Современная украинская литература
Иван Багряный (1906-1963)
Романный эпос Ивана Багряного
Эпические полотна Ивана Багряного строятся на гуманистической философии экзистенциализма, описывая сложное бытия человека в условиях наступления тоталитаризма на духовный мир человека, его посягательство на самое святое - ее жизнь. В центре этих произведений возникает сильная волей и гордая личность, которую не способна духовно сломать могучая государственная машина тоталитаризма. Именно умение проследить и обнаружить в образах ведущую тенденцию исторического развития эпохи делает Ивана Багряного художником большого масштаба.
В его романистике органично соединились реалистическая конкретность образа с романтикой, выразительным лирическим началом. Романне искусство достигло настоящей эпической глубины, особенно в освещении сложной картины бытия народа, его соревнований с антигуманной то фашистской, то советской идеологией. В романе «Человек бежит над пропастью» прозаик выводит монументальную фигуру Максима Колотая, который восстал «против судьбой самых больших страхов и почвар, которые когда-либо существовали под солнцем... С горячим бурным сердцем. С глазами, горящими огнем большой, несбыточной мечты... Герой нашего времени!». Несмотря на отдельные, временные поражения и разочарования, окончательный исход борьбы не вызывает у героев сомнения. Это предоставляет трагическим ситуациям, изображенным в романах Багряного, оптимистического звучания. В этом свете вырисовывается основная идея его книг: только в борьбе против сил зла проявляются лучшие черты характера человека. Автор испытывает нравственный потенциал героев: смогут ли они противостоять антигуманному режиму. В этом проявляется романтический характер мировосприятия Багряного. Искренний демократизм, интимная духовная близость к человеку, мастерство социально-бытовых и психологических характеристик, художественный аналітизм, выразительный романтический струю - все это несомненные завоевания его эпики. В художественной структуре прозы важное место занимает публицистика, чем он сближается с Юрием Смоличем, Павлом Загребельным. Как и они, Иван Багряный причудливый в искусстве повествования и сюжетобудування, смело применяет разнообразные средства моделирования действительности - кую подробность, образ-символ, библейские и мифологические аллюзии (намеки), иронию, гротеск, фантастические вкрапления.