Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО

Изображение жизни и быта украинского крестьянства в повести «Маруся»

II вариант

... Снял шапочку, отцу, нехотя

На весь мир услышали...

Т. Шевченко

В начале XIX столетия Украина имела высокохудожественную поэзию и драму, а новой прозы еще не было. Известно, что широко охватить всю сложность общественной жизни способна только эпическая проза. Поэтому появление прозаических произведений Г. Квитки-Основьяненко была продолжением литературного подвига Ивана Котляревского, доведением зрелости и художественного совершенства украинского языка.

«Пусть знают наших! Потому что есть такие люди, что с нас смеются и говорят и пишут, будто из наших никто не выдаст, чтобы было и обычное, и нежное, и разумное,» - так писал в предисловии к повести «Маруся» ее автор, крупный украинский повістяр Григорий Федорович Квитка-Основьяненко.

Писатель хорошо знал быт, обычаи украинского народа. Часто видели его на базаре, где он вслушивался в народную речь, заносил в свой блокнот крылатые выражения, записывал рассказы извозчиков, соседей, односельчан - наблюдал жизнь, которой жил его народ. И в повести «Маруся» он показал, что с этого народа подшучивать нельзя, что он заслуживает любовь и уважение. «Маруся» - это настоящий цветок с песенной нивы украинской народной поэзии. Источники ее - это действительность украинского села и народное творчество: украинские баллады, лирические, свадебные песни, фольклорные мотивы.

Герои повести - Маруся и Василий - простые, искренние, неразговорчивы, но трудолюбивые, высокие в помыслах и чувствах люди. Они «писаны с натуры без какой-либо украшения», как отмечал сам автор. Большой повістяр мастерски выписывает сцены быта, обычаев, обрядов.

Отец Маруси Наум Дрот - мудрый, набожный, честный, всю жизнь работает и благодаря этому живет в достатке. В такой же добродетели, в любви к труду, к Богу он воспитал и свою единственную дочь. Только услышит Маруся колокола - идет в церковь, потому что грех не идти, и шажок даст на свечку, а второй - старцу божию подаст... Вот такой должна быть украинская девушка-крестьянка: и в церкви она не запустує, и на вечеринках водки не пить, и девушкам добрый совет даст. Вот какую девку все любили и уважали! А какая у нее рубашка беленькая, тоненькая, она сама пряла и пишнії рукава сама вышивала красными нитками... За золотые руки девушку ценили, за ее кротость, трудолюбие: Маруся на улицу не выйдет, пока с домашней работой не справится.

А как подробно описывает Квитка-Основьяненко танцы, свадьбы, сватовство, похороны с причитаниями. Так мог писать только большой знаток народной жизни. Маруся не пойдет в субботу на свадьбу, чтобы бегать по улице и песни петь, а придет уже в воскресенье, посидит, пообіда, а как выведут молодых улицу танцевать, она поскорей домой: разобралась, роздягавсь, давай печь топить, ужин готовить. Девушкам на выданье было не до еды, потому что «стыдно при людях кушать», потому что люди подумают, что дома нечего есть нет, что девушка ленивая, обеда не наварила; а второе то, что «...надо

свое дело производить» - то есть, не «...бравшись за ложечки...», песни петь:

Где же был селезень,

Где же была утінка?..

И не суждено быть вместе Василию и Маруси. Не Маруся дождалась своего милого, умерла. Не смог Наум Дрот сразу выдать свою единственную дочь замуж, потому что надо было еще Василию откупиться от солдатчины...

Описание похорон Маруси, боль и слезы людей, которые любили эту девушку, поражают читателя в самое сердце. Да и сами плакали, когда читали эту сцену, ведь автор смог растрогать и вызвать сочувствие к несчастной судьбе героев.

Этой повестью Квитка-Основьяненко защищает богатую и самобытную украинский язык, которая способна воспроизводить самые глубокие переживания души человека. Писателям он советовал: «Как говорим, так и пишем». Пусть весь мир знает о жизни украинского народа, нам нечего стыдиться, потому что «живем мы по законам Божьим».

Недаром же он написал в предисловии к «Маруси»: «Пусть же знают и наших!»