Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

МИР ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

ЮМОР В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

АСТРИД ЛИНДГРЕН

 

Шведская писательница Астрид Линдгрен детства была веселой, имела богатое воображение, способности к придумывание шуток и интересных историй. Став матерью, Линдгрен развлекала своих детей разнообразными рассказиками и, по просьбе дочери, записала одну из них. Впоследствии эта рукопись получил первую премию в конкурсе детских книжек. Произведение был издан под названием «Пеппи Длинныйчулок» и имел большой успех у читателей. На сегодняшний день переведено более шестьюдесятью языками мира, в том числе и на украинском.

Астрид Линдгрен - автор более сорока повестей. Есть среди них и такие, где действие происходит в мире, созданном воображением самих героев, например «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

 

МАЛЫШ И КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ

 

(Отрывок)

Для Малого это был тяжелый момент, маме не понравилось, что ее тефтелями украшают башни из кубиков, и она, конечно, не усомнилась, что это все сделал Малый.

- Карлсон, что живет на крыше... - начал было Малыш, но папа строго прервал его:

- Ладно, Малый, мы больше не хотим слушать твои выдумки про Карлсона!

Боссе и Бетан насмешливо засмеялись.

- Ну и Карлсон! - сказал Боссе. - Ему просто по - баглося исчезнуть именно тогда, как мы пришли знакомиться с ним!

Малый грустно съел тюфтельку и принялся собирать разбросанные кубики. Теперь про Карлсона не стоит было больше и речи заводить. Но без него в доме казалось так пусто, так грустно.

- А теперь пойдем пить кофе и забудем про Карлсона, - сказал папа и ласково потрепал Малыша по щеке.

Кофе всегда пили перед камином в гостиной. Так было и в этот вечер, хотя на улице стояла теплая, ясная погода, а липы на улице уже нарядились в зеленые листочки. Малыш не любил кофе, зато любил сидеть с мамой, папой, с Бетан и Боссе перед камином, в котором пылал огонь.

- Слушай, Малый, хочешь заработать двадцать пять ере1? - спросила сестра.

Парень не сразу понял, что она сказала. Конечно, почему бы не заработать двадцать пять эре. Но все зависит от того, что за это хочет от него Бетан.

- Двадцать пять эре - слишком мало, - твердо ответил он. - Теперь все такое дорогое... Как ты думаешь, сколько, например, стоит п'ятдесятиерова стаканчик мороженого?

- Думаю, что пятьдесят эре, - хитро ответила Бетан.

- Вот! Теперь ты видишь, что двадцать пять эре мало.

- Но ведь ты даже не знаешь, что я от тебя хочу, - сказала Бетан. - Тебе ничего не придется делать. Тебе надо только чего-то не делать.

- Чего же мне надо делать?

- Не показываться целый вечер в гостиной.

- Должен прийти Пелле, понимаешь, - объяснил Босс. - Новая симпатия Бетан.

Малый кивнул головой. Ничего себе они придумали. Мама с папой пойдут в кино, Боссе помчится на футбольный матч, а Бетан будет сидеть в гостиной и ворковать с Пелле! Только ты, Малый, закройся в своей комнате - и за какие-то там жалкие двадцать пять эре!

Ох, и трудно же иметь такую семью!

- А какие у него уши? - спросил Малыш.- Такие же клапаті, как у того, что был раньше?

Это сказано нарочно, чтобы подразнить Бетан.

- Слышите, мама, - сказала Бетан, - теперь вы сами понимаете, почему я хочу, чтобы Малыш не показывался. Он своими глузами прогоняет каждого, кто приходит ко мне.

Через некоторое время Малый и впрямь сидел уже в своей комнате - и без никакой платы.

1 Эре - мелкая монета в Швеции.

И вдруг он услышал самый приятный в мире звук - гудение моторчика! А еще через мгновение в окне появился Карлсон.

- Гей-гоп, Малый! - невинно отозвался он.

- Гей-гоп, Карлсон, - ответил Малый. - Откуда ты взялся?

- Гей-гоп, Малый, теперь я снова веселый! - сказал Карлсон. - Зови сюда своих маму и папу, будем знакомиться.

- Они ушли в кино, - сказал Малый.

- Пошли в кино? Тогда, как имели возможность встретиться со мной? - удивился Карлсон.

- Пошли. Дома только Бетан... и ее новая симпатия. Они в гостиной, но мне туда нельзя заходить.

- Что я слышу! - воскликнул Карлсон. - Тебе нельзя ходить куда ты хочешь? Ну, такое невозможно стерпеть. Пойдем!

- Но ведь я поклялся... - начал был Мал.

- А я поклялся, - перебил его Карлсон, - что когда увижу какую-то несправедливость - то мигом брошусь на нее, словно ястреб!

Он подошел к Малому и похлопал его по плечу.

- А в чем, собственно, ты поклялся?

- Поклялся, что меня не увидят в гостиной целый вечер.

- Ну, то тебя и не увидят, - сказал Карлсон. - Но тебе, наверное, хочется посмотреть на новую симпатию Бетан?

- Искренне говорить, очень хочется! - горячо признался Мал. - Раньше она имела товарища, у которого были ужасно клапаті уши. Я бы очень хотел взглянуть, какие уши у этого.

- Знаешь, я тоже с удовольствием бы посмотрел, - сказал Карлсон. - Постой, я что-нибудь придумаю! Лучший в мире выдумщик - это Карлсон, который живет на крыше.

- О, нашел! - произнес он и кивнул головой в одеяло. - Это именно то, что нам надо. Я же был уверен, что придумаю что-то.

Малый спросил:

- Что же ты придумал?

- Ты поклялся, что тебя целый вечер не увидят в гостиной, так? Но если ты придешь под одеялом, то тебя не будет видно.

- Это так, но... - начал Малый.

- Никаких «но», - решительно перебил его Карлсон. - Если ты придешь под одеялом, то увидят одеяло, а не тебя. И если я пойду под одеялом, меня тоже не будет видно. Бедная Бетан не увидит меня, увы! Но так ей и надо, пусть не будет дура!

Он стащил с кровати одеяло и накинул ее себе на голову.

- Ну-ка ко мне, быстро! - позвал он Мальчика. - Лезь в мою палатку!

Перевод Ольги Сенюк

• Как ты думаешь, что будет дальше?

• Какими ты представляешь Малого и Карлсона?

• Рассмотри рисунок. Какие еще иллюстрации ты можешь предложить прочитанного отрывка?

• Как ты оцениваешь выдумку Карлсона? Какие чувства она у тебя вызвала?

Повторы и вспомни

• Названия прочитанные юмористические произведения. Укажи их авторов и кратко перескажи содержание.

• Подумай и расскажи, зачем читателям нужны юмористические художественные произведения.

• Вспомни смешные случаи из своей жизни и расскажи о них. Попробуй написать юмористическое произведение (рассказ или стихотворение) об одном из этих происшествий.

Итоговые вопросы и задания

• Сказки каких народов мира помещены в учебнике? Что роднит и что отличает украинские и зарубежные народные сказки?

• По описанию определи персонажа и укажи, из какого он произведения.

«Легкая и прозрачная, как светлое марево, она купалась в солнечном луче, зодягалася в цветы полевые».

• Прочитай имя и фамилию писателя и название его произведения. Случай из жизни детей описал автор?

Вс..в..л..д Н..ст..йк.. «Пр..ст.. ..л..сь др..г».

• В каком стихотворении и почему лошадь отдал мальчику на счастье все четыре подковы? Кто автор этого произведения?

• Вспомни стихи, выученные в течение года наизусть и выразительно прочитай их.

• На втором форзаце даются сведения об авторах, произведения которых помещены в учебнике. Внимательно ознакомься с этой информацией. Старайся запомнить, в каком веке и в какой стране творил тот или иной художник. Обрати внимание на год и место рождения писателей.

• Возможно, в поданном на форзаце перечня авторов ты найдешь своих земляков. Если так, то подготовь интересное сообщение об их жизни и творчестве.