Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА

Идея «работы» в произведениях Григория Сковороды

II вариант

Г. С. Сковорода - это первый украинский философ, который путешествовал по дорогам Украины в XVIII столетии и выразил свою мудрость в произведениях: песнях, баснях, притчах, трактатах и диалогах. Источником его мудрости была Библия и античные философы. Там он находил темы для своих рассуждений, в которых дошукувався фактически ответа на один вопрос: что такое человеческое счастье и как его достичь? Одним из путей к счастью есть «сродна праця».

В басне «Кукушка и Косик» Кукушка, которая только то и делает, что поет, удивляется, почему Дрозду, который вроде бы делает то же самое, не скучно. Но оказывается, что пение нужный Дрозду только для отдыха и как поддержка в работе, а не является смыслом всей его жизни. Человек должен работать и тогда не будет томиться в мире, будет счастливой. При этом главным условием того, чтобы работа была «источником веселья», является ее сродність. Человек должен делать только то, для чего родилась. И тогда все люди смогут объединиться в общей работе. «Счастлив тот, кто соединил любу себе работу с общей», - говорит Сковорода в «Силе» этой басни, то есть в заключительной части, где высказывается основная мысль.

Такая же идея родственной труда раскрывается в басне «Пчела и Шершень». И Зозуля, и Шершень относятся к тем, что только и знают, как есть и спать. Кукушка подбрасывает своих детей, которых должна ухаживать, в чужие гнезда, а Шершень ворует мед у пчел. Шершень не понимает, зачем нужна Пчеле эта работа, если ею пользуются не столько пчелы, сколько люди. Пчелу, что является «гербом мудрого мужа, который в сродном труде трудится», Сковорода сравнивает с собакой, которому вкуснее есть тот заяц, которого он загнал, и с котом, что может всю ночь просидеть возле мишиної норки. Они не задумываются над тем, имеет ли это смысл, потому что настоящее счастье как для человека, так и для животного, - это жить по назначению.

Но как понять свое предназначение? Чтобы ответить на этот вопрос, Сковорода обращается к Эпикура: «моя Благодарность блаженной натуре за то, что нужное сделала нетрудным, а трудное - ненужным». Следовательно, человек сам должен чувствовать, что ему дается легче всего и что самое интересное.

Эти мысли Сковорода развивает также в «Разговоре, названной Алфавит, или Букварь мира». Один из участников разговора Афанасий говорит о том, что свою природу трудно узнать. Он ссылается на басню Сковороды «Орел и Черепаха». Черепаха рассказывает, как ее прабабушка погибла из-за того, что решила полетать. «Не назад погибла премудрая твоя баба, что летала, а потому, что взялась за неподобающее ей дело», - отвечает Орел. Григорий Сковорода объясняет свою байку: «Не надо, то есть не полезно, а через то и трудно черепахе летать».

Итак, во многих своих произведениях Сковорода развивал идею «работы». Да и собственной жизнью доказал, что счастье не там, где богатство и слава, а там, где твое призвание. Сковорода отказался и от приглашения монахов Киево-Печерской лавры, и от светских должностей, и в конце концов покинул преподавания в Харьковском коллегиуме, а с тех пор 25 лет своей жизни путешествовал по всей Украине, обучая своей мудрости всех, кто с ним разговаривал. И за это пользовался большим уважением людей. И, наверное, был счастлив.