Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Современная украинская литература

 

Иван Багряный (1906-1963)

 

Роман всепобеждающего оптимизма

 

Роман «Тигролови» (1946) имел огромный успех у читателей. Его переведены на английский, немецком, голландском языках. Этим произведением писатель явил миру лицо советского зека, а в его образе - несокрушимую гордое человека, полную жизненной силы, воли к жизни и борьбе. Однако проблематика романа шире, окрашенная философией экзистенциализма. В нем выясняются причины трагичности бытия человека в тоталитарном обществе. Художник осветил темы свободы, жизни и смерти, выбора человеком места в истории, пределы ее возможностей, объем ее личной ответственности. Описывая жестокие испытания и пытки невинных людей в ГУЛА - Гах, автор показывает их героизм в борьбе против тоталитарного режима.

Жанрово-композиционное своеобразие. По жанру «Тигроловы» - приключенческий роман: его сюжет насыщен необычными приключениями и характеризуется неожиданными поворотами, динамичностью в развертывании событий. Этим произведением Иван Багряный утвердил украинский приключенческий роман. Основным композиционным принципом, по которому построено роман, является принцип дихотомии, т.е. сюжетные линии разворачиваются

 

 

Иван Багряный. Тигроловы. Обложка Олега Набоки. 1991

 

параллельно, противопоставляются и сопоставляются. Григорию Многогрішному противостоит майор НКВД Медвин, этот новейший тигролов, который преследует свободолюбивого украинского юноши, не прирученного тоталитарным режимом «тигра». Григорий - правнук гетмана Демьяна Многогрешного (1668-1672), который боролся против оккупации Украины московскими царями, за что его сослали на каторгу в Сибирь. Таким образом романист подчеркивает преемственность свободолюбивых идей украинцев и главного героя, корни которого достигают времен Запорожской Сечи. Образ Григория Многогрешного приобретает символическое значение: он олицетворяет непокоренную и свободолюбивую Украину, лучшие сыны которой борются за ее независимость.

Уже в завязке «Тигроловів» изображены два экспрессы, которые мчатся сибирскими просторами. Эти поезда автор сравнивает с драконами. Один из них («шестьдесят вагонов-коробок - шестьдесят суставов у дракона») - это «эшелон смерти», которым везут на каторжные работы заключенных. Среди них и Многогрешный, который на ходу выпрыгивает из вагона и этим смелым поступком вселяет в сердца многочисленных узников надежду, что со сталинским режимом можно и нужно бороться. Второй эшелон - комфортабельный экспресс - виз партийную элиту, ударников, инженеров, авиаторов, прокуроров, военных, работников «революционной законности», которые совершали грехи, словом, «ответственных товарищей». Итак, существуют два мира в одном государстве - мир ада, репрессий, мук, тьмы и мир иллюзорного рая, призрачного свободной жизни. Так вырисовывается античеловечный образ советской империи.

Образ «эшелонов смерти» сквозной в романе. В Хабаровске Григорий, услышав родную материнскую песню и снова увидев напакованные земляками поезда, постиг трагедию своего порабощенного народа: «Вся его Родина вот так - на колесах позагеттю, раздавленная, раскромсанная, знеосіблена, в чесотке, в грязи... отчаянии!.. Голодная/..Безвыходная!.. Бесперспективное!..» Многогрешный с Григорием Сирко попали в поезд Владивосток - Москва, который якобы возил лес. На самом же деле выполнял функцию пассажирского: «Темный и неосвещенный, «экспресс» то шептался, нет, гудел, как улей, - зойкав, пел, кашлял простуджено... лементував детским плачем... Не экспресс, а целая республика на колесах». Большевистская система отсекала генетические корни украинскому народу, делила общество на «врагов», рабов-каторжников, и верноподданных режиму граждан.

Главные события произведения разворачиваются в тайге. Большой интерес вызывают эпизоды и сцены, в которых изображены быт семьи Сирко, охота в тайге, ловлю тигров, рыболовство и т.д. Возникает экзотический мир дикой и величественной природы Уссурийского края. Параллельно развивается романтическая сюжетная линия: зарождение и развертывание любовных чувств, которые охватили

 

 

Василий Касиян. Украинка. 1950

 

горія и Наталку. В разделе «голубая Падь» Грицко Сирко рассказывает Многогрішному легенду о водопаде, который называют Девушкой в честь красавицы - удегейки, что влюбилась в чужака, но скрывала свои чувства. Когда же он ушел в другие края, девушка упала на колени на лужайке, умоляя Бога вернуть любимого. Долго плакала, аж на том месте образовался водопад. В душе юноши водопад ассоциируется с образом Наташи, которой он тоже долго стесняется признаться в любви. Через девственный и нежное чувство автор освещает силу человеческих страстей, раскрывает богатый внутренний мир героев. Неожиданной была их первая встреча: в тайге Григорий, спасая от смерти юношу, попадает в семью тигроловів. Как выяснилось, этим юношей была Наташа - «сочетание девичьей красоты и сердечности. Гибкая, как пантера, и такая же шустрая, а строгая, как царевна». Жестокий мир тайги закалил Наташу, вместе с отцом и братьями она даже охотилась на тигров, но при этом не потеряла женского очарования, нежности, которые смущали Григория, не давали душевного покоя. Рядом с девушкой Многогрешный чувствовал себя счастливым, хотя и знал, что он, зек-беглец, не должен рассчитывать на совместную жизнь с ней. Юноша борется со своими чувствами, страдает. Романист изображает целую гамму человеческих страстей. Влюбилась в своего спасителя и Наташа, но тайга сделала ее осторожной, и она хочет проверить силу своих чувств. Убедившись в их подлинности, девушка идет за Григорием в далекий путь, в неведомую Украину, потому что способна на самопожертвование во имя любимого.

Образ Григория Многогрешного. Идею победы добра над злом, всепобеждающего оптимизма Багряный раскрывает в образе Григория. Целостная и жизнерадостный человек, он воплощает национальный характер. За то, что юноша горячо любил Украину, его посадили и мучительно пытали. Сюжет произведения развивается динамично: уже в первом разделе приговорен к двадцати пяти годам каторги Многогрешный выпрыгивает на ходу «в определенную смерть», потому что «лучше умереть на бегу, чем жить гниючи». Смелость, непокорность и свободолюбие «гордого сокола», «безумного смельчака» захватывают читателей. Многогрешный противостоит начальнику этапа Медвину - олицетворению тоталитарной системы, неспроможному преодолеть гордый дух украинца. Писатель возрождает девиз Фауста: счастье - в непрерывном действия во имя новых свершений и народа, во имя жизни. Друзей, свое счастье и любви юноша нашел в тайге среди земляков - украинских переселенцев.

Характер Григория Многогрешного описана как многогранный. В начале произведения в телеграмме-молнии о побеге и розыске «страшного государственного преступника» очерчен портрет героя: «молодой человек - 25 лет, русый, атлет, авиатор...». Изображая Григория, романист применяет различные композиционные приемы и средства создания образа: ретроспекцию, видения, характеристика героя другими действующими лицами. Например, в Тихоокеанском экспрессе направляющийся к новому месту назначения Медвин. Перед его глазами встают картины следствия «над одним авиаконструктором... над тем зоологическим националистом, над тем дьяволом в образе человека», то есть Многогрешным. С помощью внутренних монологов и несобственное прямой речи, приема ретроспекции показаны жестокие и жуткие сцены допросов Григория Медвиним: «Он ему выламывал ребра в бешеной ярости. Он ему повивертав суставы... Он уже не добивался признаний, нет, он добивался, чтобы тот черт хоть заскулил и начал рыдать и умолять его, как то делают все... Да! Смотрит выпученными глазами - и только. Как каменюка... Сначала дерзко и бешено отбивался, разражался проклятиями и сарказмом, плевал в лицо ему - следователю, а потом только хекав и молчал, раздавленный, но упорный. Молчал презрительно...». Писатель справедливо использовал Франков прием - подвергнуть персонаж этической проверке, испытанию опасностью. Как и в произведениях Панаса Мирного, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского, Василия Стефаника, важную функцию в романе Ивана Багряного играют глаза. На всю жизнь запомнил энкаведист-кат глаза Григория: глубокие, демонические глаза с кровавыми росинками на ресницах - они стоят перед ним вечно, напоминая майору о преступлениях, которые он совершил. Те глаза забрали у него покой и сон, отравили жизнь. Он бил Григория в глаза, пытаясь повыбивать их, но не смог: нервов не хватило. И до сих пор те пламенные глаза преследуют Медвина, потому что еще в начале следствия тот «дьявол сказал ему: «Я тебя переслідуватиму всю твою жизнь. И все мы... будем преследовать и проводжатимемо тебя до могилы, - тысячи нас, замученных, истерзанных... Ты будешь иметь детей, но не испытываешь радости, - с детских глаз будем смотреть мы. И ты втікатимеш от них прочь... И нигде от нас не уйдешь...». Таким же глубоким психологизмом насыщенные и другие эпизоды романа.

Произведение заканчивается финальной сценой приговора, который осуществляет не Медвин, а Многогрешный над своим палачом-судьей во время охоты на тигра: «Здесь... я тебе... и рев, тут я тебе и трибунал! - Вскинул винтовку и выстрелил. Судил и приговор исполнил я - Григорий Многогрешный. А за что - этот пес сам знает».

Многогрешный представляет новое поколение образованных и умных украинцев, которые поняли антилюдяність и преступную природу сталинского казарменного социализма. Машина бюрократии и разрушителей, преступников и демагогов уничтожает целые народы, нивелирует к краю личность. Поэтому Григорий смело борется с этим режимом. Иван Багряный в характере украинца открывает большие духовные возможности - свободолюбие, патриотизм, гуманизм, ответственность, честность, трудолюбие, талантливость, высокий эстетический вкус, альтруизм.

Семья Сирко. Между людьми существуют не только узы дружбы или взаимовыручки, но и духовные святыни национально-семейной культуры, которые непременно повлекут национальное возрождение украинского народа. Эта проблема поднимается на примере жизни семьи Сирко. Автор лаконичными штрихами рисует портреты героев. Глава семьи - Денис Сирко, хороший отец и хозяин, человек трудолюбивый и мужественный, чтит природу и разбирается в народных лекарствах. Его портрет изображено через восприятие Григория: «Коренастый, бровастый, ...усатый старик, высокий, червоновидий». Сірчиха, его жена, трудолюбивая и кроткого нрава, хранительница семейного очага: «ей более пятидесяти лет, а она выглядит еще молодо и бодро. И голос у нее такой, как у дочери, только не такой острый, какой-то теплее, ближе... она полтавка с корня». Она ведет себя так, как принято в Украине, сохранив достоинство и благородство души: «Иметь в чепца и в обильном древний юбки, улыбаясь, несет тарелки». Такими же портретно-психологическими характеристиками изображено детей - Наталью и Григория, которые выросли в атмосфере любви к родному краю, его языка и песни. Через судьбу семьи Сирко, как частицу народа, художник осмысливает трагизм украинской нации, вынужденной выживать в сложных условиях бытия. Бытовая обстановка, соблюдение обычаев, обрядов характеризует духовный мир Сирков, которые сохранили традиции, этические принципы життєдіяння украинцев. В этом плане автор подробно рисует внутренний уклад традиционной украинской хаты: «...обильно на покутье собираются святые, убраны королевскими полотенцами ... Резной поставец. Печь накрашены цветами, между цветами два голубя целуются ... пахнет свіжопеченим хлебом». Серы не стесняются своего происхождения, своих детей воспитали уважение к Украине и национальных традиций. Особенно колоритными есть описания празднования семьей Рождества: «Серы праздновали его, как с деда-прадеда велось: с кутьей на Сочельник и со всем тем трогательным и романтичным ритуалом, что такой памятный Григорию с детства. Со стихосложением, с колядками». Писатель идеализировал мир украинской семьи, потому что именно с ней связывал оптимистичный взгляд на будущее нашей нации.

Новаторский стиль романа: его основой является фольклорная основа с ее богатством поговорок и пословиц, народных дум, песенной образности. Одновременно Ивану Багряному присущи сдержанность, ясность высказывания, карбованість фразы. Автор заставляет читателя думать, не избегает афоризмов. Рассказ ведется от имени всезнающего наратора.

Ивану Багряному принадлежит видное место в украинской литературе XX века, которую он обогатил новыми образами, проблематикой, жанровыми формами. С большой силой писатель поэтизировал светлое начало в человеке, его ум, доброту и человечность. Иван Багряный мыслил этическими категориями, поэтому в его произведениях преобладает сильное эмоциональное начало. Одновременно автор освещает и социальное начало, выражая свою бескомпромиссную позицию. Философские проблемы экзистенциализма, отражены в его прозе, обусловливают ее гуманистический пафос, а потребность в героических характерах становится доминирующей в художественных исканиях художника. В результате такого сплава предстал неповторимый художественный мир произведений Ивана Багряного.

Питер Пауэл Рубенс. Охота на тигров и львов. 1616