Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Новые сокращенные произведения

ОСИП НАЗАРУК

Роксоляна

И. Страшное свадьбы

Не знаешь утром,

Что будет вечерком.

Народная присказка

 

Было то в горячий летний вечер 1518 г.

Золотая большая звезда дня понемногу заходила в крупнейший стал Подолья, в блискучім озере света ласково шелестел м'ягкими волнами воды. Она, как царица, ладилось до сна на своей м'ягкім пурпуровім ложе. За прудом видніли темные окопы и белые стены Рогатина и спокойная лента тихой реки Липы.

В такое время из-за синей полосы леса показались четыре повозки на порошнім пути, что вел из Львова до Рогатина. На них ехали свадебные гости. То старый Дропать, львовский купец, ехал с семьей в Рогатин женить своего единственного Стефана с дочерью о. Луки Лисовского - нароха при церкви св. Духа, пригороду Рогатина.

Молодой Стефан Дропан, что уже от двух лет любився в Насти Лисовской, не пам'ятався из свадебной радости. Он большую часть дороги шел мимо телеги, хоть с него смеялись, что и так скорее не будет на месте.

- Не вступай поспешно в тяжбу, потому что и так не знать утром, что будет вечерком, - говорил ему отец, уже переняв эту любимую присказку от своего свата, отца Насти, который временами приезжал к своему брату, который был священником при церкви св. Юра во Львове. Но Стефан то випереджував телеги, то оставав позади, чтобы свобідніше предаваться своим мечтам о счастье. И не видел и не слышал ничего, пріч своей девушки возле себя, хотя ее не было здесь. Не видел ни синявої одежды шалвій, ни смілок в тенистых местах лесов, которые переезжали, не видел золотистой мглы берез, ни пахучей мяты, ни гибкого ломоноса, ни сныти, ни желто - красной девушки, ни холодка, ни копытня-стародуба, хоть шел по ним.

- Ему теперь цветет папоротник... - говорили о нем свадебные гости, сочувственно смеясь.

А в его сердце цвела и пахла любовь.

Он не раз вспоминал, как она начиналась и как первый раз увидел Настеньку на двору церкви св. Юра во Львове. С тех пор жизнь была для него одной полосой света, запаха и музыки. И борьбы. Отец не очень был за этим, чтобы он женился понадянкою. Имел для него на примете богатую дочь своего сообщника в розничной торговле. Но и семья Насти, которая принадлежала старых священнических родов, смотрела нерадо на ее супруга с сыном «лавочника». Нравилось ей его богатство. Відпихало том, что он «лавочник». Но, в конце концов, как-то согласились.

Как же далеко было молодому Стефану до города, что уже видніло перед ним, и до небольшого дома на берегу тихой Липы возле церквушки св. Духа.

А там ждали на них, потому что все было приготовлено к свадьбе. Свадебные гости уже съехались, и шумно было от молодежи и старших.

Брат хозяина о. Иоанн Лисовский дольше всех сопротивлялся супругам Настеньку со Стефаном. Потому что между церковью св. Юра и семьей Дропанів производился долгий судебный спор по какой-то грунт, и о. Иоанн нехорошо думал о старом Дропана. И теперь уехал раньше из Львова, чтобы не ехать вместе с «безбожным лавочником», который вел судебные споры с домом Божьим. И, кроме того, задал еще одну демонстрацию, - он хотел быть на венчанию своей братаниці. Но не хотел, чтобы старый Дропать мог кичиться, что он, а. Иоанн, приехал нарочно на то свадьбы! Для того выискал себе какие-то церковные дела у львовского владыки в Каменец на Подолье, чтобы только якобы по дороге быть на свадьбе братаниці. Это разгласил еще во Львове.

Теперь сидел со своим братом и с игуменом недалекого василианского монастыря в Чернчу, о. Теодозием, в саду возле приходскому дому, при деревлянім столике, в тени лип. Перед ними стояли три глиняные кружки, кувшин кислого молока, хлеб и масло.

- Ешь и оповідай, что нового, - говорил ему о. Лука.

- От чего здесь начинать? - сокрушался а. Иоан.

- От дела нашей церкви, - сказал солидно игумен Феодосий.

- Да, - ответил о. Иоан. Минуту подумал, взял кусок ржаного хлеба, насмарував маслом и, положив его снова на деревляну тарелку, начал:

- Нашу святую церковь дорешти разорили и одоліли латинские гієрархи и господствуют над ней. А наши торговцы еще и себе дергают ее, не стерпел, чтобы не добавить.

- И врата адовы не одоліють ее, - благочестиво заметил игумен Феодосий.

- Так, так, - ответил о. Иоан. - Но все более трудно становится дышать. Гордость, лакімство, нечистоту, обжирство и пиянство - все без исключения главные грехи видим в чужих. А мимо того властвуют они над нашей церковью. И Господь не выводит ее из чужого ига!..

Львовский священник горько усмехнулся. На сие сказал о. Феодосий:

- Потому что и мы не без грехов. Особенно уничтожает нас оден главный грех. Это лень. Из-за него мы так покутуємо. Бывал я в мире, между чужими людьми, бывал в Иерусалиме, и в Антиохии, и на Святой горе Афонской. Но нигде не видел, чтобы другие люди так мало прикладывались к книгам, как наши. И поэтому они не умеют защищать своей церкви перед нападениями врагов!

- Ты все свое, отче ігумене, - заметил о. Лука. - А я тебе не раз говорил и теперь говорю, что оно немного так, а чуть иначе. Ибо где тех книг взять? И за что купить? Га? За что?! А еще к тому женатому священнику в нынешних дорогих часах! Церковные земли заграбастали старосты и ксєндзи. Татарские нападения дышать не дают. И никто ими не горюет! Как-то сего года еще не было их здесь. Но слухи о них уже идут. Крестьянин обнищал и раз в раз дальше нищает. Мещанство тоже, ибо шляхта берет торговлю в свои руки, хоть кричит, что это ей «не в чести». А наших священников уже здесь, и там даже на барщину гонят! И где им голова к книгам?!

Наступила неприятная тишина. Отец Иоанн, который должен был ехать в Каменец, обеспокоился на весть, что есть уже слухи об опасности. Но подумал, что брат как знает нечто большее о сем, то скажет ему перед отъездом.

А о. Лука відітхнув и говорил дальше:

- Вот возьмите, например, меня! Говорят, что отдаю дочь за богача. Но голой ее не могу отдать. А сколько мне стоит это свадьба? Оден локоть атласа 20 денег, а фаландашу 35. И во что ее одеть? И за что?

Опять помолчал и тянул, потому что перед братом и своим приятелем игуменом не имел тайн:

- А что стоит свадьба! Даже такая глупая щука стоит 2 деньги, карп еще больше, гарнец вина 40 денег, фунт шафрана 70, камень сахара 150, а камень перца 300! А где байберка, а брокатові кафтани, а кіндяк, а чинкатори? Потому что и я и моя жена должны как-то завтра выглядеть хотя бы несмотря на людей! Вы, отче ігумене, масте одну реверенду и не беспокоитесь тем всем!

- Ты что-то, как лавочник, разговорился, - заметил брат.Аж так скоро отразилось на тебе новое посвоячення?

- Извините, - сказал о. Лука. - Но если бы вам так уже от месяца женщина о ничто другое не говорила, как о нужных ей адамашки и фаландаші, то и вы так сим накопились бы, что пришлось бы перед кем-то пожаловаться!

- Вот, благодари Бога, что одну дочь имеешь, да и той лишишься завтра, - сказал брат.

- Вот спасибо, - ответил о. Лука. - Но чего ты так упорно хотел ее выпроводить за какого-то убогого мужа? Чтобы клепала беду, как клепле ее отец? Га?

На то сказал игумен:

- Сердитесь или как себе хотите, а я вам правду скажу! Не будь у нас семей - и печали за свадьбу, и приданое, и фаландаші, да и байберки, и всю ту мірську суету, то и борьбу с латинством мы могли бы! А земленьки наша церковь еще от князей наших и народу столько, что будут еще сотки лет брать - и хватит для нас! Здесь не в семье дело, а в том, что мы к борьбе с латинством не имеем той оружия, которую имеет оно! Правду говорю, как все, но вы ее не хотите видеть!

Здесь игумен обратился к хозяину дома и с сожалением сказал:

- Пусть Бог даст счастья твоему ребенку на том пути, на который она ступает. Но не более богоугодное дело сделала бы она, если бы так ушла в монахини? Ой пригодилась бы и ребенок нашей гоненій церкви. Потому имеет большой ум. И вы даете ее тому, которого не любите! Мало имеем мы монахинь из священнических родов наших и с барских. А у ляхов даже магнаты за честь себе имеют, когда из их рода в монастырь пойдет панна. Вот чем они нас побивают! И поэтому народ их так уважает их костел, ибо уважение от верхов до костела видит. А мы до сладостей мирских, как мухи к патоке, липнемо! И такая нас и судьба в тех сладостях ждет. В горькость вращается сладість мірська. Ветшающего сила наша, и миршавіє наш народ, а поратунку ниоткуда!

Ситуация сделалась страшно обидное. Но игумен не обращал на это малейшего внимания и говорил дальше:

- Давал народ на церковь нашу, дает и будет давать! Но редко это трафиться, чтобы было кому править тем, что он дает! И народ это видит, потому что еще совсем не ослеп. Да и не только наш народ видит, но и соседи видят это. Да и берут, что хотят. Потому как не брать? Сваливать всю вину на врагов - это пустая пісонька. Потому что правда есть, и они были бы в нашей церкви, если мы сами и иначе заботились за нее. Вот где правда! И не миновать нам Божьей кары за то, что правду закрываем! Никто не минует той казни. Придет, потому мы взываем не отныне!

Брат а. Луки уже отвирав уста, чтобы ответить. Но перед воротами заскрипели телеги

Дропана, и свадебное общество начало выскакивать из них и идти в сад.

Деревья в саду словно занялися червенню, и словно красный пожар обнял сад и церквушку св. Духа, что и до сих пор стоит на том самом месте, и приходской дом при ней, и тихую ленту Липы, и большой стал, и поля золотой зрелой пшеницы, что улыбалась до неба синими цветами василька и словно ожидала серп. Все присугні беспокойно посмотрели на небо, боясь зарева. Но она горела на западе.

В кривавім блеска умирающего дня поступал молодой Стефан Дропан со своим счастьем в душе. Он глазами живо искал свою Настеньку. Нашел ее в саду, в обществе двух подруг, очень заинтересованную разговором о чем-то.

- Над чем так советуете? - спросил весело, подбегая к своей суженой.

- Не скажем! - ответила за нее ее подруга Ирина.

- Не можем сказать, - поправила ее Настенька.

- Завтра узнаете! - заметила вторая девушка.

- И скажите, скажите, - просил мягким голосом Стефан.

Девушки давались просить.

Наконец Настенька, переглянувшись глазами со своими подругами, скрыла Стефана: Ирина заказала гадалку цыганку, чтобы перед тем венчанием виворожила ей будущность!- Только отцу про это ни словечка, потому что очень рассердились бы! - сказала Настенька. Стефан обрек молчать.

Старый Дропать и его жена поздоровались по обычаю с батюшками, и он сразу начал:

- Господи! Как же сдирали нас по дороге! Всего десять миль уехали мы, а платили и мостовое, и гробельне, и перевозове, и пашне, и ярмарочне, и торговое, и умеренное, и штукове, и от полных телег, и от пустых, и на обе руки, и на одну! Драча и лупежество такие, что и под турком не хуже!

- Кто едет на свадьбу, тот не торгует, - не стерпел о. Иоанн, чтобы не уколоть старого Дропана. Но тот не был из тех, что наставляют и вторую ланиту. С места відтявся:

- Не знать, батюшка, что более богоугодно: по дороге на свадьбу делать дело, которое случится, или ехать за делом и по дороге поступать на свадьбу...

Почтенная жена старого Дропана посмотрела на него с упреком, а. Лука усмехнулся, а. Иоанн не ответил ничего.

Старших свадебных гостей пригласил о. Лука відітхнути пока в садике. А младшие исчезли. Быстрее всего исчез Стефан Дропан. Пошел искать по Настунею и поздороваться с ее матерью.

Отец Лука вышел к лошадям не только как хозяин, но и как знаток. В хорошего коня любил всматриваться как в образ. А разбирался в лошадях так, что только глазом метнул, и уже знал им цену и цену.

Молодой Стефан нашел Настеньку в кругу подруг, которые толпились на другом конце двора у молодой цыганки, что хотела гадать молодой. Какая-то тетя Насти горячо противилась поэтому, говоря, что перед самой свадьбой не годится. А Настенька весело напиралася, говоря раз в раз:

- Тетя! Ведь Бог мощнее гадалки!

- Так, так! - подтягивали за ней ее подруги, а больше всего ее приятельница Ирина. - Что Бозя дадут, то и будет!

Стефан достиг в карман и знебачки кинул на гадалку горсть мелких денег. Се рішило дело. Настенька радостно бросилась к нему и взяла его за руку. А гадалка, что сейчас визбирала часть денег, ухватила ее за левую руку и стала всматриваться в нее. Тетя уже не противилась, в накалу ожидая.

На ломаном беседой начала цыганка говорить, смотря то в лицо, то в ладонь Насти:

- Твой муж богат, ах, какая богатая. Очень богатая!..

- Вот виворожила! - сказала одна из подруг.

- И все мы все знаем! - заметила вторая и взглянула на Стефана.

Он опустил глаза и весь запаленів. А гадалка говорила дальше:

- В жемчугах и фарарах ходить будешь... И адамашки под ногами будешь, а горючий камень в волосам твоим, а беленькие шелка на ножках твоих, а красная кровца на ручках твоих... Ладан и кубеба в комнатах твоих... А кушать будешь дорогой цинамон, а пить будешь сладкие сорбеты... А будешь иметь двух сыновей, как Ева... и две свадьбы, а одного мужа!..

- Ха-ха-ха! - засмеялись подруги.

- Тетя, тетя! Аж две свадьбы и одного мужа! Как же это?

Тетя Екатерина ответила: «Вот несет!» Подняла правую руку над молодоженами и важно перекрестила их. Стефан все время сокрушался тем, откуда он возьмет аж таких богатств.

Цыганка вглядывалась до сих пор спокойно и словно с наслаждением в беленькую рученьку Настеньку. Вдруг, словно смущенная смехом девушек, прервавших ей гадание, очень споважніла и иным, более строгим тоном причитала свою волхвования:

- Дальняя дорога без мостов, без путей... По чорнобиллю, по твердом корням... где цветут шалвії и божии ручки... где сон-трава синеет... где горит горицвет... где ползет дурзілля и перекати-поле... перекотипол-ле... перекотипол-л-ле!..

Урвала, словно в экстазе, захлистуючись, как от воды, и бросилась на землю собирать остальные рассыпанных денег. Потом посмотрела глубоко в глаза молодой и, даже не обратив внимания на Стефана, поспешно отошла. Оглянулась еще несколько раз за Насіунею и скрылась за воротами.

Всем, что остали, сделалось едва ее уходе как-то неловко. Старая тетка Катерина заговорила:

- То, дети, все так гадают девушкам перед венчанием, что будет богатая, очень богатая, что поедет в дорогу, дальнюю дорогу, что будет иметь сыновей, что будет ей и весело, и грустно, вот как в жизни бывает.

Настенька на то заулыбалась и запела:

Он утоптанная доріженька,

Посыпанная маком! И хорошо мне будет

За тем одиночкой?...

И незначительно прижалась к Стефану. Ее веселость уділилася и ему. Он окрасился на лице и ответил ей веселым тоном:

Ой утоптанная доріженька

Горе топях!

А кто ее так втоптав,

Любко, вечерами?..

- Ты, ты, ты! - приветливо сказала Настенька и повела его к матери. За ними красочной струей хлынула молодежь в комнату, потому что поступала ночь.

А должно это быть последняя ночь Настеньку в ее родном доме и - одна из последних на родной земле.

Она словно прочувала се. И как-то подробно осматривала свою скромную, девичью комнатку, одинокое окно которой выходило на луг над Липой. Пересмотрела еще раз свой слюбний одежду и свои ричи, которые должна была забрать до Львова. Некоторые откладывала, чтобы забрать их при слідуючім быту в Рогатине. Между відлеженими річами были и две повести, которые меньше всего перечитала двадцать раз: «Повесть о Китоврась» и «странная Повесть о царе Соломоне».

Заснула поздно и только півсном. И снилось ей, как кто-то пел отрывки свадебных песен:

 

Благослови, Боженьку

Первую дороженьку!

Мы идем на барвинок,

Настуненці на венок...

Зіленька насадила

Тонкого, высокого,

Листоньку широкого... Хотя Настя была веселого нрава, но ся переломова волна в ее жизни настраивала ее так важно, что встала как в памороці. Какая-то неозначена дрожь роскоши и страха, странной боязни перед чем-то неизвестным наполняла все его естество. Движение свадебных гостей еще увеличивал ее беспокойство.

Успокоилась аж перед самым выходом из дома в церковь, когда уже была совсем одета в слюбу.

Венчать новобрачных имел в. Иоанн, стрик Настеньку из Львова.

- Уже с полудня, как вышли из дома и направились к Церквушке св. Духа.

В волны, когда Настенька с дружками растаяла на первом деревлянім ступени церкви, произошло нечто страшное. Что именно произошло, в первой волне никто из участников свадьбы не сдавал себе дела.

Они только услышали оподалік крики.

Уривані, проразливі крики.

Все забеспокоились и засуетились. И начали инстинктивно оглядываться по месту укрытия. Впрочем закричал кто-то:

- Татаре идут!

- Алла-гу! - зазвучали дикие крики уже в улици и по бокам. Весіллє моментально разлетелась среди страшного переполоха. Кождый скакал, куда мог. Кто в сад, кто между домами, кто в шуваре недалекой реки Липы.

Настенька выскочила из своих дружков и хопилася своего суженого. Минуту оба стояли перед созданной и освещенной церковью, языков задеревілі. На минутку пустились идти в церковь, словно под опеку св. Духа. А потом выбежали и пустились бежать в сад.

Но улица была уже заполнена татарскими ездоками. Они с диким криком жемчуг наперед. Густые гривы и хвосты их некрасивых лошадей, «бакематів», достигали земли. Много свадебных гостей было уже в их руках - на арканах. На оболоню за садом тоже видно было татар, что уганялися за одиночными людьми то на лошадях, то пешком. Рев скота долетал :и целого пригорода. Здесь и там блимала пожар. То татаре поджигали виграбовані дома пригородов Рогатина.

Города еще не имели в руках. Там лагодилися к обороне. Слышно было игр труб и битье в колокола, как на пожар.

Под навалом ужаса Настенька упала в обморок и в своей белой слюбній платье с венком на голове упала на порошній дороге. А Стефан прикляк у нее...

И мир затьмився обоїм.

 

II. Ой большаком килиїмським, ой диким полем ордынским...

Там в долине огне горят,

Там татаре плен делят...

Один плен с женщинами,

Второй плен с дівочками...

Из народной песни

 

Настенька услышала, как плеснули на нее студеной воды. Пробудилась и открыла глаза.

Волну не совсем понимала, где она и что с ней творится. Над ней наклонились две фигуры с черными косыми глазами, маленькими усиками и вистаючими костями лиц, в острих шапках, с луками за плечами, в черных тулупах, вивернених шерстью наверх.

Грудь Насти сжал такой большой страх, что переходил в отчаяние. Какой-то странный, півсвідомий ужас и неприятность разливались по всем ее теле и по глазам, сжимали горлянку, утоляли дыхание.

Первая ее мысль была, что она в руках татар - татарская пленница и что те півдикі фигуры с желтовато-темными лицами могут с ней сделать, что хотят.

Отвлекла от них глаза. Теперь увидела, что лежала на каком-то лугу, недалеко леска. А возле нее лежало или куняло в отупению много молодых женщин и девушек. Между ними узнала несколько знакомых мещанских девушек. Своей подруги Ирины из Рогатина не видела. Оподалік лежали и сидели мужчины, связанные крепкими мотузами и ремнями. Сразу познала между ними своего Стефана. Он всматривался в женский плен. Слышала, что глазами ищет ее.

Одновременно думала над тем, что произошло с ее отцом и матерью, с ее подругами, с ее весіллєм... Имела впечатление, что оно разбилось, как стекло. Исчезло, как сон.

Рогатина тоже не видела. И он исчез, как сон. Что будет с ней?

Сия мысль загорелась в ее головке, как пожар, что срывается на крипте дома вместе с первыми лучами нового дня.

Татаре ходили между пленными, хозяйничали их, ударяя здесь и там плетьми. Стоны и крики наполняли воздух. Настюша успокоювало немного то, что имела так много товарок и товарищей скорби.

Вечеріло. Ночь затягалася нежным дымкой таинственного грусти. В недалеких кустах замигали мягким сиянием праздник-іванські мушки-світляники. Они свободно летали и светили. А где-то далеко горел пожар.

Татаре разожгли большие огне. Видно, должны были быть в большей силе и слышались безопасно. Свидетельствовал о сем и многочисленный полой, который собрали. В нем было больше слюбних пар с дружками и дружками. Именно теперь делили их. Настенька не понимала, на чем заключалось сие паюваннє. Видела только, что оно - припадкове.

По небу начали блуждать блудные звезды, метеоры. Волнами выглядели, как истинный дождь. Она все время желала себе одного: жить, жить, жить - любой ценой жить, хотя бы в беде и понижению, в татарской неволе! Ибо мир был такой хороший, хороший! А она была еще такая молодая, молодая!..

Три рода светов что мигали на земле и на небе, придавали ее первой невольничій ночи некой таинственной красоты. А грозные и дикие татарские лицо с косыми глазами и острими шапками вызвали грозу неизвестного ей, роскошного ужаса. В кустах слышались крики девушек и женщин, над которыми издевались дикари. Уже здесь поняла Настя проклятие, время слышала на базаре при ссоре торговок: «А принимала бы ты слюб на Дикім Поле ординськім!..» И узнала, что есть счастье в несчастье: ей пока что не грозило такое издевательство, ибо татарские предводители уже обратили на нее внимание как на ценнейшую добычу и оставили ее пока в покое.

Утром с восходом солнца двинулся татарский табор вместе с пленом в восточном направлении. Пленные мужчины шли связаны, а женщины только под сильной стражей. Хорих с перепугу женщин, которые не могли идти, бросили в черные, обозные границы и везли. Хорих мужчин убивали на месте. Для того кождый даже останками сил старался идти, пока мог. Настенька шла пешком в группе молодых девушек. Шла в своим слюбнім одежде. Только венчик потеряла где-то. Ранняя молитва к Богу успокоїла ее. Если бы не голод и грустные личики подруг, была бы даже веселая.

За плечами слышала форкання лошадей татарской страже, которая время от времени заїздила по бокам и присматривалась девушкам. Притом делала почти о кожду из них ріжні гласные внимания, которых Настенька не понимала. Особенно подробно осматривала сторожа девичий плен, когда приближался к ней какой-то турок.

Настенька малая между всеми товаришками скорби спокойнее лицо. Додумалась, что это придавало ей уважения даже в глазах дикой страже, которая, показывая на нее ремінними магаями, часто повторяла слово: «Хуррем!»

Догадувалася, что слово «Хуррем» значит: или спокойная, или неунывающая, или веселая. Не знала только, это по-татарски, или по-турецки.

И это было первое слово из языка грабіжних торговцев живым товаром, которое запомнила себе..

Татаре довольно часто становились на коротенькое время и слезали с коней, чтобы дать им отдохнуть и перекусить. В тот способ причікували также на стада награбованої скота и отары овец, чтобы лагерь не розтягався слишком. Тогда отдыхали и пленные.

Круг полудня, когда жара была уже большая, татаре сделали длиннее попас. Приготов/шлися до обеда. Настенька была очень интересная, как будет выглядеть первый татарский обед. Уже по приготовлениях видела, что мужеський плен не достанет есть, только женский. Очень хотела покормить своего Стефана, но не видела на то способа.

А татаре раскладывали свои котлы и разжигали огне. Вынимали из телег награбленную муку и перемешивали ее с лошадиной кровью, как на колбасу, и бросали обозы с той мешанины к кипучую воду. Показывали пленницам, как это делается, и несколько из них заставили к работе. Выбирали, смеясь, «молодых», в свадебных платьях. Между ними нашлась и Настенька, и одна польская шляхтяночка, которую из-за ее блестящей платья татаре тоже приняли за «молодую». Она сопротивлялась сразу. Но по трех ременных нагаях начала выносливее месить муку с конячою кровью.

Оподалік поднялся крик. Там упала какая-то конина и сдохла. Татаре с радостным криком бросились на нее и стали ее шматкувати ножами. Всю падлину, кроме мясистого задка лошади, дали сейчас сварить в соленной воде. Пену запрещали поднимать. А мясистый зад конины порезали на большие круги и положили под седла. Настеньку делалось нехорошо на вид всех тех приготовлений и еще больше на мысль, что со всеми людьми придется ей жить кто знает как - и как долго! Мимо голода не могла и діткнути их продуктов. А татаре лакомо заедали падлину и колбасы из лошадиной крови и муки.

Из пленниц которая мало ела. Татаре смеялись с тех, что не ели, как из таких, что не понимают, в чем вкус. Среди хохота обильно раздавали удары плетей будто «на шутки».

По отдыху табор двинулся в дальнейшую дорогу.

 

На следующий день Настенька тоже не могла взять в уста татарских привкусов. Пила только воду. И так ослабла, что не могла уже идти. Но боялась, чтобы ее не посудили, что строит. И поэтому останками сил держалася на ногах.

И под вечер упала - на степях Панталихи. Словно сговорились с ней, почти одновременно пали на пути и некоторые другие пленницы. Жара в степи была еще большая. Татаре сдержали поход...

Напівпритомна Настя слышала, как дали ей несколько хороших плетей, как ее подняли и положили в какой-то телегу, на твердые доски. Очевидно, должны были сразу думать, что она изображает перевтомлену. Плети с сирівця, с гудзами, были очень болезненны. Вилась и корчилась от боли от их ударов, а твердые доски еще больше придавали терпения. Только под головой услышала что-то помягче, но с рубцами. Сквозь разодранные брачные ботиночки діткнула пальцами тоже какой-то твердой материи. В бреду ей казалось, что се ризы из церкви св. Духа. Какая-то горячая июнь заливала ей глаза. Хотела избавиться от нее и с трудом открыла их. И увидела нечто такое, как это пелось в народной песне:

 

Одну взяли несмотря на коне,

Несмотря на коне на ремни...

Вторую взяли несмотря на телеге,

Несмотря на телеге на мотузі...

Третью взяли в черные границы...

 

Она была в черных скрипящих рамках. Казалось ей, что это гроб. И что в той черной могиле похоронена вся ее ясна девичья бытность.

Запала в півобморок. В нем слышала, как еще болели удары татарских плетей на нежном ее теле. И вспомнила, как перед несколькими годами была тяжело хора. И как тогда так же пышущая ее головка и все тело, словно избитое. И как мать ее клячала перед образом Распятого и жертвовали одиночку свою на монахиню, когда виздоровіє. Только теперь припомнила себе, как спустя, когда уже Стефан старался в ее руку, мать противилась назад. И как вспоминала обет свой.

Кровь ударила ему в голову.

Теперь уже знала, что если бы была послушала материнской воле, не была бы пошла страшным путем ордынским. Ибо даже дикие татаре уважали монахинь и с уважением заступались им с дороги, называя их «девушками странного Пророка джаврів, что умер на кресте». Монахини могли свободно ходить в татарских лагерей и даже брать для пленников молоко от татарских кобыл. Если бы была послушалась матери, была бы теперь могла спокойно идти между дикую татарскую орду с опущенными вниз глазами, со збанком в руке. А баши и аги татарские были бы с суеверным страхом заступались с дороги перед «невестой таинственного Бога джаврів, что умер на кресте».

Зачала плакаты найтяжшим, тихим плачем - в черных рамках татарских, что ехали Дикими Полями в неизвестное место и в неизвестную будущность... Попала в состояние півсну.

 

Как долго была в таком состоянии півсну, не знала. Слышала только, что несколько раз сливали ее личико водой. А дважды пробовали какие-то, видимо женские, руки заливать ее молоком.

Когда наконец открыла глаза, увидела крутом себя безграничную и дикую равнину, покрытую полынью и чернобылем, опилками-ковилем, изрытую балками и оврагами. Поняла, что опустила уже галицкую землю с ее управними полями, рощами и лесами. Опустила - навсегда, словно что-то шепнуло ей.

Гнітучий сожалению сжал ее грудь, и сердце у нее заныло. Как глазом достичь, видела кругом только испеченные солнцем степные просторы, которые уже начинали желтеть от жары. Только в балках и возле солончаков видніли здесь и там полосы какой-серой зелени. Больше почувствовала, чем поняла, что находится на Диких Полях, на одном из страшных татарских путей. Где именно была, не знала.

Предполагала, что на Черном Пути.

Черный Путь, называемый также Злым Шагом или Путем Незримым. Черным назывался он из разных причин. Ходило ним черное несчастье, убийство, грабеж и черная смерть - чума. Шли им веками черные от грязи орды монгольские и почерневшие от нужды пленники-невольники. И земля здесь из природы черная, а татарские кони, стоптавши траву, значили на ней черная прядь перехода.

Путь этот шел почти по той же линии, по которой и сегодня идет торговый путь в Одессу. Туда и когда-то давно шел сухопутьем торговый и военный путь староукраинских князей.

Татаре имели обычно три дороги, которыми в своих наездах разливались по Украине, выбегая совместно с берегов Черного моря. Оден их путь шел грецким пограничем, второй серединой Подолье, третий Киевщиной и Волынью. А все они лучилися в Восточной Галичине. В сердце ее, в Львов философов все татарские нашествия, что плыли как наводнение теми тремя путями. Грецкий шел против Львова через Бучач и Галич, подольский или кучманский через Теребовлю и Золочев, волынский закручивал на севере и шел против Львова через Сокаль и Жовкву. Идя с трех разных сторон, философов они к одной цели, к сердцу Восточной Галиции и упивались в окраину Львова, как три кровавые мечи в грудь человека.

Кождый из тех путей народ еще сегодня называет черным и еще сегодня воспевает трагедии, которые діялися на тех черных путях татарских.

С горы, с горы, с темненького леса

Татаре едут, волиночку везут...

В волиночки коса

Золотоволосая -

Искренний бор осветила,

Зеленую дубраву и черную дорогу...

В таком же положению, как воспетая в народной песне волынянка, была и галичанка Настенька.

Сознание, что находится на страшном татарськім пути, была для Насти чем-то еще страшнее, чем сам тот путь, чем сознание, что была в руках торговцев живым товаром. Закрыла глаза.

Но любопытство мучило ее и побудила вновь открыть их и осмотреть страшный путь, которым везли ее в неведомые земли и неизвестную будущность. Отворила глаза и долго смотрела.

Не был это свойственно никакой путь. Полоса степи, которой подвигался татарский отряд, почти не ріжнилася от Дикого Поля. Только изредка встречался на той полосе человеческий или конский скелет, еще реже следы очага, а у них разбросаны кости и разбитые черепа из горшков и людей. Только далеко за собой видела чорніючу полосу земли, стоптану копытами ордынских коней. Не понимала, почему в песне поется: «Ой большаком килиїмським...» Ибо не был ни путь, ни битый... Разве били его своими ранеными ногами бедные пленники - пленные и копыта некованих татарских лошадей.

Вот шли они - татарские пленники - окружены татарской стражей. Помарнілі, почерневшие, ледви на ногах держались. Казалось ей, что они не выдержать дольше сеи путешествия в безысходной однообразия степи, виссаного жарким солнцем из последних соков - как сердце ее было высосаны из надежды.

Посмотрела на свои ноженята, чтобы увидеть, не ранены. Потому, может, придется и ей дальше идти пешком... Только теперь заметила, что имеет только оден слюбний башмачок на себе, и тот рваный. Видно, должны были разуваюсь ее, но оставили. А, может, при взуванню оставили, подумала.

Невзута ножка болела. Приглянувшуюся ей ближе. На ней была кровь, почернела, засохла...

И еще увидела, что в черных рамках, которыми ехала, были без строя набросаны ричи, в основном женские, и всякая материя, очевидно, награбована. Горько усмехнулась. Потому ей вспомнилось пророчество цыганки. Оно уже осуществлялось, но совсем иначе. Потому вправді видела «под ногами» адамашкову материю, но не было ни жемчуга, ни фарарів, ни белых шелков. И кровцю имела не на ручках, а на ножках...

С тревогой поискал на себе маленького серебряного крестика от матери, потому что боялась, не забрали его. Он был. Засунула его набок. Как же дорог он был теперь для нее! Не только как памятник от матери, но и как памятник той страны, которую покидала - может, навсе. Первый раз в жизни почувствовала настоящую близость того, кто умер на кресте, замученный. Териіннє приближало ее к нему. Кругом видела также терпения битых пленников, которые шли угнетенные на свою Голгофту. Крепко прижала крестик к себе и успокоится. Поэтому крестовые служил ее отец. Именем того креста боролись на степях наши казаки с татарами. Какая-то неозначена надежда на помощь, на свободу начала прозябати в ее мыслях.

Оглянулась по сторонам, ища глазами Стефана. Но не могла его найти, хоть обхватила зрением почти целый татарский обоз, как большой, черный уж тянулся Диким Полем и вилискував здесь и там оружием своей страже.

И вспомнились ей сказки с діточих лет о том, как страшные смоки и чудовища порывают девиц и забирают с собой, которых спустя освободжують отважные рыцари.

«Казаки! Казаки!» - закричало что-то в ее душе. Всмотрелся в дикую степь усею силой своего молоденького зрения. И увидела далеко, где-то очень далеко - ряды фигур, которые крались тихо, как тени, в направлении лагеря. Не выглядели на татар. Слышала это всем сердцем своим. Какая-то бесконечно глубокая привязанность и любовь к ним засветила в нутри ее души. Увидела и конные отделы - казацкие, вероятно казацкие! Сорвалась на черных рамках и вытянула руки, как молениця к чудотворному образу. Но раскаленный воздух так дрожав-дрожав, что все лошади казачьих отделов - не имели ног... Так... Они ехали на лошадях, которые не имели ног...

Поняла, что это был злудний призрак степной пустыне, который часто лучався на диких полях Украины.

Упала на виз...

Отвернула личико от материи, на которой почивала, и соленые каплини заперлилися нее из глаз. Вытеснила их заведена надежда. Пробовала сдавить в себе сожалению. Но не могла.

А в том времени далеко, на Галицкой Земле, в Рогатине, хора мать Насти, в тяжкім горю своему, на волну задремала при пораненім отцу. И имела полдень удивительно отчетливый сон.

Снилось матери, что ее Настя, дочь - одиночка, идет Черным Путем килиїмським и Диким Полем ордынским... Идет в своей легкой, слюбній, белом платье... зеленый венчик потеряла где-то в степи... Идет несмотря на дикие лошади-бакемати, идет под плетьми диких татар...Идет среди жары степью бездоріжним... а пот соленый залива ей глаза, льется в уста... И уже и нее желтеют личенько девичья, и темнеют глаза синие как вода... А красная кровца из ножек ее всплывает, на твердое корни, на степное сон - зелье каплями накрапляє...

Настунина мать с плачем со сна сорвалась и к церквушке св. Духа со своим тяжелым болью потащилась и Матери Божьей свою бедную Настеньку всею душой в опеку отдавала.

А в том самом времени далеко от нее, на Черном Пути килиїмськім, на Дикім Поле ординськім молоденькая Настя сердем материнскую печаль чувствовала, следы ее по избе глазами целовала, увы в себе задавляла. Но предать не могла.

И плач потряс ею, как спешный ветер яблінкою в саду над Липой, возле церквушки св. Духа... Виплакавшися, вздохнула к Богу и успокоилась.

На одном из постоев заметила Настенька некоторое беспокойство между татарской стражей. Татарские командант раз собирались на совещания, перечилися между собой, высылали гонцы. Вечером не разожжен очагов, хоть были уже далеко в степях. Очевидно, татарам грозила какая-то опасность.

На эту мысль радостно заблистіли глаза Наступлении, а в сердце разгорелась надежда. Надежда на свободу.

Как поступила ночь, не могла уснуть. Потому что целый лагерь не спал. Слышно было в воздусі, что на что-то заносится. Задремала только по северу, как Косари уже высоко поднялись на небе.

Как долго дремала, не знала. Разбудил ее топот лошадиных копыт и страшный крик. Палатки татарского лагеря в одном конце полыхали ясным огнем. В его блеска увидела несколько небольших казачьих ватаг, отважно ворвались в татарский табор. Познала казаков по их лицах и шапках, по чубах тех, которые в суматохе боя и потеряли шапки. Сердце в ее груди забилось так, словно грудь розсаджувало.

В лагере между пленными поднялась суматоха. Казаки жемчуг как раз на ту часть лагеря, где содержались пленные. Уже доперли до мужеского плена. Уже часть пленных мужчин полупилася с ними. Уже слышала отчетливые возгласы в родном языке: «Режь, бей неверие-бісурмана!"

И казалось ей, что между пленными присмотрела и своего Стефана, который напирал на татар с люшнею от телеги. Сердце в ней билось как птичка в клетке. Уже видела, как возвращается домой, как кончит прервано весіллє и как исполняются слова цыганской гадалки, что будет две свадьбы, а одного мужа.

Весь женский плен с дрожачим сердцем следил исход борьбы. Пленные девушки и женщины сидели тихо, как испуганные птицы, над которыми бьются коршуны. Только здесь и там какая-то відважніша выключалось в степь среди замешательство и инстинктом кермована бежала в направлении, откуда пришли казаки. Настенька с сожалением смотрела на свою раненую ножку.

Татаре защищались упорно. Особенно выносливее защищали той частые лагеря, где был женский плен.

Вдруг Наступлении похолодело в сердце. Казаки начали подаваться... Она еще не понимала, что произошло. Невыразимая боль и сожаление сжимал ей сердце словно клещами. Неужели они не освободять ее? Неужели и Стефан покинет ее?

Казаки и с ними часть пленных были уже за лагерями. Очевидно, поспешно отходили. Татары почему-то не гнались за ними. Не могла понять, что было причиной всего.

Только по долгом времени, как казацкие ватаги уже ледви видніли в блеске догоряючих частей лагеря, увидела, как издалека над'їздив больший татарский отряд.

Теперь и татарская стража из лагеря бросилась в значительной частые в погоню за беглецами.

Как черное пресмыкающееся, затемніли степи татарские отделы. Казаков уже не было видно.

«Пусть их Бог спасает!» - подумала Настенька и хотела молиться за них. Но внимание ее отвлек неприятный крик. То оставша часть татарской страже добивала раненых казаков и некоторых пленных, перед тем виколюючи им глаза и издеваясь над ними в страшный способ.

Так закончился среди украинского Дикого Поля оден из тех неисчислимых и страшных эпизодов, одна из тех ночных різанин, в которых от века никто не просит и не дает пардону. А кровавые степи Запорожья вновь мерцали спокойно в ранней мгле, такие здоровые и свежие, если бы их только что сотворила странная рука Господня.

Настенька в своей глубоко верующей души думала все время над тем, почему Бог дал ей на целые дни заранее увидеть казацкие отряды, переброшенные, может, на много миль злудним призраком пустыни, а не дал ей освободження. Думала и не находила ответа.

И еще на одно не находила ответа, а именно на вопрос, почему дети той земли, из которой вышла, шли в плен, хотя они ростом и силой больше татар. Почему они не гонят татар в плен, но татаре их?

 

С восходом солнца табор двинулся в дальнейшую дорогу. Свист ременных плетей и крики боли пленных не умовкали. Но женского плена не били. Наоборот. Только теперь дали сэму полонові возможен корма: ячмень, просяную и гречневую кашу, приправленную конским елеем.

Настенька поняла, что кормят их уже как свою собственность, которая представляет большую цену в торге, когда хорошо выглядит.

Уже слышала в сердце, не вырвется из неволи. И начала спокойно присматриваться своим владельцам приземистым, с толстыми черевами, широкими плечами, короткими шеями и большими головами, с узькими, черными глазами, короткими носами, маленькими ртами и с волосами, черными, как смола, и грубым, как лошадиные гривы.

Понимала, что придется ей стать невольницею или, может, женщиной одной из тех грязных потворів, о которых еще дома повествовала ей бабушка, что они родятся слепые, как собаки.

Сдавливал в себе обмерзіння и смотрела в неведомую даль. А уста ее шептали молитву к Богоматери.

Татаре все дальше запускались в безграничные степи, уходя в полуднево-восточном направлении. А чем дальше шли в глубину степей, тем более свободно чувствовали себя и ехали тише. Но в меру как приближались к своих аулов, все чаще брались тресури своего женского плена, чтобы заголюкати до останка своих пленников и сломать в них всякие проявления их воли.

В той цели, как только которая прочуняла от усталости, говорили ей слезать с телеги, привязывали за шею веревкой к маж и так говорили идти или бичи при телеге. Здоровых, у которых можно было надеяться сильной воли, тресували еще более дико: таких брали на ремни за шею и под пахи и гнали несмотря на лошадях.

Ой, еще не все сказал Настуниній маме ее выразительный сон о судьбе ее дочери!.. Когда она пришла немного в себя, должна также идти что второй день на мотузі несмотря на черные границы татарские и должна была временем бичи несмотря на диких лошадях на ремнях под хлопаний плетей и под хохот ордынцев. И так их тресували по очереди, всех без ріжниці происхождения и веры, и языка, всех, что породила наша красивая земля, которой ее жители не могли оборонить из-за неравновесия между ними.

В одних те издевательства кидали искру ненависти, и те поганіли в душе и на лице. Настя не принадлежала к ним. На татарских ремнях припоминала себе, что не только ее иметь, но и и нона сама жертвовала себя в хоробі на службу Богу. А потом, когда прошла хороба, забыла свой обет и нашла себе земного жениха. Теперь свои терпение считала покаянием за зломання обіту. Без словечка жалобы бежала, несмотря на коне ордынские. А терпение, которые испытывала и которые спокойно сносила, придавали ее уже перед тем красивом личике какого-то еще большего вдохновения. Личико ее продолжилось и приняло такой большой, что аж хороблиної нежности, а глаза в боли и терпению набрали глубины. Дух ее pic. и кріпшав в упокореннях, как растет в кождої человека, который свой крест лучить с мыслью о Боге и очистки.

Татаре знали уже из практики, сколько их дикой тресури может выдержать кожда сорта живого товара. Для того конечно не перетягивали струны, потому что тот «товар» составлял их богатство.

Но не одна из тресованих, поскольку не погибла, доставала и несколько раз горячки, заки перешла обширные степи Украины и дошла до Крыма. До тех последних принадлежала и Настенька.

Молитвой втихомиряла свои боли и усмирения. В своем воображении видела тогда нутро церквушке св. Духа в Рогатине или костел св. Юра во Львове, где вперве увидела своего Стефана.

Но порой горячка от степной жары и издевательства доводила ее до бреда, когда уже легла на твердой земле для отдыха. Тогда упрямо преследовал ее призрак Черного Пути, хоть запирала глаза. В ее воображении шла тогда тем путем черная смерть, чума. Шла высокая, вплоть до облака, вся черная, как бархат, с черной косой в руке, на белом кістянім древке. Шла и смеялась степями Запорожья, а все шла от востока солнца...

Настенька уже освоилась с мыслью про все, даже про черную смерть на Черном Пути.

Тем временем ее Стефану удалось в замішанню примкнуть к одной из казацких ватаг. Вскоре он добился в Каменец, где его отец имел сообщников. С одним из них ушел Стефан сейчас до монастыря тринитариев, которые занимались выкупом из плена. Там какой-то польский монах с благоговейным видом заявил ему, что когда примет польскую веру, получит помощь при выкупе своей суженой. Но когда услышал от Стефане товарища, что отец сего молодца называется Дропать, - сразу зм'як и начал вычислять средства выкупа. Ибо Дропать был известен.

Молодой Стефан любил Настеньку. Но он твердо любил и свою церковь, хотя она была в понижению. Может, как раз для того любил ее так сильно, что видел ее слабость в сравнении с латинским костелом. Не понимал причин слабости друга, ни силы второй, хотя видел крепкую организацию латинских священников, их присутствие повсюду и посоху зв'язь их взаимопомощи.

Как кожда сильная и благородная натура, да и Стефан не дался бы был взять на никакие обещания ни даже на исполнение их - за цену опущение своей церкви. На предложения чужого монаха не ответил ни словечка, хотя слышал сожаление в душе, что и наша церковь не имела такого чина, как тринитарии. Родительский товарищ ответил за него:

- Се сын Дропана, купца из Львова. Ни он, ни его отец не захочет даром вашего труду.

Теперь и чужой монах не ответил ни слова, только дальше считал примерные средства выкупа.

Выйдя из тринитарского монастыря, пошел Стефан поблагодарить Бога к своей церкви возле самого рынка в Каменке. Долго клячав на ее каменных плитках и молился.

А когда вышел, увидел на церковнім двору подругу Настеньку, Ирину, которой также удалось бежать среди замешательство, хоть и с другой ватагой казаков. Была очень уставшая и осунувшаяся. Вместе поехали в дальнейший путь - домой.

Среди пленниц Настенька казалась самой спокойной, поэтому страже, глядя на нее, часто повторяли «Хуррем!», что значило, пожалуй, спокойная, неунывающая или же веселая.

Девушка не могла кушать татарского блюда из муки и лошадиной крови, быстро ослабла.

И Татарский обоз дошел наконец до Крыма. Настенька впервые увидела море.

На следующий день в лагерь начали приходить купцы, присматриваться к «живого товара».

Девушку выкупил старый турок, купец Ибрагим со своим армянским сообщником. Они увидели необычайную красоту Насти и решили подкормить ее, дать возможность отдохнуть, а потом продать богатому господину в Кафе. В Кафе за день продавалось до 30 000 невольников и невольниц. Там была и христианская церковь отцов тринитариев, которые занимались выкупом невольников.

Ибрагим и армянин сдали Настю в специальную школу для невольниц. Там ей дали возможность искупаться, одеться как следует. «Опекуны» даже не узнали сначала, остались очень довольны.

Между многими невольницами были и украинки. Настя присоседилась к ним, повеселела. Девушки рассказали ей, что тех, кто имеет красную ленту, сразу не продадут, а за это время, может, родственники узнают и выкупят. Здесь за непослушание очень бьют. Худших на красоту девушек берут до тяжелых работ, ее же, например, будут учить читать и писать по-ихнему, считать, чтобы потом продать как служанку в гарем какого-нибудь могущественного господина.

Настенька решила хорошо учиться в школе, запомнить всю науку, в этом, возможно, и есть ее спасение. Она расспрашивала у учителей, у подруги обо всем, жадно рвалась к знаниям. Была там и наука, как вести себя с мужчинами - молодыми и старыми.

Настенька заметила разницу между учителями. В Абдуллага не было другого бога, кроме Аллаха, другой власти, кроме султана. Он был добриш, приятный человек, но напоминал вола в упряжке, что крутит один круг. Итальянец Риччи во всем подчеркивал вес и значение человеческой мысли, изобретательности и труда, оптимизма. Особенно девушку поразил рассказ учителя о том, что на Западе женщины занимаются и торговлей, и наукой, и даже государственными делами. Она почувствовала (в неволе!) себя человеком. Вместе с тем Настенька чувствовала, что учитель не зря ей все так подробно рассказывает про заговоры, интриги больших, что имеет какую-то тайную цель. И действительно, как-то Риччи предложил ей бежать с ним на Запад. Она была поражена и смогла сказать только, что подумает.

Тем временем жених Стефан собрал выкуп, приехал с польским посольством в Кафу, но нигде не находил Настеньку, не подозревая, что она от него через улицу. Прошло два года. Однажды Настя увидела турецкие галеры из окна своей комнаты и услышала крики. Умер старый султан, и на престол вступает молодой Сулейман, который, по предсказаниям, будет величайшим из султанов. Было пророчество и о его жене - чужой с большим умом и большой гордостью, что принесет много добра и много бед во всех землях Халифа.

Всех девушек из школы повезли на рынок в Царьград. По одной продавали подруги Насти, и она со слезами прощалась с ними. Наконец, ощупав как вещь, купили и Настеньку черные слуги какого-то богатого дома. Оказалось, что она попала служанкой в гарем самого султана.

Девушка вспомнила челядь в доме родителей, вспоминая, кого она любила и за что, а кого - нет. Настюша выбрала себе одна из одалисок султана, и уже на второй день она начала познавать жизнь большого гарема, его обычаи, зависть, интриги и ненависть. Разговоры султанских женщин, одалисок и служанок крутились вокруг лица молодого султана. Скоро Насте все это надоело. Была весна. Буйствовали, разливали благовония разноцветные цветы в саду султана. Девушка приучилась к всякой работы и даже до тихого бесцельного сидения в прихожей своей госпожи.

Вечером великий визирь сообщил госпожи, при которой была Настенька, что ее посетит падишах. Одалиска оживилась, надела лучшие одежды, украшения, покропилася дорогими благовониями. Слугам приказала стоять у дверей и не смотреть в глаза султану, когда тот будет уходить. Насте было интересно увидеть великого султана, перед которым дрожали миллионы людей и даже дикие татарские орды уничтожали ее край. Ее сердце беспокойно забилось... Она скромно встала у двери, оперевшись о решетку окна, за которым цвел жасмин, таинственно сиял месяц. Не смотрела на султана, взглянула лишь раз. А он остановился, долго на нее смотрел, а потом сказал, чтобы пошла с ним.

Настенька ушла, сопровождаемая злыми взглядами своей госпожи и зависть других.

Сулейман был стройный и высокий, с черными блестящими глазами, матово-бледным нежным лицом, с тонким орлинім носом, тонкими губами. Во взгляде светились спокойствие и разум.

Султан заметил ее испуг и сказал, что теперь не должен возвращаться к своей госпоже, она сама становится госпожой. Настенька осмелилась и сказала, что Коран запрещает мусульманам насиловать рабынь против их воли. Сулейман очень удивился, что она хорошо знает Коран, что может произносить такие вещи. Начал расспрашивать, кто она и откуда, предложил стать его одаліскою, но девушка сказала, что можно отдаваться только любимому. Снова удивился султан, ведь любая девушка из его империи имела бы это за счастье, не смела бы отказать, а тут какая-то чужеземка, рабыня... Чем же он может ей понравиться? Девушка ответила, что ей может нравиться только тот мужчина, который не думает, что имеет право и может делать с ней, что захочет. Сулеймана разбирали и гнев, и любопытство. Он сказал, что может взять ее в гарем как невольницу. «Тогда и будешь только невольницу», - ответила Настенька. Султан предложил ему власть над всеми его палатами, а она сказала, что хочет власти над всеми его землями! Тот был удивлен, заинтригован, а Настенька почувствовала, что начала первый бой с могущественным падишахом.

IX

После неожиданного знакомства с наивысшей лицом на всем Востоке Настя возвращалась к своей служебной комнатки и почувствовала на себе любопытные, завистливые и даже полные ненависти взгляды. Теперь ей кланяясь, слуги, и даже господа. В комнате ждал сам великий визирь со слугами и перевел ее в новых, красиво убранных комнат. Угадывал каждую мысль смущенной девушки. Утром Настя подумала, не сон ли это. Но увидела прекрасные комнаты, одежду, духи, своих служанок. Султан тоже встал с мыслью о чужой - невольницу. Она очень напоминала ему мать, одна - единственная осмеливалась говорить ему правду в глаза, быть и мягкой, и твердой одновременно. Не знал, что делать, ведь чужестранка - христианка. Поэтому позвал ученого Мугієддина для советы. Тот предложил обратиться к монаху, который принял магометанство, чтобы прекрасную стороннего вернуть в веру Магомета.

Бывший отец Иоанн рассказал Насте о Матерь Божию Воротарницю в Іверській иконе на святом Афоне, которая ходит босая по камням и прощает людей, которые покаялись. Девушка спросила, все ли грехи прощаются. Бывший монах ответил, что все, кроме греха против мужа.Тоді Настя сказала, что это грех против одного человека, а как же тогда можно простить грех против целого народа, против веры. И решила поехать сама к Матери Божьей Воротарниці спросить совета, хотя женщин издавна не пускали на святой Афон.

X

Султан уже знал о желании Насти, но подумал, что не будет его удовлетворять. Когда пришел к ней, то был поражен ее красотой и спокойным достоинством, которая все больше напоминала ему материн. Султану показалось, что слуги кланяются больше ей, чем ему, повелителю трех миров. Они вышли в парк. А все в большом дворце падишаха уже знали, что это будущая султанка Місафір, самая могущественная из всех.

В парке было тихо и красиво. Молодая Эль Хуррем поняла, что теперь разыграется игра, которая решит, она останется пленницей, станет самой могущественной царицей мира.

Поблагодарила Сулейману за красивую одежду хоть на короткое время. И засмеялась, мол, спасибо и за это. Султан спросил, что бы она делала, если бы стала обладательницей всех его земель. Настя сказала, что построила бы кухню для бедных, больницу, баню, школу, библиотеку, караван-сарай для путешественников и иностранцев. Сулейман удивился большом умственные девушки, достойной стать султанкой, ее доброму сердцу.

Таких разговоров он не имел ни с одной из женщин, и это его восхищало. Хуррем стало стыдно за свои первые с султаном разговоры о том, что она хочет весь его мир. Он же хотел для нее что-то сделать и сказал, что она может ехать куда хочет, чтобы вернулась. Молодая служанка понимала, на какую жертву он идет и отказывалась, а султан настаивал. Обоих захватила волна любви и счастья, и они побежали на берег моря. Попросили у рыбаков еды, и никогда еще султану не пробовал так завтрак, как теперь с его возлюбленной.

Когда Сулейман спросил Настюша, какой подарок хотела бы получить завтра, она попросила, чтобы до дворца привезли ее учителя Абдуллага, который мог бы ее многому научить.

А в это время бывшие владельцы Насти хотели с ней увидеться, чтобы иметь какую-то полезную для себя информацию. их выгнали из дворца, сказав, что скоро свадьба падишаха с Роксоляною Хуррем. Теперь, испугавшись, они хотели как можно скорее бежать и скрыться от возможного гнева султана, тем более, что разыскивают учителя Абллага. Ибрагим решает сам пойти во дворец и сказать, где Абдуллаг. XI

Утром султанские галеры пристали к Святой горы. Настенька услышала колокола, увидела деревья, которые напомнили ей родную землю. Она шла в одежде султанского сына и искренне молилась в душе.

Встретила монаха - отступника, который представил ее как любимого сына султана. И выяснила, что в монастыре не знают о его отступничество.

Настя любовалась красотой Афонской горы, расспрашивала, кто выбрал ее на святую обитель. Старец рассказал легенду про Божью Матерь Воротарницю, и с Настунею творилось что-то странное. Она спросила, почему турки имеют власть во многих землях, а мы - нет. Старец сказал, что верности у нас не было, были злые поступки, и никто им не сопротивлялся!

Вечером прибыли в Иверской обители на другом склоне горы. Ночевали в кельях. Настя почувствовала, как ее сердцем овладевает любовь Сулеймана. Она не выдержала, вышла во двор - хотелось побыть поближе к иконе, хоть и ждала каждую минуту окрика, что женщинам здесь нельзя. Стала молиться, просить советы. Вышел и Сулейман. Дождался, пока она кончит молитву. Потом пошли берегом моря.

У Насти в душе боролись любовь и вера. Вдруг подул ветер, идти стало опасно. Султан окутал своим верхним одеждой Настю и стал молиться. Грянул гром, начался ливень. Настя дрожала, но не взяла кафтан Сулеймана, чтобы не подвергнуть опасности его здоровье и чтобы люди не подумали чего.

ХІІ-ХVIII

Гарем забеспокоился и воспылал лютой ненавистью, узнав, что султан едет со своей пленницей, на которой диадема из жемчуга. Вечером ей подбросили собачку с крестом на спине и с надписью «Твой калым». Сулейман, впервые увидев слезы Хуррем, пообещал строго наказать обидчиков. Утром уже наказывали двух евнухов и одаліску. И Настя пошла к султану, хотя вход в селямліку (мужской половины) женщинам запрещен, - просила помилования для трех своих обидчиков.

Сулейман пылал от страсти, дарил Хуррем прекрасные диадемы. Потом послал двух ученых известить, что дарит ей свободу. Настя ответила, что принимает ислам. Ученые сказали, что она, наверное, примет обычай закрывать лицо перед чужаками, на что та отказала: о том ничего не говорит Коран. А еще подчеркнула, что Коран советует брать одну жену, а не много, и ученые боялись, что Хуррем будет бороться с целым гаремом, посеет смуту в городе и в государстве. Готовились к свадьбе. Настенька переживала, правильно ли делает, что меняет веру, но любовь победила все чувства.

Прошло шумную свадьбу с ценными подарками. Но самым лучшим подарком стало отпущения многих украинских девушек - пленниц на волю.

Прошло время, дервиши объявили, что когда одна из женщин султана родит сына в годовщину обретения Стамбула, то сын будет иметь другое значение, чем все дети султанской крови. И Хуррем именно в этот день родила сына. Она сама его тайком окрестила, как знала. На праздник обрезания Селима (Стефана, как назвала сына Хуррем) прибыло много почетных гостей. Давали спектакли для народа - показательные бои, танцы на канатах. Продолжалось это целых три недели.

Потом начались приемы послов, ученых, просто просителей, которые скоро надоели Хуррем.

Однажды пришел Агмет-баша и попросил большую сумму денег за то, что сохра реже тайну крещения ее сына. Хуррем очень испугалась, решила действовать, хотя не хотела, чтобы кровь была на ее руках. Она пошла в зал Совета Большого Дивана, рас плакалась и сказала, чтобы арестовали Агмеда-башу и Гассана, которые ее оклеветали. Тех сразу же забрали и казнили, даже не выслушав перед смертью.

Предсказания о султаншу Місафір сбывались. Эль Хуррем добилась того, чтобы султан имел женщину только одну ее, чтобы он дал деньги на постройку величественной мечети, чтобы она руководила всем во дворце, даже побывала на кухне.

По пятницам Роксоляна выезжала к мечети в золотой карете, а вдоль ее пути стояла в два ряда нищая беднота, прося милостыни. Однажды к ней бросилась бедная женщина. Это была мать Насти. Роксолана взяла ее в палаты к себе, поздравила, расспросила обо всем и была очень рада. Известие о том, что султанка не стала сторониться своей убогой матери, добавила ей еще большего авторитета в империи.

К Роксоланы обращались тысячи людей за помощью, за справедливостью, и она с помощниками пыталась во всем разобраться. Султан все больше любил Эль Хуррем, советовался с ней, ни в чем не отказывал. Когда пошел на священную войну джігад, ее оставил намісницею Стамбула. Тогда Роксолана узнала, что есть вещи страшнее войны - мятеж в войске, и что Сулейману пришлось потопить в крови один такой бунт при вступлении его на престол. Вскоре у султанки родились сын Баязед и дочь Мірмаг. Она постоянно мучается мыслью, что по законам османов наследником султана может стать только первородный сын от первой жены, то есть Мустафа, а не ее сын, и ищет способа устранения того.

Песчаной пустыне Нефуд шла каравана султанки в направлении на север и пустыней Гамед дошла до святой земли. А как увидела Иерихон, замечательное «город роз и пальм», среди диких яруг и пещер, задержалася у колодца Елисея со сладкой водой. Здесь ушедшая султанка Місафір и отсюда пошла осматривать глубокие берега Иордана с тремя террасами.

А из Иерихона шла дикими оврагами, среди наги горы, к Мутесаріфліку.

Сердце султанки бушевало, словно птичка в клетке, то словно замирало, когда в'їздила в святой город, которое видело муки Спасителя. Волнами не становилось ей вздоха. Еще раз, последний раз, засомневалась на той земле, по которой всплывала святая кровь Иисуса, но с упрямым грустью в душе отбросила колебания.

Говорила ехать просто к великой святыне Омара и делить милостыню во всем городе без ріжниці веры: магометанам, иудеям и христианам.

И была султанка семь дней и семь ночей в святом городе Христовом. Не спала спокойно ни одной ночи. А на днях бродила со своими детьми и с пышным окружением своим по всем огороде. Была на горе Голгофті, была и на Безетті-Моріяг и видела все большие пруды Иерусалима, Эль-Батрак, Ісраін и Сітті Марям, и Бетесду, и Маміллю, и Эш-Султана, и многочисленные цистерны. Объехала оборонительные стены, которые приказал строить ее муж, и дважды переехала несмотря на очень печальную и ободранную церковь гроба Господня, но не вступала в нее. А как переезжала несмотря Стена Плача, услышала неожиданно из толпы женщин жидовских оклик в своем родном языке:

- О великая госпожа! Змилосердися над нами!..

Взглянула в ту сторону. Оподалік стояла ее приятельница из Кафы, Кляра, с поднятыми, словно в молитве, руками.

Султанка говорила здержати свою лектику и, вся паленіючи на лице со умиления, произнесла только одно слово:

- Кляра!

- Настюша! - робко ответила ее подруга со школы невольниць. - Не погордиш мной?

- Чего бы я имела гордити? Приди до моего дома возле Гарам эш Шеріфу!

- Знаю, знаю! - ответила врадувана Кляра, глубоко кланяясь вместе с окружением своим.

Еще в тот день приняла ее султанка вместе с большой депутацією евреев, которые просили полекші в доступе к своей Стены Плача. Султанка сейчас приказала не делать им никаких препятствий, а призвав своего сына Селима, сказала к нему при депутации:

- Может, ты будешь когда по воле отца власть наместника в семь святом городе. Не забудь тогда подарить жидівському народу хоть сей Стена Плача в Иерусалиме.

Потом отошла с Клярою до своих комнат и долго говорила с ней и радовалась ее судьбой, потому Кляра рассказала ей, как по двум годам невольництва купил ее почтенный и добрый еврейский купец из Иерусалима и взял за женщину.

В воскресенье рано звонили колокола в христианских церквях Иерусалима и опускала святой город султанка Місафір. Город мучения Спасителя мало серую - серую краску, только где-не-где виднелась зелень древесины. Султанка ехала в лектиці навстречу кровавым событиям, которые должна была вызвать. В нутри сердца своего имела упорную уверенность, что постигнет свою цель, хотя бы ей пришлось прибить на крест муки два народа, свой и своего мужа. А над Иудейскими горами, стремительно спадают до Мертвого моря, тогда солнце всходило, и набожные мослеми, обращены лицом к Мекке, начали азан, молитву свою.

Так отбыла султанка Роксоляна свой второй гаддж. А третий гаддж отбудет в всевідучого Бога, когда небо расколется, когда звезды розсипляться, и когда воды смешаются, горькие со сладкими, и гробы обернутся, и когда Бог потребует счета от усеї твари, что имеет образ и подобіє духа Его.

Потому что когда незнищимий никакой атом пылинки, то должен быть бессмертный дух человека. И когда вечно ділає кождый движение ветерка, то должны вечно ділати и последствия наших дел. И поэтому кождый из нас отправится большой гаддж до Творца своего.

 

Историческая повесть О. Назарука рассказывает про уникальный случай в истории, когда женщина - пленница, христианка, стала женой самого могущественного султана Османской империи Сулеймана Великолепного, повлияла на судьбу не только многих людей, но и целых народов и государств. В ее образе соединились любовь и ненависть, нежность и мужество, доброта и жестокость, государственный ум и мелкая коварство.