Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ, ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ УКРАИНЦЕВ, УКРАИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

ПРАЗДНИКИ

ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР (ПРАЗДНИК МЕЛАНКИ)

Щедрый вечер, который приходится на 13 января, олицетворяет остаток дохристианского обычая, по христианскому календарю совпадает с днем преподобной Мелании. В этот день отец прячется от своих детей за символом богатства и щедрости - за пирогами.
Дети должны делать вид, что в эту минуту отца не видят - так велит традиция. Они должны спрашивать у матери, где же папа делся. А «удивлена» мать желает, чтобы и в следующем году дети за пирогами отца не заметили.
После этого хозяин крестится и приглашает семью к столу - к щедрой кутьи.
Для девушек одна из важнейших в этот вечер дел погадать. В основном гадают так же, как и на Андрея: бегают спрашивать имя у первого встречного; бросают сапог через плечо - куда носком будет обращен в ту сторону и замуж девушке идти; ощупью считают колья в изгороди, на которой остановятся - украшают, а потом разглядывают, хорошего «жениха» себе выбрали, и т.д.
По легенде, в эту ночь девушки-ведьмы собирают колдовское зелье «нечуй-ветер». В эту ночь оно имеет наибольшую силу, но найти его могут только слепые люди или ведьмы. Тот, кто его знает, по собственному желанию может стать невидимым и неслышным. Но места, где такое зелье растет, знают только волшебницы.
В целом эта ночь полна магических действий, направленных на разгадывание будущего, обеспечения семейного благополучия и счастья на весь следующий год. Народные поверья утверждают, что этими праздничными днями небеса открыты для человеческой молитвы - можно просить у Бога о самом сокровенном.
Вождение козы
Этого дня козу водят. Саму козу в основном делают из деревянной палки, один из концов которой следует расколоть - это будут рога. Рога можно украсить на собственный вкус, в частности, можно привязать деревянные ложки - козьи уши. С противоположной стороны палки цепляют какой-то віхтик - это будет козий хвост. Когда коза готова, ее нужно «одеть» в старый тулуп мехом вверх, но так, чтобы видно было, где в этой импровизированной козы «морда». Рукава кожуха должны свисать вниз - это «ноги» козы. Вот тот, кто этого вечера «коза», залезает под кожух, одной рукой держится за украшенную палку и крутит «хвостом». Кроме «козы», компания выбирает на вечер «кота» - обычно это молодой парень из группы; к обязанностям «кота» входит носить сумку, мяукать и просить сала.
Действо начинается с наступлением темноты. Дети подходят к любому дому и просят:
- Пустите в дом, потому что уже так коза замерзла!
Хозяин согласно обычаю словно отказывается:
- Очень тесно в доме, нигде козе разгуляться. А дети продолжают просить:
- Да пустите уже, ибо невмоготу - так замерзла! Традиция требует, чтобы трижды хозяин отказал «козе» и
только потом спросил разрешения у хозяйки. И тогда «коза» уже обращается к хозяйке:
- Хазяйко, пожалуйста, пустите, потому что замерзну не только я, но и козлята!
- Уже поздно, да и дети спят - вы их можете напугать. Зачем вы нам сдались?
И снова трижды хозяйка отказывает (а для этого ей никогда не хватает причин), а коза все просится. Наконец разрешение от хозяйки дома получено:
- Хорошо, идите, но смотрите - пойте хорошо!
Вот теперь вся ватага детей заходит в дом, снимает шапки, здоровается с присутствующими. «Коза» начинает петь, при этом вместе с «котом» топчется в такт песни:
 
Ну, господа,
Ну, мурове,
Ставьте вряду -
Я козу веду!
Дети хозяев радуются тому, что происходит в доме, им разрешено дергать «кота» за усы " и «козу» за хвост. В это время подпевает остальные группы, повествуя в песенной форме мытарства бедной «козы»:
Где взялся волк - козу набил,
А волчата - за козлята!
Где взялся заяц - стал козу лаять...
Первый стрелок - казак-молодец,
Ударил козу в правое ухо...
Коза упала,
Хвост задрала.
Во время пения «коза» пытается воссоздать пантомимой слова песни. Понятное дело, в конце песни падает и притворяется, будто мертвая. Щедровальники хором поют дальше, шутя перечисляя, какие продукты помогут беде и оживят «козу». «Кот» с ними вполне согласен:
Сала, сала, сала!
Чтобы наша коза встала!
«Коза» оживает, вскакивает на ноги и направляется к печи, принюхиваясь, а щедровальники продолжают шутливо петь:
За эти щедривки - Кварта водки, А по этому языку Бывайте здоровы!
Когда песню спета, весь гурт ребятишек-щедрующих обращается к хозяевам в один голос с пожеланием здоровья и праздничными поздравлениями, все кланяются хозяевам. И теперь дети получают из рук хозяина заслуженные сладости, мелкие деньги и т.д.
«Кот» в настоящее время в шутку выпрашивает у хозяйки сала. После трех традиционных отказов хозяйка все же угощает кота - салом, козовода - пирогом, а казначея группы - деньгами.
Так, вволю пощедрувавши, молодежь собирается в одном доме вместе и продолжает веселиться.
По церковным преданиям, 13 января - день преподобной Мелании (IV-V века). Она родилась в христианской семье, очень богатой и уважаемой. Когда ей исполнилось 14 лет, ее выдали замуж за парня Апініана. Он тоже был выходцем из знатной семьи. Все свое имущество эта молодая семья использовала для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи. После многих лет богоугодных деяний Меланин поселилась на горе Елеонской, а впоследствии там был основан монастырь.
На Меланию украинцы играют в «Меланку», чтобы провести старый год как можно веселее. А играть надо вот как.
Из группы молодежи выбирается парень, который лучше всех умеет шутить. Он переодевается и становится «Меланкой». Другие тоже переодеваются: кто цыганом, кто медведем, кто журавлем, кто чертом... одним словом, кто что интересное придумает, то и воплощает.
Это действо вполне может происходить и днем - тогда ребятишки гурьбой бегут за переодетой ватагой, чтобы хорошо рассмотреть такую диковинку.
Ребята не в каждую хату заходят, а только до тех домов, в которых есть надежда встретить девушек. Как и при вождении козы, разрешение пощедровать следует выпрашивать в песенной форме:
Господинечко, господаречку,
Пусти в дом Меланочку,
Меланочка чисто ходит -
Ничего в доме не повредит.
Добрый вечер!
Хозяин приглашает в дом, вся семья собирается посмотреть на ряженых, особенно девушки интересные к тому, что происходит. Несмотря на предварительную «рекламу», «Меланка» ходит по дому и делает вред, например, может разбрасывать мусор или посуду попереворачивать. Хозяйки знают этот обычай, поэтому внимательно следят, чтобы «Меланка» вела себя хорошо, ничего не трогала.
Тем временем ребята щедруют, высмеивая плохих хозяек:
А Меланка - нерабочая,
Их рубашка - парубоча,
Как люди идут на жатву,
То Маланка - на пива!
Девушки смеются и хвалят песню и танцы. Каждый из ряженых показывает свои способности: вовсю танцует, пока дух забьет. Когда наконец щедривку кончено, все садятся к праздничному столу.
Если «Меланкой» выбирают девушку, то эта «Меланка» значительно знаменитее и статечніша; она впитывается молодой. Девушки, щедруючи, в дом не заходят, а стоят под окнами и поют:
Ой, на реке, на Иордане,
Добрый вечер Мелани,
Добрый вечер, щедрый вечер,
Людям добрым на этот вечер!
Так некогда щедровали и кое-где и сейчас щедруют.