ВАСИЛИЙ ГЕРАСИМЬЮК
Мужской танец
В танке мужчины, охватывая друг друга за плечи, образуют круг, который символизирует сочетание человеческого и божественного миров. Поэтому, чтобы принять участие в священнодійстві, требуется особое состояние сосредоточенности на себе и товарищах:
Ты должен танцевать аркан.
Хоть раз.
Хоть раз ты должен почувствовать,
как тяжело рвется на этой земле
древнее мужское круг,
как тяжело сцепленные мужские руки,
как тяжело начать и остановить
этот танец.
Для того, чтобы почувствовать себя частью мужского сообщества, каждый гуцул хотя бы раз в жизни должен станцевать аркан. Это является его обязанностью и привилегией:
Ты должен танцевать аркан.
Хоть раз.
Хоть раз ты должен почувствовать,
как тяжело рвется на этой земле
древнее мужское круг,
как тяжело сцепленные мужские руки,
как тяжело начать и остановить
этот танец.
В своем стихотворении В. Герасимьюк подчеркивает восприятие человека себя в кругу аркана как части всего Мироздания: неба и земли, Бога и человека, звериного и духовного начал в человеческой душе:
Хоть раз
ты стань в это теснее круг,
обхватив руками плечи двух собратьев,
мертво сжав ладони других,
и тогда в заветном кругу
ты протанцюєш под бездной неба
с криком по - звериному протяженным.
Чтобы не выпасть из этого грешного мира,
хоть раз смешай с ближними пот и кровь.
В кругу танцующих также и Иисус Христос. Христа в стихотворении «Мужской танец» назван Сыном Человеческим. Ему, чтобы не потерять контакта с земнім жизнью, также необходимо танцевать аркан с мужчинами, смешать с ними кровь и пот, что стало возможным только после распятия.
Сын Человеческий,
ты становишься в мужской круг,
ты готов к этому древнего танца
только теперь.
С крестом за плечами.
С двумя разбойниками.
Только раз.
Концентрация духовной энергии мужчин во время танца настолько велика, что, как подчеркивает автор, даже Бог может постичь аркан, только прожив человеческую жизнь.
Таким образом, в стихотворении «Мужской танец». Герасимьюк акцентирует внимание на исключительной значимости древних народных украинских традиций в человеческой жизни. Эта поэзия является авторским образнее толкованием народной обрядности как средства сохранения и передачи основ духовности, общечеловеческих ценностей, морально-этических норм.