Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОКИ 67-68

 

Тема. Итоговый обзор.

Цель: повторить основные этапы развития украинской литературы, определить важнейшие моменты литературного процесса; осознать общественное, нравственное, эстетическое значение художественных достижений поэзии и прозы.

Тип урока: конференция.

Оборудование: творческие работы учащихся, портреты Т. Шевченко, Панаса Мирного, И. Франка, М. Коцюбинского, Леси Украинки, П. Тычины, М. Рыльского, В. Сосюры, А. Довженко, А. Малышко, Л. Костенко и др.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Сообщение темы, цели, задач урока.

Вступительное слово учителя.

Провозглашение государственной независимости Украины повлекло значительные изменения в духовной жизни, развития национальной культуры, литературы и искусства, в пробуждении исторической памяти народа. Озаренные светом правды славные фигуры настоящих сыновей Украины, государственных деятелей, народных вожаков, гетманов. Второй раз пришли к нам выдающиеся мыслители, ученые: М. Костомаров, М. Драгоманов, М. Грушевский, С. Ефремов. Ликвидировано большинство белых пятен в истории литературы - народа возвращены имена писателей, что были его духовными вождями. Увидели свет художественные произведения сотен художников, замученных в сталинских лагерях, тех, чья творчество паплюжилась, объявлялась враждебной, националистической. Вернулись с забвение М. Кулиш, Б. Лепкий, Александр Олесь, Г. Чупринка, В. Винниченко, М. Волновой, В. Стус, В. Барка, В. Самчук, И. Багровый и много других.

Судьба украинской литературы - судьба Украины. Трудно найти в мировой истории аналогию, чтобы живой язык, язык великого народа, систематически запрещалась и преследовалась специальными государственными вердиктами и актами. Этот геноцид продолжался веками.

И еще - упорное и целенаправленное, на протяжении веков, искажение истории Украины, искоренение исторической памяти народа (чтобы "от казачества, от гетманства высокие могилы - более ничего не осталось" - Т. Шевченко), фальсификация истории украинской культуры и литературы.

По последние триста пятьдесят лет украинская литература, находясь в колониальном положении, не могла развиваться в полную силу генетически заложенных в ней возможностей; опираясь на бессмертные сокровища народной творчества, постоянно заботясь о самосохранение и выживание - свое и своих основ - украинского языка, она проходила через гонения и трудности, неизвестные литераторам, которые не подвергались национальному гнету. Именно в этом следует искать причины всевозможных ограничений, свойственных только украинской литературе.

В XX веке семьдесят с лишним лет воевал большевизм против литературы и науки о нее. И сама природа художественного творчества, несмотря на все, не дала себя покалечить; иммунитет ее значительно нарушено, но не уничтожено. Теперь в литературе и литературоведения новые условия и обстоятельства, новые испытания.

III.Выступления учащихся с творческими работами.

Заслушаем сегодня доклады учащихся по темам:

1. Важнейшие достояния украинской литературы XIX века (творчество Т. Шевченко, Панаса Мирного, И. Франка, М. Коцюбинского, Леси Украинки).

2. Творческие методы и литературные направления в искусстве слова XIX - начала XX века.

3. Основные этапы развития украинской литературы ХХ ст.

4. Общественное, нравственное, эстетическое значение художественных достижений художников XX в. (произведения П. Тычины, М. Рыльского, О. Довженко, А. Малышко, О. Гончара).

5. Современная украинская проза.

6. Современная украинская поэзия.

7. Место и значение украинского словесного искусства в мировом литературном процессе.

IVИтоги урока.

В процессе изучение украинской литературы мы ознакомились с различными стилевыми направлениями в литературе, которая творилась в Приднепровье, Западной Украине, эмиграции, составляя совокупное национальное богатство; перед нами предстали лучшие образцы литературных произведений, судьба талантливых украинских писателей. Вы научились ориентироваться в историко-литературном процессе, переживать и осмысливать его, развивать в себе эстетический вкус. Такая работа требовала значительных интеллектуально-эмоциональных усилий, но она обогатила ваши души, побуждая развивать собственный духовный мир по законам красоты и истины.

V. Домашнее задание.

Подготовиться к экзамену по украинской литературе (на выбор).