Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Ярема Галайда как представитель восставшего народа в поэме «Гайдамаки»

II вариант

Что является критерием достоверности исторической литературы? Может, точный отбор фактов и дат? Или настоящие, знаменитые персонажи? Или, может, быт и колорит эпохи? Поэма «Гайдамаки» строится Шевченко на исторически обоснованном материале, с одной стороны, и на народной памяти - с другой. Песни и думы о гайдамаков не обязательно содержат определенные даты и реалии, но полны того, что называется духом времени, исторической правды. Не то чтобы «так было», но «так могло быть», «так должно быть»...

Ярема Галайда, герой поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки», существовал на самом деле. Имя его сохранилось в народных песнях. И была ли его жизнь именно таким, как описано в поэме? Был ли он именно таким, спрашиваем мы себя. И отвечаем: он должен быть таким, ибо это казак, борец, уболіваючий за народ и родину, для которого на первом месте - Украина, а уже потом - личное счастье, если Бог даст.

Поэт рассказывает о Яреме сочувственно. Сирота, он в корчме, полностью зависим от хозяина, он не жестокий и не заперт. Сердце его открыто, в нем живет любовь к дочери тытаря, чорнобрової Оксаны. А еще - к сожалению тех, кто обижен несправедливо, кто не имеет ни доли, ни воли. Никогда он не сокрушается над собственной жизнью, но когда обижают других, «тихонько заплачет». Это слезы бессилия, он ничем не может помочь. Ярема «богатый латы» и на «мелкие слезы», но истинное его богатство - искренняя душа, любовь к девушке, талант и песня.

В эпизоде, где Ярема, ожидая Оксану, поет, нежность звучит в песне парня, он обращается к любимой словами «дорогая, голубка, птичка»:

Выйди,сердечко -

Я выгляжу,

Выгляни, голубка,

И поворкуєм...

А жизнь ткет полотно судьбы по-своему. Можно только петь и заниматься любовью, когда

Горит Смела, Смелянщина

Кровью подплывает.

И Ярема идет к гайдамакам, чтобы вместе с ними отомстить обидчикам Украины.

Клокотала Украина,

Долго клокотала,

Долго, долго кровь степями

Текла-краснела.

Нежный и добрый Ярема становится грозным мстителем. Он мстит тем, кто украл его счастье, потому что, пристав к гайдамаков, он узнает, что отца Оксаны замучили конфедераты, а девушку забрано на позор и развлечение ляхам. Как у эпического легкое, просыпается в нем ярость и большая сила. Когда дерутся гайдамаки из панамы,

...Ярема - страшно глянуть -

По три, по четыре

Так и кладет.

Шевченко рисует образ героя, акцентируя внимание читателя на романтически преувеличенных качествах богатыря. Но Ярема Галайда - не книжный рыцарь, он настоящий казак. Такие все в гайдамаках, между ними Ярема- «обычный парень». Он сын народа, его плоть и кровь, он верен себе и народу. Поэтому и предводитель гайдамаков славный Максим Зализняк признает его за сына:

Приобрел себе сына Максим

На всю Украину.

Хоть не родной сын Ярема,

А искренний ребенок.

Ярема находит свою возлюбленную, отбивает ее у врагов, спасает от огня. Молодые венчаются. Но Ярема дал присягу, и поэтому оставляет жену, возвращается к гайдамакам. Свадьбы продолжают на пожарищах Умани, наказывая ляхов.

Народная память - как грохот, в котором моют золото. Только настоящие герои остаются в песнях и воспоминаниях. «А у нашего Галайды хата на помості», - поют кобзари. Т. Шевченко взял за основу своей героико-романтической поэмы жизни тех героев, которых выбрал сам народ. Поэтому и образы «гайдамаков» переживут смену литературных стилей и исторических формаций.