9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Идея «работы» в произведениях Григория Сковороды
III вариант
С давних времен прибегали писатели к написанию басен, в которых отражали свои общественно-политические и морально-этические взгляды, освещали проблемы сожительства людей, осуждали слои общества и отдельных личностей, подносили благородные черты человечества. Первым в украинской литературе к написанию басен присоединился Григорий Сковорода. Его басни, в которых отражены актуальные проблемы современной ему действительности, вышли в свет сборником под названием «Басни харьковския».
Важное место в баснях Григория Сковороды занимал мотив «работы». По мнению странствующего философа, труд - это естественная, органическая потребность каждого человека. Только тогда человек будет счастлив, когда узнает себя, обнаруживает свое призвание, способности или дарования, поймет, какой род деятельности сможет принести ему моральное удовлетворение. Сам процесс работы , а не ее результаты должны давать утешение. Идею «работы» Григорий Сковорода проводит в баснях «Собака и Кобыла», «Орел и Черепаха», «Жаворонки», «Кукушка и Косик», «Часовые колеса» и в других. Особенно ярко суть этой идеи отражены в басне «Пчела и Шершень». Шершень насмехается над Пчелы, добросовестно собирает мед, и хвастается, что живет за счет ее труда. Пчела же отвечает ему, что сбор меда для нее - удовольствие и назначения, что без этого она не представляет своей жизни, она для этого рождена и будет делать, пока не умрет. Пропагандируя идею «работы», поэт осуждает людей типа Шершня, людей-паразитов, которые живут воровством чужого, и чтит образ Пчелы как символ честности и трудолюбия, как образ мудрого человека, который живет и работает по призванию. На других примерах Григорий Сковорода развивает идею «работы», создает образы, аналогичные Пчеле и Шершню. Да, именно поэтому лучше ловить мышь, а не кушать ее. Поэт утверждает, что нет ничего лучшего, чем жить «по натуре», то есть работать по своим «родством». «Сродна праця» принесет обществу материальное и духовное богатство, а людям - счастье и удовольствие. Если же человек будет работать не по своему призванию, то это может обернуться для нее трагедией. Пчела не сможет жить, если ей не позволят собирать мед.
Итак, в поисках счастья стоит помнить об идее «работы» странствующего философа, о его «приказ» жить по призванию.