Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ, ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ УКРАИНЦЕВ, УКРАИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

УКРАИНСКИЙ БЫТ

ГДЕ ВЕРБА, ТАМ И ВОДА (растения)

В течение тысячелетий многие растения используются в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, являются незаменимыми продуктами питания, целебными оздоровительными средствами и т.п. Но наряду с этим с ними связано немало поверий, обычаев и предрассудков.
Обряды, которые так или иначе касаются растительности, призванные уберечь от нечистой силы, обеспечить здоровье и согласие в семье, укрепить благосостояние, усилить плодородие земли и скота.
Наделение чеснока чудодейственной силой обусловлено специфическим запахом и вкусом этого растения, а также ее целебной силой. Свяченым чесноком смазывают на Пасху над глазами, чтобы иметь здоровые глаза. Он является оберегом от злых сил, поэтому в день свадьбы его вплетают в венок невесты или завязывают между ее волосами для охраны от всего злого. Накануне Ивана Купала чесноком натирают вымя коровы, чтобы ведьма не могла отобрать у нее молоко.
С осины не годится строить дом, потому что она считается нечистым деревом. В то же время, как не парадоксально, осину используют как один из самых надежных оберегов от нечистой силы. С осиновой палкой можно ночью идти по лесу, не опасаясь нечистой силы. Чтобы уберечь молочную корову от посягательств ведьмы, в ограду вокруг втыкают осиновые колья.
 
Папоротник - растение никогда не цветет, но, по народным представлениям, в ночь на Ивана Купала на короткий миг появляется огненный цветок папоротника. Тот, кому удается сорвать ее, получает волшебную силу, что дает возможность понимать язык зверей и птиц, исцелять больных, находить спрятанные сокровища, узнавать о судьбе людей. Однако сделать это нелегко - смельчаку придется победить самого черта. Черт постоянно препятствует людям сорвать цветок папоротника - то страхом, то угрозами, то обманом.
Заранее приміченого куста папоротника смельчак отправляется вечером перед Ивана Купала. Он расстилает возле растения скатерть, очерчивает ножом вокруг себя и папоротники, скроплює папоротник святой водой. После девяти часов вечера черт испытывает разнообразные средства, чтобы напугать смельчака: стреляет в него, бросает камни, деревья, наезжает и др. Смельчаку советуют не бояться угроз черта и не оглядываться, потому что черт имеет силу только до круга, очерченного ножом. В полночь папоротник вроде зацветает - и цветок моментально взлетает на расстеленную скатерть, которую сразу же надо свернуть и спрятать за пазуху.
При зацвітанні куст папоротника осяюється каким-то особенным светом. Цветок папоротника стараются хранить под кожей ладони.
Поскольку папоротник считается любимым зельем чертей и ведьм, то существует обычай бить папоротник: чтобы она не сеялась в поле и не вредила травам, ее бьют палкой накрест, затем это место святят.
Колодец всегда пытаются копать возле ивы: «Где срібліє вербица, там здоровая водица»; веточки вербы, освященные в церкви в вербное воскресенье, приносят домой как оберег и ударяют ею членов семьи, чаще всего детей, приговаривая: «Будь большой, как верба, а здоровый, как вода, а богатый, как земля!»; ею же слегка ударяют скот, выгоняя впервые на летнее пастбище.
«Слезы, как горох, катятся», - говорят о горох. Поэтому его не примешивают к другим зерен, когда посевают на Новый год по домам.
Калиновые ягоды, кора, цветы - это проверенные временем и очень эффективные средства народного лечения. Кистями калины украшают свадебный каравай, калиновым цветом или ягодами украшают веточку.
На селе не в каждом доме вы найдете мак или на подоконнике, или за иконой, ведь он является одним из самых популярных оберегов от ведьм, упырей и других злых существ. Если таким маком обсыпать дом, то ни один упырь или злой дух не сможет зайти в него, пока не соберет и не посчитает все зернышки. Чтобы прекратить засуху, надо бросить в колодец немного свяченого мака.
Чтобы уберечь от ведьмы кормушку семьи - дойную корову, ее следует обсыпать освященным маком, приговаривая: «Когда этот мак соберешь, тогда от моей коровы молоко отнимешь».
Кстати, особенно эффективным средством против зла является полевой мак, зерна которого сами высыпались из головок. Это и великолепное снотворное.
Живучесть, какая-то непоколебимость и стойкость барвинка позволили ему стать символом молодости, крепости семьи и долголетия, поэтому венком, сплетенным из барвинка, украшают голову невесты на свадьбе.
Васильки кладут за иконы, ими украшают кресты в церквях: применяют как лечебное средство при высокой температуре; из них делают купель для детей при многих болезнях; венки из освященных васильков одевают на голову умершим девушкам, кладут их в гроб.
 
Полынь в народных представлениях часто выступает символом несчастной супружеской жизни. Это оберег от русалок, встреча с которыми считается особенно опасной в русалок. Существует яркий обряд так называемого игорного дуба: в центре села или на окраине ставят длинную жердь с прикрепленным сверху колесом, украшают ее травами, цветами, лентами, окапывают небольшим ручьем. Вокруг этого дуба происходят игры, сопровождающиеся специальными песнями. Этот обряд символизирует расцвет природы, начало лета. Жаль, но этот удивительный обряд можно наблюдать все реже и реже... Когда рождается сын, по народному обычаю, принято высаживали два желуди, когда дочь - высевать калиновое зернышко. В свадебных присказках и пожеланиях дуб выступает символом супружеской жизни («Дарю два дубка, чтобы жили в паре, как голубочки»), здоровье родителей и детей («Дарю дубы, что в дубраве, будьте сильны и здоровы»).
Тополь является «участницей» обряда вождения тополя, что выполняется на Зеленые праздники. «Тополем» выбирают красивую девушку, оформленное в ленты, зелень и цветы. Молодежь водит ее по деревне, распевая соответствующих песен.