9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ГОНЧАРОВ
Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. О. Гончарова «Обломов»
Иван Александрович Гончаров родился 6 июня 1812 г. в состоятельной купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирск. Он умер, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек передовых взглядов, знакомый с декабристами.
К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетского обучения. Его выдающиеся произведения - романы «Обрыв», «Обыкновенная история», «Обломов».
У1859 г. в журнале «Отечественные записки» был напечатан роман Гончарова «Обломов».
«Обломов» имел чрезвычайно важное значение в развитии русского реалистического романа. В романе показан пагубное влияние феодально-крепостнического строя на развитие человеческой личности и поданы два больших типовых обобщения, которые представляют собой вершину творчества Гончарова: Обломов и обломовщина.
Образ Обломова - это величайшее художественное обобщение, воплощающее в себе типические черты характера, порожденного российским патриархальным помещичьим жизнью. Такая жизнь порождала духовную бедность у жителей Обломовки, узость интересов, бедность и примитивизм психологии. Гончаров не раз подчеркивает, что в жизни обломовців важнейшее место занимали еда, сон. Среди всех их забот «главной заботой были кухня и обед. Об обеде совещались всей домом, и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу». «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовці». Этой заботе был подчинен весь строй жизни.
Обломовців характеризуют бездействие и лень. Свои потребности они удовлетворяют с помощью подневольного труда крепостных.
Жизнь обитателей Обломовки очень пагубно влияет на формирование их характеров. Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика Ілюші Обломова и показывает вредное влияние на него среды и обломовської системы воспитания. Родители охраняют Илюша от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем чувство превосходства над другими. Илюша не ездил на уроки в Верхлево: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь». Позже Обломов в столичном учебном заведении изучает науки лишь в той мере, в которой они сами без труда укладывались в голове. Обломов служил, но не ради того, что ему хотелось работать и чего-то добиться, а потому, что так было принято в среде дворянской молодежи, и при первом же затруднении и ответственности за свою ошибку он оставил службу.
Стремясь только к спокойствию, Обломов в 32 года превращается в сурка, в существо апатичное и инертную. Для того, чтобы еще больше подчеркнуть силу инерции в своем герое, Гончаров показывает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вывести его из состояния мертвого покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к упокоения: «Прирос к этой яме больным местом, попробуй оторвать - будет смерть». Даже любовь к женщине не может возродить Обломова и вернуть к активной жизни. Драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение: «Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова. Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о человеческой судьбе и назначении и когда замелькала параллель между этим назначением и собственной его жизнью..., - он болезненно чувствовал, что в нем зарыт, будто в могиле, какое-то хорошее светлое начало, возможно, теперь уже умерший».
С обломовщиной, как с явлением глубоко отрешенным и вредным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая самый почва, на которой она может произрастать.