Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МАРКО ВОВЧОК

Антикрепостническая направленность повести «Институтка»

II вариант

В годы крепостного лихолетье начала свою литературную деятельность Мария Александровна Вилинская, которая вошла в литературу под псевдонимом Марко Вовчок. Это выдающаяся писательница второй половины XIX века, которую И. Я. Франко назвал борцом за свободу и человеческие права трудового народа. Марко Вовчок глубоко изучила жизнь закрепощенного люда, его устное народное творчество. Шевченко «Кобзарь», «Записки охотника» Тургенева, «Мертвые души» Гоголя были основными источниками творческого вдохновения молодой писательницы. Они выработали у нее убеждение, что неволя - это бедствие, с которым надо бороться.

Занимаясь вместе со своим мужем уборкой памятников фольклора, писательница видела, как тяжело живется крестьянам и в Украине, и в России, поэтому и начала свое творчество антикріпосницькими рассказами и повестями. Популярность произведений Марка Вовчка определялась умением писательницы остро изобразить драматические события из жизни крестьян, создать напряженный конфликт, ярко обрисовать образы представителей народа и их угнетателей. Т. Г. Шевченко назвал писательницу «ясной зарей» в литературе, «обличителем жестоких людей несытых».

Тему тяжелой жизни женщины-крепостной развил в своем творчестве гениальный поэт Украины Т. Г. Шевченко. Марко Вовчок разработала эту тему в прозе и вывела в своих произведениях правдивые образы крепостных крестьян, которые мечтали о лучшей жизни, боролись против крепостников.

До лучших произведений, в которых писательница рассказывает о отношения между крепостными и кріпосниками, следует отнести повесть «Институтка», которая относится к «лучших жемчужин украинской литературы». Эту повесть (первое название «Барышня») Марко Вовчок начала писать в Немирове в 1858 г., а закончила в 1859 г. Сначала произведение было напечатано на русском языке в переводе Тургенева в 1860 г. в журнале «Отечественные записки». На русском языке повесть была напечатана в журнале «Основа» 1862 г. и посвященная Т. Г. Шевченко, чье влияние сказалось на произведении.

В повести «Институтка» Марко Вовчок показывает тяжелую жизнь крепостных и нарастание народного гнева, стихийного протеста против крепостников. Крепостные потеряли терпение, не боятся проявить неповиновение, ибо, как говорит Назар, «беда беду перебудет, одна пройдет - десять будет».

Главными героинями произведения есть две женщины, которые постоянно противопоставляются: Устина и барышня. Рассказ ведется от имени крепостной, следовательно, сквозь призму ее восприятия изображено господ, крестьян и взаимоотношения между ними. «Люди удивляются, что я веселая: надійсь, горя-беды не знала... Было, меня бьют (хотя бы не вспоминать) - не здержу сердца, заплачу, а роздумаюсь чуть - смеюсь». Такой изображена Устина в начале произведения. Это образ человека, которая претерпела много горя. С детства она осталась сиротой, воспитывалась у чужих людей. Попав к барскому двору, Иустина почувствовала весь груз крепостнической неволи. Она стремится к свободе: «Когда бы воля, спел бы так, чтобы и на селе звучало».

А вот и вторая главная героиня повести - институтка. Она тоже сирота, но живет в роскоши, имеет на иждивении своей бабушки, богатой помещицы. Барышня воспитывалась в институте, где преследовала одну цель: «...чтобы я знал а, чем себя между людьми показать». Это жестокая, капризная женщина, в образе которой Марко Вовчок показала типичные черты помещика-кріпосника. Институтка в своем поведении ничем не ограничена, ругательная, эгоистичная, капризная. Вернувшись в Дубці, барышня полюбила полкового врача, поженилась с ним и сразу же взялась за осуществление своих планов: увеличить свое богатство, стать состоятельным и независимым ни от кого помещицей. Всю злоба, человеконенавистничество, присущие ее натуре, она срывает на крепостных, а больше всего достается Устине.

Крепостная Устина - богатая и красивая натура. Она искренняя и приветливая с подругами, с уважением относится к бабушке-крепостной, заступается за нее, когда барышня начинает ее бить. Она умная и наблюдательная, умеет распознавать людей и метко и остроумно давать им характеристику. Она искренне полюбила Прокопа, чувства девушки глубокие, бескорыстные. Сравнивая крепостную с помещицей, писательница отмечает моральное превосходство представителей из народа. Барышня с презрением относится к крепостным, издевается над ним. «Люди просыпались и ложились плача, проклиная. Все пригнула по-своему молодая госпожа».

Устина, хоть и неграмотная, имеет богатый жизненный опыт, хорошо разбирается в людях. Барышня закончила институт, но не приобрела никаких знаний. Она не способна на глубокие и искренние чувства. После женитьбы прибирает к своим рукам и мужчины, не обращает внимания на его мнение.

В словах и мыслях Устины воплощены настроения закріпа - опытного крестьянства. Следует отметить, что крепостная сама не становится на путь активной борьбы против крепостников, но она поддерживает смелые бунтарские поступки Назара и Прокопа, разделяет их стремление к свободе.

Речь Устины простая, ласковая. Барышни - грубая и неласковая, в обращениях к крепостным у нее преобладают грубые слова, ругательства. «Я тебя на куски разорву! Задушу тебя, гадино!» - кричит она Устине.

В образах Назара и Прокопа Марко Вовчок правдиво изобразила способность крестьян к протесту, к борьбе. Гордый Прокоп не может позволить барышне бить Устину. Мужчина придержал ее руку со словами: «Этого уже не будет! Нечего». Строго предупреждает он и господина: «Не подходите, сударь, не подходите». За неповиновение господа отдают Прокопа в солдаты.

Назар враждебно относится к господам и хочет убежать от них. Как человек большой силы воли, он осуществляет свое намерение. Его глубоко волнует горе Устины, судьба других крепостных.

Катя, жена Назара, тоже способна выступить против воли барышни, она откровенно проявляет свой гнев против господ: «Теперь я уже не боюсь вас! Хоть меня живьем съешьте теперь!»Через настроения Кати, Назара и Прокопа отражено нарастание народного гнева, протест крепостных.

В повести «Институтка» Марко Вовчок создала типичные образы крестьян - представителей угнетенного крестьянства и помещиков, их стремление наиболее жестоко эксплуатировать крепостных. Писательница раскрыла классовые противоречия, которые были свойственны той эпохе, доказала необходимость решительной борьбы против крепостнического гнета. Она продолжила антикрепостнические традиции поэзии Т. Г. Шевченко, оправдала и одобрила поступки крестьян, которые протестовали против гнета и насилия.

Итак, Марко Вовчок преподнесла в повести «Институтка» идею борьбы против крепостничества, показала могучую силу народа, его стремление к освобождению, ненависть к рабству.