Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ГРЕБЕНКА ЕВГЕНИЙ (02.02.1812, х. Убежище, теперь с. Марьяновка Гребенковского р-на Полтавской обл. - 15.12.1848, м. Петербург) - поэт, прозаик, издатель.

Традиции творчества писателя в значительной мере обусловлены его принадлежностью к древнего казацкого рода. Окончил Нежинскую гимназию высших наук (1831). Некоторое время служил в резерве 3-го Малороссийского казачьего полка. С 1834 г. - чиновник комиссии духовных училищ в Петербурге, с 1835 - параллельно преподавал русский язык и литературу в Дворянском полку. С 1837 г. полностью посвящает себя педагогической работе, выкладывая кроме русского языка и литературы также мінералогію, ботанику, зоологию (в основном в военных учебных заведениях).

Начало литературной деятельности. Гребенки приходится на годы обучения; в нежинский период написаны первые лирические стихи, басни, начата работа над переводом поэмы А. Пушкина «Полтава».

В 1833 г. в альманахе «Утренняя звезда» вышли в свет две басни Есть. Гребенки - «Чертополох да Коноплиночка» и «Пшеница», а также отрывки из перевода «Полтавы», а в 1834 г. вышло первое издание (второе - в 1836 г.) басен «Малороссийские поговорки». Байкарська наследие. Гребенки (всего 27 произведений) является самой ценной частью его творческого наследия. Здесь четко определились традиции предшествующих и современных ему украинских писателей (Г. Сковороды, И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского), заявленные в создании символики, сюжета и образа системы, в то же время здесь получили развитие народно-сатирические традиции. Байка Есть. Гребенки является художественным конденсатом народной мудрости, в котором четко выявлены симпатии и антипатии автора; значительная роль здесь принадлежит также изображению эстетики народной жизни (быта, обычаев).

Байки Есть. Гребенки представляют все разновидности этого жанра: собственно басню, басню - сказку и басню - поговорку. В создании последней заключается одна из его заслуг. Часто, кладя в основу басни народную поговорку, он приближает к ней самой построение своих произведений. Поэтому эти байки лаконичные, сконденсированные, не перегружены длинными описаниями и подробностями. Есть. Гребенка создал образцы той реалистической стихотворной басни, что стала своеобразным эталоном этого жанра в дальнейшем развитии украинской литературы. Значительной его заслугой является также отказ от «бурлеска»; если в баснях и встречаются элементы бурлескного стиля, то они не являются самоцелью, как у многих тогдашних украинских писателей, а служат одним из изобразительных средств. По словам И. Франка, «как байкопис, занимает Гребенка первое место в нашем писательстве. Его басни определяются ярким национальным и даже специально левобережным украинским колоритом, и не менее здоровой общественной и либеральной тенденцией».

Лирические поэзии Есть. Гребенка писал на украинском и русском языках. Для них характерна тематическая и художественная соотнесенность с украинскими народными песнями; художественная структура их была основана на романтизме. Так, образ лодки (поэзия «Лодка») соотносится с человеком, отважно отправляется навстречу неспокойной жизненной волны; романтический образ личности предстает в «Украинской мелодии» («Нет, мама, нельзя нелюбимого любит»), что стало известным романсом; элегические мотивы душевных страданий принимают поэзии «Заквітчалася девушка», «Маруся» и др. Как и в баснях, в лирических стихах он успешно преодолевал бурлескну традицию, чему способствовало увлечение народно лексикой и фразеологией.

Поэзия Есть. Гребенки русском языке проникнута любовью к Украине. Особенно это ощущается в произведениях, посвященных исторической судьбе родной земли («Нежин-озеро», «Гетман Свирговский», «Украинский бард»); в традициях украинского стихосложения на историческую тему написана поэма «Богдан». Интересные поэзии «Скала», «Утешение», «Соловей», в которых художественно осмысливается роль художника. Некоторые русскоязычные поэзии Есть. Гребенки также стали популярными песнями («Очи черные», «Молода еще девица я была»).

Русскоязычные рассказы «Двойник», «Страшный зверь», «Болван», «Месяц в солнце», «Потапова неделя», вошедшие в сборник «Рассказы пырятинца» (1837), обозначаются вниманием к формированию атмосферы, в которой происходит действие; писатель создает широкие пейзажные и сюжетные полотна, полные сочного украинского колорита. Повести «Приключения синей ассигнации» (1847), «Записки студента» (1841) все отчетливее определяют творческую манеру, которая впоследствии будет развита и продолжена в литературной деятельности А. Чехова. Как и М. Гоголь, в этих произведениях, проникнутых сочувствием к «маленькому человеку», Есть. Гребенка выходит из эстетических принципов «натуральной школы».

Историческую тему разрабатывал писатель в повести «Нежинский полковник Золотаренко» (1842) и построенном на принципах романтизма романе «Чайковский» (1843), хотя в последнем произведении не находим исторической соотнесенности определенных событий и лиц. Полковник Иван, Алексей Попович (Чайковский), бывалый в переделках (теперь владелец зимовника) козак Касьян, казак - характерник Никита Прихвостень, женские образы Марины и Татьяны-Феклы - вот те силы, которые вступают в противодействие неверии, не человечности, омане, олицетворениями которых возникают Герцик-Іосель, цыганка - знахарка Рохля. Сила жизни в этом произведении - за Алексеем и Мариной, сердца которых наполнены благодатной любви.

В романе «Доктор» (1844) талантливая, человечная личность Ивана Севрюгіна бессильна противостоять безмірові несправедливости и жестокости жизни, вырождения и духовной опустошенности тех, кто добивается лишь эксплуатации. Определенные достижения имел писатель также в жанре физиологического очерка, к которому обратился во второй половине 40-х годов («Петербургская сторона», «Фактор», «Провинциал в столице»).

Прозу Есть. Гребенки, как и его байкарську и поэтическое наследие, характеризует качественно новое восприятие человека. Проникновенное видение новых явлений, обусловливающих изменения в духовной жизни человека, структурирование внутреннего мира отдельной личности, видение в отдельном сущности явления в целом - вот что отличает творчество Гребенки среди писателей-современников как новое явление, что дало мощный импульс к изображению человека в последующие литературные эпохи.

Значительную роль сыграл Есть. Гребенка в организации украинского литературного процесса. Он принял деятельное участие которую выкупе из крепостной неволи Т. Шевченко, так и в организации издания «Кобзаря». В конце 30-х годов имел реализовать четырехкратное ежегодное издание на украинском языке «Литературных прибавлений» к «Отечественных записок», хотя из цензурных препятствий эта идея ограничилась лишь вещанием альманаха «Ласточка» (1841), где были опубликованы лучшие произведения тогдашних украинских писателей (Т. Шевченко, Г. Квитки-Основьяненко, JI. Боровиковского, В. Забилы и др.). Известны и отдельные публицистические произведения. Гребенки («Так себе до земляков» и др.).

Лит.: Деркач Бы. А. Евгений Гребенка. К., 1974; Зубков С. Д. Баснописец и поэт Гребенка // Гребенка Есть. Басни. Поэзии. К., 1990; Деркач Бы. А. Евгений Гребенка 11 История украинской литературы: В кн. К., 1995. Кн. 1.

Л. Задорожная