынуждены обходиться, кто как может, своими незавидными завтраками. Вспоминаются мне школьные дни ранней весной - и вдруг возникает беспокойство:

Все приходишь в беспокойстве,

В шестьдесят женских лет,

К той шибочки малой,

Которая тебе как целый мир.

(А. Малышко. Тень)

Почему же беспокойство? Беспокойство в том - нет ли еще наводнения, потому что хата моя в низине была. Вода с полей, как только пригреет солнышко, так весело и звонко журчит. Все рады. Весна пришла, весна пришла! А на улице шум : «Галя в школу не придет! Видимо, сидит на печи?»

А так оно и действительно было. Дня два о школе и думать не приходилось, пока вода не спадет. Или мама кладку клала к «плоту» (так у нас забор называют), тогда мы по нему до улицы добирались. На улице сухо было. Только наша хижина по другую сторону улицы красовалась в воде.

А сейчас уже можно жить без воды, потому что как раз напротив моего дома построили новую школу, а за домом был выгон (слово какое!), а сейчас там прекрасная асфальтированная дорога.

Проложили трубы до реки. И, о горе! Больше никто не испытывает тех радостей, которые были у нас - малых. Рядом возле еврейского дома была большая влоговина, в которую пробежало много весенней талой воды. Как только таял снег со льдом, немножко-немножко травка выбивалась, спадала «синяя паводь», мы босиком бежали к воде: не просто поплескаться, нет! Мы выбегали к работе: постирать все тряпье, которое накопилось за весну. Тряпки можно было и в этой воде полоскать. Ведь мы тогда не знали об ужасах ядовитых радиационных выбросов Ровенской атомной электростанции. Мы все еще тогда мыли свои головы в дождевой воде.

Еще очень часто вспоминаю с благодарностью науку матери, которая научила меня любить труд, научила ценить хлеб. Ведь ели мы всегда черный ржаной хлеб. Белый был по большим праздникам. И когда вижу белый ребристый формовой хлеб, мне так и хочется сказать: «О, пироги продают!» Потому что тот хлеб у нас называли пирогами. Очень меня поражает, когда я вижу, как молодые садятся на столы, как на чужой манер даже ноги закидывают на столы. Несутся сразу на ум мамины слова: «Никогда, дети, не садитесь на стол. Стол - это престол Божий. На нем пусть вечно лежит хлеб святой». Действительно, скажу, пусть «пахнет хлебом земля, что дала мне солнце и крылья». А еще страшно мне становится, когда вижу обглоданные, недоеденные, брошенные равнодушной рукой куски хлеба. Всегда мама учила нас до крошки все съедать.

Была моя матушка простой, но очень мудрой и прозорливой женщиной. Когда я что-то, бывало, не так делала, мама говорила: «Что те «ниверситети», когда естественного Бог ума не дал». И так мне тогда стыдно было!

Научила мать нас любить природу родного края и не просто, как сейчас говорят, оберегать ее, а относиться с благоговением к ней, с большой сердечностью.

Вокруг нашего городка были раньше дикие, иногда непроходимые через заболоченность леса. Да и бабушка моя жила на своем небольшом хуторе среди прекрасного леса, в основном дубовом и березовом. Росли в нем и осины и сосны. И мать моя знала, как говорят, обонянием, где можно найти стадо старичков-боровичків, желтеньких лисичек и скользких маслят. Так вот, когда мы собирались по грибы, она приказывала, чтобы каждый положил в корзину. Боже упаси! - чтобы кто вырывал гриб с корешком. Приказывала, чтобы и кустики черники и брусники не вырывали с корнями. А особенно стыдила, когда срывали лесные цветы. Говорила: «Зачем же ты, дочь, разбила такую красоту? Через минуту те цветы завянут и, может, уже больше не зацветут здесь никогда». В бабушкином лесу особенно было много колокольчиков, белых, фиолетовых, которые так тонко вызванивали, когда от солнца в них пряталась мошкара, и хрупких душистых ландышей. А болото все было желтое от кувшинки. А очень рано весной украшением леса были подснежники и сон-трава.

А еще запомнилось мне, что к бабушке из города все - таки далековато было идти, где-то километров пять. До дома мы всегда заходили с проходящего пути через лес, а уже когда уходили из дома, то выходили на тропу, которая вела через болото. Но болото не было вязким. Это было торфяное болото, на котором росло море лесных цветов, трав и мягкий зеленый мох, по которому ступал, как по пушистому ковру. И особенно было красиво, когда, переночевав, я шла обратно в город утром. Солнышко так хорошо пригревало, болото парило, оседал туман, на цветах и траве бриллиантами поблескивали прозрачные капельки росы. По всему болоту было слышно оглушительное кваканье, лягушечье лягушек. А среди неба уже вился, выполняя утреннюю зарядку, жаворонок и сопровождал меня вплоть до полевой дорожки своей бадьористою песней. Так я шла, очарована этой музыкой до самого пути. Только там погружалась в будни, думая о том, когда бы позади заскрипели колеса и сельский человек подвез меня, малую, до города.

Ничего вам не прикрашую. Все всплывает в памяти так, будто было только вчера. Вот удивляюсь я из своих дочерей и называю их иногда черствыми, когда они забывают полить цветы на подоконнике, когда не очень заботятся, чтобы и на даче было больше цветов. Я же первое, что сделаю, проснувшись от сна, гляну, не высохла земля в вазонах. Переступив через порог калитки в первую очередь прополю цветы, а тогда уже направляюсь к грядкам с овощами. Это - как потребность, как ностальгия по тому далекому детству среди буйных лесов, болот и лугов. И не упрекайте меня за то, что не привыкла за тридцать с лишним лет к пространству степи. И я же его, настоящего, в городе и не видела. Хочется свое воспоминание закончить словами Дмитрия Павлычко:

Все народы равны. А земля

Там самая лучшая, где родился ты.