Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Противопоставление характеров Назара и Хомы

(по драме «Назар Стодоля»)

Нет нужды останавливаться на той роли, которую сыграл в украинской литературе и вообще в истории нашего государства Великий Кобзарь - Тарас Григорьевич Шевченко. Именно этот человек, наделенный всеми чертами гения, преподнесла украинскую литературу до мировых высот, вдохновила народ Украины на обретение самостоятельности и независимости.

В творчестве Тараса Шевченко одной из ведущих является историческая тема. В глубокой древности Кобзарь искал ответов на самые злободневные вопросы своего времени. Особый восторг у гениального художника вызвала эпоха героики и свободолюбия - казачество. За Шевченко, казачество является образцом чистой и простой жизни, единственно достойного человека. Таким образом, Кобзарь утверждал истинные национальные идеалы и призвал к борьбе против крепостного строя, который унижал украинцев.

«Назар Стодоля» является одним из шедевров национальной драматургии. Автор переносит нас до Украины XVII века, в бурные и беспокойные времена. Шевченко раскрывает характеры персонажей драмы через их отношение к Родине, к древним традициям, к собственному нравственного долга перед нацией. Мы видим, что положительные персонажи произведения не мыслят будущего без свободы, ведь свобода - это наивысшее воплощение счастья. Отрицательные герои драмы проявляют себя как корыстные и эгоистичные негодяи. От таких черт характера к обыкновенной измены - лишь один шаг.

Шевченко резко противопоставляет положительных героев - Назара Стодолю, Игната, Галя и другим героям отрицательным - полковнику, Стэси, Фоме Кичатому. Взгляды на жизнь этих двух групп персонажей являются диаметрально противоположными. Например, для Хомы Кичатого главными жизненными ценностями являются слава, деньги, общая шана. Хома достаточно полно и откровенно подает собственную характеристику: «как говорить о огонь, да и лезть в огонь? Или как о чорнобриву сироту, так и жениться на ей? Ложь! От огня подальш. Женись не на черных бровях, не на карих глазах, а на хуторе и мельницах, так и будешь человеком, а не дураком». В общении с людьми Кичатый полностью реализует свою негідницьку сущность. Он стремится посеять недоверие между влюбленными - своей дочерью Галей и Назаром Стодолею. В то же время Фома учит Галю идти замуж за нелюбимого человека - богатого полковника. Как же Хома восхваляет этого противного воина! Но грубым вмешательством в личные дела дочери отвратительная роль Кичатого не завершается. Этот человек демонстрирует свое истинное отношение к слободской общины, приказывая челяди гнать в затылок колядников, которые должны прийти. Так за поступками Хомы очень легко можно составить впечатление о нем. Можно допустить, что упадок всего человечного в душе Кичатого начался с самого обычного кулачества. Фома заявляет самовластно: «Это же мой ребенок, мое добро, слідовательно, моя власть, моя сила над ней. Я отец, я царь».

Уравновешивают отрицательных персонажей драмы простые и чистые душой, полны чувства собственного достоинства Назар Стодоля, Галя, Игнат. Они вызывают нешуточную симпатию своей настойчивостью и решительностью в борьбе за личное счастье. Характер Назара лучше всего вырисовывается тогда, когда он понимает, что Кичатый обманул его самого и еще и Галю. Как положено истинному козарлюзі, Назар ведет себя степенно, уважая родительские традиции, старших. Одновременно Назар остается страстным, бескомпромиссным, преисполненным чувства человеческого достоинства. Он обращается к людям, полностью убежден в лицемерии Кичатого: «Люди добрые, когда вы не оглохли, так послушайте. Он меня называл своим сыном, а я его своим отцом, и он это слышал тогда, а сегодня оглох. Где же правда? Или честный же он мужчина?» Как мы видим, Назар Стодоля в трудный для себя момент обращается к обществу, что является лучшим подтверждением его уважения к устоявшихся отношений, которые берут свое начало с давних времен. Назар не мыслит свободы без совести и чести-важнейших человеческих качеств. Свобода, запятнана бесчестием, теряет свой смысл и прелесть.

Читая драму «Назар Стодоля», читатель еще раз убеждается: истинные счастье и свобода никогда не даются легко. Получить эти вечные ценности человечества можно лишь в нелегких испытаниях, через которые могут пройти только чистые душой и мужественным сердцем люди.