Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 30. Остап Вишня (1889 - 1956)

 

Остап Вишня (Павел Михайлович Губенко) - украинский сатирик и гумориет, переводчик, журналист. Ввел в литературу жанр «улыбка».

«Мне новую жизнь улыбается. И я ему улыбаюсь! Оттого и улыбка!» (Остап Вишня).

Остап Вишня - автор улыбок, юморесок, фельетонов, политических памфлетов, литературно-художественных очерков, рецензий. При жизни писателя было издано более 100 сборников («Охотничьи улыбки», «Вишневые улыбки (сельские, зарубежные, кооперативные, театральные) и др.), некоторые из которых переиздавались.

Его называли «королем украинского тиража», потому что своими произведениями захватывал широкий круг читателей.

Особенности творческого стиля Остапа Вишни:

- герой большинства произведений - простой труженик-жизнелюб, мудрый и остроумный, беспощаден к воров и врагов;

- тематика произведений связана с злободневными проблемами времени:

- украинское село в вековечных нищете;

- судьба других народов (например, крымских татар);

- развитие украинской культуры (литература и театр);

- поезд необразованных людей к новому жизни;

- партийная идеология;

- проблемы развития национальной языка;

- возрождение национального достоинства украинского народа;

- природа как источник красоты и вдохновения и т.п.;

. - богатство оттенков в изображении образов;

- сочный народный юмор;

- остроумие;

- правдиво обрисованы характеры персонажей;

- один из основных средств характеристики персонажей - колоритные диалоги;

- применение приема сопоставления и сочетание в пределах одного произведения различных

лексических «слоев» и стилей - бытового и политического, литературного и делового, высокого и будничной;

- использование пейзажей;

- усиленное внимание к отдельным деталям, их обыгрывание.

Фельетон (от фр. «лист», «лист») - небольшой по объему жанр художественно - публицистической литературы злободневного содержания, который характеризуют сатиричність, динамизм изложения, непринужденная композиция, пародийность, применение позалітературних жанров и т.д.

Юмореска (от лат. «влага») - небольшой стихотворный, прозаический или драматический произведение с комическим сюжетом, что отличается от сатиры леткою, шутливой тональностью. В юмореске смех предстает в виде доброжелательной, эмоционально окрашенной критики в остроумной, парадоксальной, ироничной, гротескной, пародийной форме.

Улыбка - разновидность юморески, синтез юмористического рассказа, анекдота и фельетона, характеризуется лаконизмом, остроумием, обязательным присутствием автора, сочетанием бытовых зарисовок, жанровых сценок с частыми авторскими отступлениями.

«Моя автобиография»

Жанр: юмореска

Композиция соответствует форме деловой бумаги - автобиографии.

Во «вступительном» этюде-главе автор рассказывает о том, где и когда родился, о родителях и дедах. Второй и третий этюды посвящены этапам обучения, формирования мировоззрения будущего писателя.

Юмореска скомпонована из отдельных небольших разделов-«фресок». Автор «выхватывает» самые яркие эпизоды, события. Это не только жизнеописание, но и анализ пережитого автором. Острый на слово юморист предстает серьезным и вдумчивым.

Юмореска насыщенная разговорным лексикой, розповідними интонациями. Комизм ситуации базируется на контрасте. Произведение поражает человечностью, искренностью.

Максим Рыльский о юмореску Остапа Вишни «Моя автобиография»: «Здесь - весь Вишня: любовь к жизни, любовь к человека, ирония до того «счастливого» детства...»

Краткий пересказ улыбки

Писатель не имеет никакого сомнения, что он таки родился, хоть мать лет десять говорила сыну, что его «вытащили из колодца, когда поили корову Оришку». Это событие состоялось 1 ноября (по ст. ст.) в 1889 году, в городке Груни Зіньківеького уезда на Полтавщине. Но на самом деле он родился на хуторе Чечві, вблизи Груни, в имении помещиков фон Рот, где работал отец.

Условия для развития были неплохие, потому мама была рядом маленького сына, кормила его, а он ел, спал и рос себе помаленьку.

Один дедушка, сапожник, жил в Лебедине, второй, хлебороб, у Груни.

У родителей было аж семнадцать детей, «потому что они умели молиться милосердному». Однажды отец сказал о сына, что тот будет писать, и это предсказания со временем сбудется. Писателями так просто не стають. их всегда сопровождают какие-то необычные явления, события, а если этого в жизни не бывает, то не бывает и писателя..

Однако главную роль в становлении будущего писателя играет все же природа - картофель, конопля, сорняки. Именно она навевала на ребенка разные мнения, а ребенок сидел себе и думала, думала. Все это происходило на огороде, в картофеле, где парень сидел и ковырял ямку, подрывая картофель.

Мальчик рос нервным, впечатлительным сызмальства.

«Как покажет, было, отец поясок, или восьмерика - моментально под кровать и тіпаюсь».

С раннего детства хорошо запомнилась автору одно событие: «Упал я очень с коня. Летел верхом на поле, а собака из-за могилы как выскочит, а лошадь в сторону! А я шлеп! Здорово упал. Лежал, наверное, с час, пока очунявся... Недели три после того болел».

Тогда он понял, что, пожалуй, нужен для литературы, если в такой момент не убился. Вот так пролетели первые годы детства. Позже мальчика отдали в школу не простой, а «Министерства народного просвещенія». Учил старенький учитель Иван Максимович, белый, как бывают дома перед зелеными праздниками. Учил добросовестно, иногда применяя линейку, что ходила по школярских руках. Может, эта линейка производила литературный стиль. писателя.

«Она первая прошлась по моей руке, той самой, что вот пишет автобиографию. А писал ли бы я вообще, когда бы не было Ивана Максимовича, а у Ивана Максимовича и не было линейки, заставляла в книжку заглядывать?»

Именно тогда начала развиваться в автора «классовое сознание», и хотя по приказу отца он целовал даме ручку, и потом толочив ей цветочные клумбы, то есть вел себя, «как чистый лейборист». А когда женщина начинала кричать на парня, он прятался под веранду и шептал: «Пожди, експлуататоршо! Я тебе покажу...»

В школу пошел очень рано, не было и шести лет. Когда окончил школу, отец повез сына в Зеньков в городскую двухклассную школу. Эту школу закончил в 1903 году, со свидетельством, которое позволяло быть почтово-телеграфным чиновником очень какого-то высокого (четырнадцатого) разряда». Но работать было еще рано, потому что мальчику исполнилось всего тринадцать лет.

Вернулся домой, а отец сказал, что придется опять его учить, а в семье было уже двенадцать детей. Мать повезла сына в Киев в военно-фельдшерскую школу, ведь отец как бывший солдат, имел право в ту школу детей отдавать на «казенный счет».

Впервые попав в Киев, автор шел, разинув рот, потому что все ему было интересно. Окончил школу, стал фельдшером. А потом было неинтересная жизнь. Служил, учился. Впоследствии поступил в университет.

Наибольшее впечатление на автора произвела книга «Катехизис» Филарета. Ее надо было не просто читать, а знать наизусть. Очень любил книги с мягкими обложками: «их и рвать легче, и не так больно они бьются, как мать, бывало, увидит. Не любил «Русского паломника», его лет двадцать подряд читала мать. Большая очень книжка. Как замахнется, было, мать, так у меня аж душа в пятках. А остальные книг читалась ничего себе».

В 1919 году начал писать в газетах, подписываясь псевдонимом Павел Грунськйй. Первые материалы - фельетоны.

1921 года работал в газете «Известия» переводчиком. Перекладывая, понял, что надо это дело бросить и стать писателем:

«Вон сколько писателей разных есть, а я еще не писатель. Квалификации, - думаю себе, - у меня особой нет, бухгалтерии не знаю, что я, - думаю себе,- буду делать».

Сделался Остапом Вишней и начал писать...

«Охотничьи улыбки»

Особое место в творчестве Остапа Вишни занимает тема любви к родной природе, описания ее красоты. М. Рыльский: «Остап Вишня - настоящий охотник, и при том поэт охота».

Сборник вмещает найпоетичніші произведения Остапа Вишни, которые называют лирическими стихотворениями в прозе. Это оригинальный синтез народного анекдота и пейзажной лирики («Открытие охоты», «Заяц», «Сом», «Вальдшнеп», «Перепелка», «Дикий кабан, или вепрь», «Как варить и есть суп из дикой утки» и др.)

Особенности «Охотничьих улыбок»:

- сочетание острого сарказма и мягкого лиризма, поэтичности в постижении мира, нежности в отношении к природы;

- герои - благородные, умные, сообразительные люди, веселые рассказчики, знатоки множества охотничьих историй, попечители об охране природы. Они, кажется, не охотились по-настоящему: самым важным во время охоты для них было полюбоваться рассветными утрам, тихими вечерами над озерами;

- проблемы, поднятые, - человек и природа, человек и вечность бытия;

- воспитывают любовь к природной среды, учат заботиться о нем для будущих поколений.

Художественные компоненты «Охотничьих улыбок»:

- юмор;

- анекдот;

- пейзаж, выполняет важную композиционную или идейно-смысловую функцию;

- портрет;

- песня;

- авторский лирическое отступление;

- сравнение;

- эпитеты;

- персонификация;

- гипербола.

Главным персонажем «Охотничьих улыбок» есть охотник или рыбак, который с чувством юмора рассказывает интересные бывальщины. Как правило, в основе «невыдуманных» историй лежит такой любимый средство народного творчества, как художественное преувеличение.

Автор предстает в «Охотничьих улыбках» как поэт родной природы - великий гуманист, который обрисовал колоритных охотников и рыболовов, безгранично влюбленных в родные озера и леса, реки и рощи. В дневнике за 23 января 1952 года Остап Вишня писал; «ездили охотиться. Это не первый и не последний раз. Ничего! И как радостно, что я ничего не убил»

«Сом»

Жанр: улыбка

Идейное содержание произведения: 3 большим восхищением описывает Остап Вишня природу - реку Оскол, диких утят: «Пойма реки Оскол, где он в этом месте разбивается на несколько нешироких рукавов, заросшая густыми камышами, рогозой, ивняком и густой, зеленой сочной травой. Как войдешь, кепку не видно! Шумит пойма в мае и в июне...»

Писатель с юмором рассказывает невероятные истории о сомах, их привычках, о приключениях, которые случаются с рыбаками. И хоть в этих происшествиях много преувеличений, это не мешает читателю весело смеяться и удивляться богатству и красоте нашей родной природы.

Краткий пересказ улыбки

За славным городом Енськом на Харьковщине течет река Оскол, впадает в Северный Донець. ее пойма разбивается на несколько рукавов, заросших густыми камышами, ивняком, сочной травой. И везде уйма озеречок, покрытых густой зеленой ряской, кувшинками, лилиями. Плывут, бывало, на лодке девушки, уквітчавшись белыми лилиями, и тихо песню поют.

Волшебная река Оскол! А сколько там диких уток! Как сядете на лодку-долбленку и поплывете тихо єриком, то непременно увидите чирятку-маму с чиряточками, что, как мышата, шмыгают, болотных курочек, лисок, крякв, широконосок. Гуляют качатка, в теплой воде купаются...

Как раз против совхоза русло Оскола широченьке, вода чистая-чистая. Дед Панько рассказывал, что там такая глубина - и дна не достанешь. Но купаться там нельзя, закрутит, завертит и нет мужчины. Там живут огромные сомы. Как-то дед Панько сидел с господином на берегу. Плывет большой табун барских гусей. Вдруг один гусь как закричит. Захлопав крыльями и скрылся под водой, а на том месте что-то как ляпнет по воде, будто черной лопатой. Сом!

Решили дед с господином поймать того проклятого сома. Коваль сделал специального крюка, насадили туда, как приманку, поджаренный гуся, привязали налигачами к осокоря и забросили ночью в реку. Сидят, дремлют, слушают песню, что ее Христя о г распевает. Господин будто не слышит, налигача в руке держит. Вдруг как смиконе! И потянуло! Господин веревку держит, а дед - господина. Панько кричит, чтобы от пускал, ведь налыгач все равно к дереву привязан, а господин решил вести сома, чтобы устал. Долго водили, пока и вытащили рыбину - пудов на пять! Растворили - а там такое, что и поперелякувалися. Дело в том, что у господина пропал охотничий пес Джой. Где только господин его не разыскивал, письма писал - нет. А Джой любил в реке купаться. Вот сом и его глотнул, внутри него нашли хвоста и шерсть собаки. Дед Панько сказал господину, что его Джой нашелся. На вопрос господина, где же он, Панько ответил, что господин сам его съел с сомом. Было тогда всем от господина, но и господину было икоты и тошноты.

Когда деда спрашивали, он не обманывает, тот отвечал, что даже в книжке известного писателя Сабанеева описано, как в Уфимській губернии сом проглотил медведя. Сомы - они такие, и катера б проглотили, и шума боятся.

Сом - очень сильная рыба, мощная. Как-то один очень заядлый рыбак рассказал, что он удил на. Днепре. Вдруг мимо него против воды промчался лодку - и без мотора. Потом стал на месте, завертелся, а с него послышался отчаянный крик о помощи. Рыбак подплыл ближе, а там - испуганный старичок. Одной рукой в лодки вцепился, а вторая в воду свисает - запуталась в леске. Только рыбак хотел помочь, а сом как рванет - так и домчал две лодки где соседнего села. Когда устал, то рыбакам показалось зацепиться за куст и остановиться, Вытащили сома, а то величиной с лодку. Едва руку деду не перерезал.

Сом - рыба осідла, живет в какой-то колдобины. Лучше всего ловится летними ночами. Иногда в его животе можно найти и холодную закуску, например, копченую колбасу, шпроты и др.

Интересная рыба сом!