9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ФЕОФАН ПР0К0П0ВИЧ
Раскрытие сущности злободневных проблем общественно-политической жизни в драме «Владимир»
Феофан Прокопович в 1705 году создал драму, что наводит на размышления и современного читателя, а кроме этого, он был настоящим новатором в древней украинской литературе, потому что соединил в одном произведении комическое и трагическое, строгие принципы классицизма и традиции народных интермедий, создав драму нового жанра - трагикомедию.
Драма возвращает нас к давним временам и отражает важное событие в истории славянских народов - крещение Руси. Нам известно из истории, что это был шаг необходим не столько с точки зрения будущего культурного и духовного развития государства, сколько из политических соображений. Приняв христианскую веру, Русь стала державой, с которой должны были считаться соседние страны, народ ее в глазах всей Европы из варварского превратился в цивилизованный.
Но не так это просто было сделать - заставить отказаться великий народ от родительской веры. Введение христианства сопровождалось насильственным крещением и борьбой с закоренелыми язычниками.
По мнению Ф. Прокоповича, путь от язычества к христианству - это отказ от чего-то отжившего, реакционного на пользу новому, прогрессивному. В произведении противопоставляется образ Владимира как мудрого правителя и сатирические образы языческих жрецов. Таким образом, автор показал, что языческая вера исчерпала себя, что ее служители беспокоятся не столько религиозными делами, сколько своим обедом. Характерными в этом плане являются имена жрецов: Жеривіл, Курояд, Піяр. Их недовольство новой политикой разумного князя связано, прежде всего, с отсутствием тех пожертвований, к которым они привыкли:
Даде вчера единого козла тако худая,
Тако престарелого, тако бесплотная,
Тако ізнуренного, ізсохша, безчестна,
Тонкая, бедствия, немощна, бескровная, безплотна -
Есть еще ножа не пріях, а смерть самохотна
Постиже его.
Конечно, нельзя было говорить о нормальном развитии государства, высший слой которого беспокоит только собственный желудок. Но это очевидно для нас. А Владимир, внедряя реформы, долго размышляет над ними, им овладевают сомнения, ибо, с одной стороны, язычество есть вера и его родителей, а, с другой - он видит, что его жрецы смотрятся рядом с греческим философом, как темнота и образованность, как материальные потребности и проявления духа.
Таким образом, Ф. Прокопович талантливо показал состояние общества на пороге больших реформ: не все то хорошо, к чему мы привыкли, что пришло к нам от родителей, потому что мир не стоит на месте, надо уступить место прогресса и в своей стране. При этом большая ответственность лежит на правителю государства, который перед тем, как принять решение, должен взвесить все «за» и «против». В этом отношении драма «Владимир» является актуальной всегда.