Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Новые сокращенные произведения

ИВАН ВЕЛИЧКОВСКИЙ

Зеґар с полузеґарком

Автор к читателю:

И о смерти помни, и на суд любой чуткий,

Весьма время бежит скоро, в беге своем прыткий.

 

Миновать

К Зегарка принадлежат еще и миновать,

прето подобно и тех не надо миновать.

Пройти всех общії

Минет младенчество.

Минет отрочество.

Минет юношество.

Минет мужество.

Минет старчество.

Минет престарілость.

Минет весна.

Минет лето.

Минет осень.

Минет зима.

Пройдут все лета.

Пройдут все времена.

А над все минет время покаянія.

 

Миновать злых

Минет слава.

Минет богатство.

Минет честь.

Минет пьянство.

Минет помпа.

Минет гордость.

Минет спесь.

Минет тщеславіє.

Пройдут високії думы.

Пройдут похлібства.

Пройдут пещоти.

Пройдут банкеты, піятики,

Пройдут службы.

Пройдут дружбы.

Пройдут шутки.

Пройдут сміхи.

Пройдут утіхи.Минуть роскоши.

Пройдут сокровища.

Пройдут совета.

Пройдут измены.

Минет хитрость.

Минет обман.

Минет клямство.

Минет зайзрость.

Минет ненависть.

Минет урода.

Минет тілесная красота.

Минет мужественности.

Минет сила.

Минет красноречие.

Минет удатность.

Минет справность.

Пройдут драпіжства.

Пройдут кривоприсяжства.

Пройдут и прочая безчисленная суетная,

Альбовім все суєтіє чоловічєськоє,

Єлико не будет по смерти,

Не пребудет богатство, не снійдет слава,

Нашедши ибо смерть, вся сия погубит.

 

Пройти добрых

Пройдут хороби.

Пройдут преслідування.

Пройдут мученія.

Минуют беды.

Пройдут скорби.

Пройдут слезы.

Пройдут обиди.

Пройдут раны.

Пройдут наруганія.

Минет голод.

Минет прагненнє.

Минет нагота.

Минет убозство.

Минет увечье.

Минет слепота.

Минет немота.

Минет хромота.

Пройдут труды, невчаси, невпокої.

Минет всякое злое.

Две страшнії миновать

Вещает бовім Господь: «Небо и земля мимо идут».

 

Из книжечки

«Млеко, ед овці пастиру належнює, или труды поетичьцкії, во честь преблагословенной девы Марии составленнії...»

Г

в

к

в

Аз млеком питала

Христа в літєх имела,

Чистаго младенца

А тварєм первенца.

 

Предмова до чительника

Считая я, иж многие народове, звлаща в науках обфітуючії, много имеют не только ораторских, но и поетицьких, странноватая а містерне, естественным их языком, от высоких разумов составленних трудолюбій, которими и сами ся радуют, и потомков своих довціпи острять, я, как истинный сын Малороссийской отчизны нашей, с великою скорбью на то сердцем, иж в нашей Малой России до сих время таковых ни от кого типом выданных не осматриваю трудов, с горливості моей ку милой отчизне, призвав бога и божию матку и [святых], замыслил ем, илэ зможность подлого [довци] пу моего позволяла, нікоторії значнійшії штуки по-етицькії русским языком выразить, не с какого языка на русский онії переводя, но собственным трудом моей ново на подобенство инородных составляючи, а нікоторії и целое руськии способы винайдуючи, которыи и другим языком ни ся могут выразить.

Найдовавєм тоже в штучках иностранных многая оздобнії и містернії штучки, но не во славу божию, только на марнії сьогосвітнії шутки виданії, из которых я, только способ взяв, ложил-ем труд не ку котором, не дай бог, тщеславію, но щегульне ку славе бога славы и славной владычицы нашей богородицы и присно девы Марии а на украшение отчизны нашей и утешение малороссийским сыном ее, звлаща к чтению желающим и любомудрии.

Упевняю тоже ласкового [читаем] эля, иж єсли сии стихи мои скоро [о] йдет, не считая, что ся в кождом за штучка замикаєт, мало, или никакого не однесет пользы. Леч єсли над кождим стишком так ся много забавить, пока зрозумієт, что ся в нем за штучка замикаєт, вельце ся в них закохаєт. Иди же здесь каких-либо простых (которых и простаки составлять могуть) не маш віршов, только штучки поетицькії, которыи любо суть короткії, маленькії, но великую компонуючим их задают трудность и длинного, пока ся сложим, требуют времени. Суть из них нікоторії, как то рак литеральний и стих чворогранистий, которыи и за месяц ледво ся сложим. [Попытка]вьет, определенное ми то признает. А прето, пожалуйста [ный ч]ительнику, єсли из них хочешь отнести утешение, долго поймуй их, и єсли бы сия штучка которая сдала быть к поймовання претрудною, слушная вещь, одного и второго призвав, спольне ся домишляти. Гди же все все можем, а дин всего знать не может,

кроме всемогущаго бога, который как дал мни охочо поработать, да и любви твоей да подаст охочо читать и поймовати. В недостойных молитвах моих горячо о трое его всемогущую помощь умоляю.

Любви твоей всех благ желатель и бого[молець]

Иоанн В[еличков]ский, недостоин с пресвітеров

 

Эхо

Ест стихотворение, в котором, якобы нікоє эхо, то ест одзов, до каждого стихал конца две силяби, с делах, в удовлетворении необходимым же букв уформованії, одзиваються.

- Что плачеши, Адам? Земнаго ли края?

- Рая.

- Почему в онь не внійдени? Боїш ли ся браны?

- Раны.

- Не можеши ли внійти внутр его побідно?

- Бедно.

- Ели возбранен тебе вход ест херувимы?

- Имы.

- Одкуду диет те ся сицевая досада?

- Из сада.

- Кто те в саду снідь смертную подаде от древа?

- Ева.

- Кто же Еву в том прельсти? Змей ли вертоградський?

- Адский.

- То сієши слезами не без вины поле?

- Оле!

- Одселі вся будеши со трудом стяжати?

- Жать.

- Одселі тебя, чая, смерть возьмет ко гробу?

- Обу.

- То смерти уже находящимся во веки предані?

- Ани.

- Одкуду же жизнь паки начнете взимати?

- Иметь.

- Мать, чая, одродить вас, [смерть] Христова?

- [0]ва.

Плодом ли пречистая матери ожисте?

- Едите.

- В бы и нас спасл тот плод дівия утробы!

- Оби.

 

Рак литеральний

Ест стихотворение, которого буквы, и вспак читаючися, тот же текст виражають.Мене совета на радость богом мере данна

Анна во дар ибо имя ми обрадованна,

Анна дар и мни син мира данна,

Анна пита мя я иметь панна.

Знай всякий, ас в небе есм чистая нива,

А ведай там я иметь а дева.

Знай о нас [в] небе, чистая ниво,

[О ведай] тамо иметь а дево.

Тебе силной все небо отверзеся же,

0 О мать великая аки лев и тамо.

1 Аки лев и тамо в иметь большое

2 Аки Лот в мать и тамо толика

Лот - из чина святых, ты - из святейших лыка.

Мария в небе и по смерти жива,

А ведай там то иметь а дева...

Аще бы и под морем могл люд пребивати

3 И там и Иисус им, о дева мать.

От гроба Климентия то мощно познати...

 

Рак словний

Ест стихотворение, которого не буквы, но слова вспак читаются.

 

Высоко дева ест вознесенна,

Глубоко яко бяше смиренная.

 

Рак прекословний

Ест стихотворение, которого слова вспак читаючися, противный текст выражают.

Бки

Со мной жизнь не страх смерти,

Мной жить не умереть.

Ева

Авель

 

Abel

Богу пожру жертву тучну не худую,

Многу не малую, благую не злую.

Sacrum pingue dabo non macrum sacrificabo

Каин

 

Cain

Чворогранистий

Ест стихотворение, в котором так вздлуж, яко и вширь

еден же текст выражается.

Мария Ты

Единственная

Мать

Богу

Сыну

Ты

более

всех

вишшему

возлюбленна

вину

Единственная

всех

надеждо

творцу

ты

предстани

Мать

вишньому

создателю

состояния

пресно

по ны

Богу

возлюбленна ты

пресно

дево

зіло

Сыну

вину

предстани за ны

зіло

смело

 

Порядочный непорядок

Ест стихотворение сложное помешанного порядке, кто как ся мает винайдовати, нижей указано ест.

Отец,

избра,

сын,

возлюби,

утешитель,

сниска,

дшер,

красную,

матер,

благую,

невісту,

чистую.

Здесь такой порядок мает быть:

 

Отец дщер избра красную,

Сын матер возлюби благую,

Утешитель невісту сниска чистую.

 

Акростихіс

Ест стих, который краєгранесієм, то ест начальными буквами,

имя сеет Мария ізображает, а до того и буквы, как то Г, А, Г

и прочии, что значат, прозвиськом виражаєт.

 

Мисліте, мысль імійте, но не мощно знать,

Аз, дева, како могох господа зачать.

Токмо рцы со верой, всякий христіянине,

Иже вся свідий, боже, ты віси единственное,

Аз, чистая единственная, дева ношу сына.

 

Таковий стихотворение не может сложиться римским языком, потому что у них буквы не выражают слов.

 

Акростихіс вторий,

Так же краєгранесієм трое же пречесное имя Мария виражаючий,

только першії языка в буквах числом замыкающий, яко то: М

значит «четиридесять», А - «еден», Г - «сто», и проч.

 

М. деньми землю одождивий

А. тойжде, Мария, бог сын твой правдивый.

Г. імат овец, причти к ним и мя, единую,

И. иии со мудрыми представ своему сыну.

Я. любо и не в числе, потому что без числа грешен,

Обаче числа святых да не буду внішний.

Акростихіс третий,

в котором не предніми буквами выражается трое имя МАРИЯ,

как в высших, но встяж в обоих сроках. Разделяется то же имя

на силяби, а по кождой силябі начинается речь подобною

силябою прешедшей силябі, якоби кождая силяба, что значит,

толкується

МА - иметь блага, РИ - риза драга, Я - яже нас криєт,

МА - слабонервных, РИ - ризонужних, Я - как руно, грієт.

 

Многопремінительний

Ест стих, который несколько десять разій сменяться может,

яко нижей обачипі. У римлян называется тот стих протеус.

 

Яко ниву обильно плоды украшають,

Тако деву красно роды ублажают.

Ниву обильно плоды украшають яко,

Деву красно роды ублажают тако.

Обильно плоды украшають яко ниву,

Красно роды ублажают тако деву.

Плоды украшають яко ниву обильно,

Роды ублажают тако деву красно.

Украшають яко ниву обильно плоды,

Ублажают тако деву красно роды.

Яко плоды обильно ниву украшають,

Тако роды красно деву ублажают.

Ниву украшають обильно плоды яко,

Деву ублажают красно роды тако.

Обильно яко плоды украшають ниву,

Красно тако роды ублажают деву.

Плоды яко ниву украшають обильно,

Роды тако деву ублажают красно.

 

Последняя штучка

Иисуса Христа величаймо, как все ест сладкий, знайте.

И с несозданна отцая возсіявий чистое,

Величаю с маткой тя, всесладкий Христе.

 

Автор чительника

Настрой вспять цинобру. Єсли угадаєш,

горший кто из сих, волк, или лев,

То меня познаєш.

Конец штучкам поетицьким,

составленним во честь божия матери

без конца.

 

Поэзия И. Величковского - причудливое плетение олив, своеобразное приглашение читателя к совместной словесной игры.