Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Урок итог

 

«Живой голос и совесть народа» (Олесь Гончар)

 

Олесь Гончар, раздумывая над сложным развитием украинской литературы, с удивлением отметил его духовную и нациоформирующей роль в продвижении Украины: «Путь нашей литературы пролегает через века, она была живым голосом и совестью народа на протяжении его истории, исполненной такого драматизма. Не раз щербились сабли и копья ломались. И если народ выстоял, удалось себя от разрушение--, то сделал это не так оружием милитарной, как силой духа своего, неиссякаемым творческим потенциалом, сотворением художественных ценностей, что сегодня с удивлением открывает для себя весь мир». Эти меткие слова характеризуют украинскую литературу последней трети XIX - начала XX веков, которую вы изучали в 10 классе. Этот этап развития характеризуется расцветом реализма, который вызвал появление новой эстетической системы и типа писателя. Художники поднимали актуальные проблемы тогдашней жизни, формировали у читателей самоидентичность, историческую память, дух протеста против национального и социального порабощения народа, безнравственности антигуманного мира.

Вы проследили полон художественных открытий литературный процесс этого периода, ознакомились с жизнью художников слова, которые свое творчество посвятили духовному возрождению народа. Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Борис Гринченко, Елена Пчилка, Михаил Старицкий, Иван Карпенко-Карый, Марко Кропивницкий, Иван Франко, Василий Стефаник, Марко Черемшина, Осип Маковей, Леся Украинка, Ольга Кобылянская, Михаил Коцюбинский. Владимир Винниченко, Спиридон Черкасенко, Степан Васильченко. Александр Олесь. Николай Вороной, Богдан Лепкий, Василий Пачевский. Петр Карманский совершили неоценимый вклад в историю украинской литературы, наполнив его философским взглядом на мир, поднеся идеалы свободы и духовного величия человека, продемонстрировав неисчерпаемые изобразительные и выразительные богатства украинского языка. их произведения воспевают героя, стремился освобождения из-под колониального гнета Австро-Венгерской и Российской империй. Ярко обрисованы украинский мир, бытие народа и характеры персонажей утверждали новое понимание гуманизма, сопряженное с духовным раскрепощением человека, с борьбой и действием, что отрицали антигуманные общественные отношения. Общечеловеческая и национальная проблематика произведений стала определяющей, обусловила образный мир, систему персонажей, жанровый репертуар литературы.

Обогатилась розповідна манера. Повествования строилось не по принципу хронологической последовательности изложения событий, а в форме пересечения времени и пространства, чередование настоящего и прошлого («Разве ревут волы, как ясли полные?» Панаса Мирного и Ивана Билыка, «Перекрестные тропы» Ивана Франко). Третьем - личный рассказчик-усезнавець многогранно моделирует мир и человека, проникает в его внутренний мир. С этой целью используются внутренние монологи персонажей, невласно-прямое вещание. Раскрытие сложной психики героя, его «диалектики души» было важным достижением украинской литературы этой эпохи. Художники использовали затейливую оптику видения событий, которые изображались то с точки зрения персонажей, то рассказчика, то автора, то коллектива. В картине мира переплетаются художественная условность и документальная точность времени, выдумка с вероятностью рассказанной истории. Все это обогащало творческую палитру произведений, образный мир.

Изучая произведения писателей, вы поняли, что художественный образ как явление искусства - особый способ изображения мира в конкретно-индивидуальной форме. Поэтому цель образа - передать общее через единичное, не подражая действительность, а воспроизводя ее. Образ имеет следующие признаки: предметность, содержательное обобщение и описательность, образы деталей, обстоятельств, среди которых живут герои. Различаем смысловые образы: индивидуальные, то есть создании воображением и талантом автора, моделирующих закономерности жизни в определенную эпоху и в определенной среде, и общечеловеческие, что выходят за пределы эпохи и приобретают гуманистического значения. Есть образы, характерные для определенной эпохи или нации, и образы-архетипы, несущие в себе постоянные признаки человеческого мышления или поведения. Только освоив язык образов, можно войти в мир произведения, который является неисчерпаемым в восприятии читателя.

Слово - основное средство создания художественного образа в литературе, с помощью которого изображается действительность в конкретных или условных формах, в частности картины человеческой жизни или его фрагменты. Выделяют определенные типы литературных образов: образ-персонаж (герой, тип, характер), образ-пейзаж (картины природы, которые выполняют различные функции, как: становятся фоном для действия или переживаний героя, его внутреннего мира, средством социальной характеристики (например, урбанистический пейзаж в романе «Борислав смеется» и повести «Boa constrictor» Франко), образ-интерьер (картины предметов, раскрывающие характер человека). Имеющиеся в писательском обиходе образ - эмоция, образ-символ, образалегорія. С точки зрения человеческого восприятия, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинетические (двигательные), вкусовые, обонятельные, термические образы.

 

 

Олекса Новакивский. Наука

 

Читая стихи Ивана Франко или Александра Олеся, вы осознали, что художественный образ несет в себе изобразительную и виражальну функции. Слова в художественном тексте - не знаки внешних объектов реального бытия, а художественно-условная форма этого бытия. Перед вами оживали образы-картины и образы-чувства, образы-переживания, которые имеют в себе большой поэтический потенциал, свою формулу мира, его эмоциональный облик. В то же время вы осознали, что художественный образ не является застывшим, статичным, незыблемым: он характеризуется текучестью, изменчивостью, богатством форм. В разные эпохи образ подчинялся видовым и жанровым требованиям, художественным процессам, которые развиваются и изменяются, оспаривая принятые схемы и утверждая новые модели мира и человека.

Прочитав произведения Ивана Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, Ивана Франко, Ольги Кобылянской и других писателей, вы убедились, что их художественные картины поражают правдивым видением деталей, умением авторов рисовать мир в своеобразной манере письма, глубоко проникать в психику, логику помыслов и поступков человека. Доминирует реалистический образ мира в повести «Кайдашева семья» Нечуя-Левицкого, романах «Разве ревут волы, как ясли полные?» Панаса Мирного и Ивана Билыка, повестях Бориса Гринченко, пьесах Ивана Карпенко-Карого и Ивана Франко. Обрисованные ими образы отражают не исключительные явления, как в романтизме, а типичные характеры, обусловленные социальными обстоятельствами. В натуралистических произведениях Стефана Ковалева («Дрогобычский Найда», «Андрей Кременяк»), Ивана Франко («Борислав смеется», «Boa constrictor») игнорируется смысловой аспект образа, преобладает изображение правдоподобного «куска жизни», его внешних проявлений, возводя образ до тождества с изображаемым объектом. Зато реалистичная модель художественного образа предполагает индивидуализацию и типизацию, художественные обобщения и строгий отбор явлений, фактов, черт характеров, проявлений человеческих переживаний. Однако принцип реалистического изображения жизни в форме самой жизни ограничивал диапазон изображения мира и человека новой эпохи, наступившей на рубеже XIX-XX веков.

Модернисты расширили эстетические горизонты художественного образа. В украинской литературе этой эпохи модернистский образ строится на поетизуванні одухотворенности мира, проникновение в подсознательные грани человеческого бытия. Такими являются неоромантические образы в произведениях Франко («Моисей»), Леси Украинки («Лесная песня»), Владимира Винниченко, Михаила Коцюбинского, для которых характерным были конфликт идеального и реального, интерес к сильной личности, поэтизация борцов за свободу.

Художественные образы, созданные Александром Олесем, Николаем Вороным, Петром Карманским, Василием Пачовським, Богданом Лепким, не совпадают с явлениями действительности. Они, как представители символизма, выстраивали образ на символах - устойчивых метафорах, намеках, навіюваннях, через которые познается скрытый смысл мира. Так, в поэзии «вижу Большой тихий сад» Богдан Лепкий достигает художественной выразительности не только благозвучием, четким ритмическим узором, окільцюванням каждой строфы, а благодаря внутреннему миража слов-образов, описывая таинственный путь героя, «с челом возвышенным до зрение», который добирается до замковых развалин, ища потерянную возлюбленную. Образы произведения перекликаются с античным мифом об Орфее. Его возлюбленная Эвридика умерла от укуса змеи. Он спустился в подземное царство и растрогал своей музыкой Плутона, бога Ада, вымаливая вернуть девушку. Однако Орфей не сможет увидеть ее до тех пор, пока не выйдет на свет. В тот момент, когда Орфей должен вот-вот получить свою Евридіку, он поворачивает голову и видит только тень, что исчезает в бледном свете вечера. Лепкий с помощью образов-символов по-своему интерпретирует известный мотив поиска любимого, в общем красоты, идеала. Античный миф проявляет себя в художественном мире художника аллюзиями, деталями, символами, помогая воссоздать духовный мир героя.

Характерными компонентами образов является их выразительные и изобразительные возможности: виражальний уровень - это идейно - эмоциональная наполненность образа, изобразительный - его чувственное бытие, превращает в эстетическую реальность субъективные состояния и оценки. Обогатили художественный образ украинские художники - импрессионисты, яркими представителями которых были Михаил Коцюбинский, Степан Васильченко, а впоследствии Андрей Головко, Николай Хвылевой, Григорий Косынка и другие. Свою поэтику автор «Intermezzo», «Цвета яблони» строил на образах-впечатлениях, изменяющихся сиюминутных настроениях, переживаниях. Его образы обозначены субъективностью, фрагментарными описаниями, лиризмом. Импрессионистический образ реализуется через настроением метафору («На камне», «Тени забытых предков»). Художник стремился передать первое зрительное впечатление о мире и человеке. Поэтому в его художественном мышлении важную роль играют свет, цвета, светотени, художественные детали, лаконичные описания, ассоциации. Во всем преобладают впечатления, субъективные ощущения и настроения. На этой поэтике конструируется текст, возникает импрессионистическая картина мира. А помогает ее создать художественный образ, обладая «магической» энергией воздействия на читателя.

Виражальна природа художественного образа обусловила поэтику експресіоністських произведений Василия Стефаника, который акцентировал внимание на изобразительном измерении явлений, в частности его сущности сквозь призму субъективного видения автора. Герои новеллиста эмоционально повествуют о крахе духовных ценностей, обесценивание человеческой жизни, зло, безжалостно преследует добро, бессилие человека перед недолей, таким образом апеллируя к читателю, стремясь побудить его к активной борьбе с несправедливостью. Изображены чувства героев (боль, страдания, страх, любовь, ненависть, уныние) приобретают исключительной экспрессии, открытости чувств. Новеллы «Новость», «Каменный крест», «Мария» напоминают драму, в которой, по словам критика Николая Евшана, «уста Стефаника открылись к Лаокоонового крика. Художественный образ в новеллиста предельно экспрессивный, применены контрастные краски, чувства, искусно соединены обычная жизнь человека с ее космическим измерением. Художник изображает внутренний мир героев через внешние действия и экспрессивное речи, плач и стоны, ведь повествование ведется так, как будто наратор подслушивает крестьянина в тот момент, когда он бессознательно для самого себя начинает говорить о боли и тайны души. Експресіоністський образ Стефаника наполнен чистыми источниками народного мировосприятия, мифологическими элементами, мотивами, картинами родной природы. За видимым миром кроется другой, глубинный, выражающий дух народа. Итак, експресіоністський образ представляет таинственный и эмоционально богатый мир.

Таким образом, в литературном процессе второй половины XIX - начала XX веков украинское писательство утвердило себя как национальное и общечеловеческое искусство слова, которое развивалось в унисон с европейскими вызовами времени. Его образная палитра обновлялась модерными чертами, обусловленными появлением новых литературных направлений. Обогатился типаж персонажей - рабочих, предпринимателей, интеллигенции, мещан, «новых людей», борцов за свободу отечества, революционеров, представителей разных национальностей. Особую актуальность приобрел вопрос духовного мира человека. Тогдашние писатели отразили процессы возрождения национального сознания личности, ее стремление работать для народа. Украинская литература эпохи была проникнута философским, духовным и жизнеутверждающим началом, мечтой о свободе и счастье простого человека.