Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (конца XVIII - первых десятилетий XIX в. (1798-1840 гг.)

Иван Петрович Котляревский (1769-1838 гг.)

«Наталка Полтавка»


Пьеса «Наталка Полтавка» - это первое драматическое произведение новой украинской литературы, который, по меткому выражению выдающегося украинского драматурга Ивана Карпенко-Карого, является «праматерью украинского народного театра».

Иван Петрович Котляревский написал «Наталку Полтавку» в 1819 году, но почти два десятилетия пьеса не печаталась и распространялась среди народа в рукописном виде. Сегодня дошло несколько переписанных вариантов «Наталки Полтавки».

Впервые «Наталка Полтавка» была поставлена в 1819 году в Полтаве с участием выдающегося актера Михаила Щепкина, который тогда работал в труппе Штейна.

21 января 1821 года «недоросль» впервые была поставлена в Харьковском театре. Но перед спектаклем в Харькове возникли некоторые трудности: для постановки был необходим цензурное разрешение, поскольку разрешение князя Репнина распространялся только на Полтавскую губернию. Но труппа вышла из сложного положения. По совету Григория Квитки-Основьяненко трупа проанонсировала какую-то известную старинную пьесу, а накануне спектакля, сославшись на «болезнь» кого-то из артистов, попросила официального разрешения поставить «Наталку Полтавку», которую якобы пришлось готовить в спешке. Цель была достигнута -«Наталка Полтавка» отгремела в Харькове.

Однако впервые напечатана пьеса «Наталка Полтавка» была лишь в 1838 году. Профессор Харьковского и Петербургского университетов, академик Измаил Срезневский напечатал ее в «Украинском сборнике» , который он начал тогда издавать.

С большим успехом пьеса шла на сценах Петербурга, Москвы, Таллина, Вильнюса, Минска, Варшавы, в Средней Азии и на Кавказі. ее ставили российские труппы. В Варшаве по просьбе зрителей спектакль показывали дважды в день при переполненном зале, «Наталку Полтавку» было переведено на литовском языке, и она вошла в репертуар литовских театров. Однако наибольшей популярностью это произведение пользовался в Чехии, Словакии и Болгарии - как в переводах, так и в оригинале «Наталку» там ставили сотни раз.

«Наталка Полтавка» с успехом облетела весь мир, ее с теплотой приветствовали крупнейшие города Старого и Нового Света. Песни из пьесы даже прочно вошли в репертуар известного певца Поля Робсона, и в его исполнении звучали со сцен крупнейших театров мира.

Николай Лысенко написал музыку к опере «Наталка Полтавка»,

Сегодня «Наталка Полтавка» с успехом идет на сценах Италии, Германии, Англии, Соединенных Штатов и многих других стран. Все это свидетельствует о том, что это произведение является жемчужиной украинской литературы, который и сейчас восхищает зрителей.



Тема, сюжет, композиция произведения

«Наталка Полтавка» - это драма любви бедной украинской девушки-крестьянки, которая отстаивает свое право на счастье. Произведение имеет социальную направленность, ведь препятствием на пути к женитьбе Наташи с Петром становится имущественное неравенство.

Действие произведения происходит в полтавском селе. Завязка сюжета - это встреча Наташи с возним, который предлагает ей пожениться с ним. Наталья не хочет и думать о таком браке, потому что она ждет Петра, который пошел на заработки.

Конфликт пьесы достигает кульминации, когда Наташа категорически отказывается жениться возним, а Петр советует покориться матери и предлагает ей все заработанные деньги. Возный, которого умилил такой акт самопожертвования, отрекается от Наташи на пользу Петра.

Итак, тематикой «Наталки Полтавки» является показ социального неравенства, жизнь крестьян, бурлаков и чиновников, воспроизводства сельских обычаев. В общем мотив пьесы - разлука с любимым-бедняком и брак с богатым нелюбимым - был достаточно характерным для большинства тогдашних европейских мелодрам.

Композиционное построение «Наталки Полтавки» является чрезвычайно простым. Действие в пьесе развивается очень естественно, легко и динамично, по восходящей линии, без лишних сцен и картин, которые бы тормозили ее, задерживали развертывания сюжетной линии. Чувствуется органическое единство всех сцен в пьесе, их тесную взаимосвязь. Ни одно, даже самое незначительное сценку нельзя изъять, ибо без нее пьеса много бы потеряла: ведь каждое действие, каждая реплика несет определенную идейно-художественную нагрузку.

С композиционной точки зрения важную роль играют введены в пьесу песни: они помогают глубже и выразительнее раскрыть характеры действующих лиц, способствующих развертыванию основной сюжетной линии, развития конфликта.

Определенную композиционную роль играют и ремарки - авторские пояснения, замечания в тексте драматического произведения за ходом действия, время и обстановку на сцене, поведение действующих лиц, мимику, жесты, интонацию и т.д. В «Наталке Полтавке» они лаконичны, но достаточно выразительные.



Образы произведения

В пьесе всего шесть действующих лиц, и каждая занимает важное место в развертывании действия. Все они делятся на две совершенно противоположные группы: положительные (Наталья, Петр, Терпилиха и Николай) и негативные (возный Тетерваковский и выборный Макогоненко).



Образ Наташи

Образ Наташи - это образ простой и честной, трудолюбивой и умной украинской девушки. Словам выборного в первом действии автор приоткрывает завесу над прошлым Наташи. Когда она с родителями жила в Полтаве, а ее детство прошло в обществе «какого-сироты Петра», что его Терпилы приняли «за годованца». И вскоре их постигло горе: старый Терпило пропил деньги и прогайнував свое добро. Когда же он узнал, что Петр хочет жениться с Наташей, не дал своего благословения и даже выгнал Петра со двора. Вскоре старый Терпило умер, а сирота Наталья осталась с матерью-вдовой в большой бедности и была вынуждена переехать в село. Здесь они купили себе домик и стали скромно жить. Словам песни Наталка о себе говорит:

Не богатая я и простая, но честного рода,

Не стиджуся прясть, шить и носить воду.



Для Наташи - «бєзпомощної сироты», самым большим богатством является «доброе имя», что свидетельствует о ее скромность, самоуважение.

Одной из важных черт характера Наташи есть трудолюбие. И это понятно не только из ее слов, что она не стесняется будничной крестьянской работы - прясть, шить, носить воду, но и из того, что впервые перед зрителем Наталья выступает именно в работе - она не вышла гулять, а с коромыслом и ведрами, чтобы принести из реки воды. Работа для Наташи - органическая потребность, привычка, и она не обременительна для нее.

Трудолюбие Натальи, как и другие черты ее характера, еще глубже раскрывается словам выборного: «Золото - не девка! Наградил бог Терпилиху дочерью. Кроме того, что красивая, умная, проворная и ко всякому делу остроумная - какое у нее доброе сердце, как она уважает мать свою уважает всех старших себя, трудолюбивая, рукодельница, что и себя, и свою мать на свете держит». А впоследствии, в разговоре с матерью и Наташей, выборный дополняет эту характеристику: «Об уме и добром сердце Наташи ничего и говорить, все матери к примеру ставят ее своим дочерям».

Любовь Наташи к Петру чистое, глубокое и самоотверженное. По словам выборного, она Петра «без души любит, через его всем женихам отвечает ». А сватались к Наташе и дьяк, и волостной писарь, и підканцелярист, и «многая второй», и она всем отказывает, хотя и не одобряет этого. На мамины упреки Наталья отвечает: «Лучше поседею телкой, как пойду за таких женехів. Пусть они будут умные, богатые, письменниші от нашего возного, и когда сердце не лежит к их и когда они мне противны!» Наталья стремится жить по велению сердца: «Сердце не считает, раз кого полюбит, с тем и умирает».

Однако упреки и слезы старой, убитой недолей матери заставляют Наталью пойти на самопожертвование ради нее. «Добрый ребенок»;- так Терпилиха характеризует Наташу. И именно доброта сердца помогла ей найти выход из сложного положения, когда любовь к Петру в ее душе соединилось с уважением к родной матери - самого дорогого в мире человека. В ее сознании и в сердце происходит борьба этих чувств, и Наташа решает почтить мать и подать полотенца возному, а потом броситься в Ворсклу. Драма Натальиного сердца раскрывается в песне «Чего вода мутная»:

Меня же мать и не била - сами слезы льются;

От милого людей нет, от нелюбимого шлются.

Приди, милый, посмотри, какую муку терплю!

Ты хоть в сердце, но от тебя берут мою руку.

Спеши, милый, спаси меня от лютой напасти!

За нелюбимым когда буду, то должен пропасть.



Чувства человеческого достоинства, самоуважения, ум и почтительность, решительность и настойчивость в борьбе за свое счастье - черты характера, присущие Наталье. Образ Наташи в целом воспринимается через его действия, поступки, а также через язык: простую, однако лексически богатую, лирико-песенное.

Наталка Полтавка - первый в новой украинской литературе положительный, реалистично изображен образ женщины-крестьянки.

Рожденная гением Котляревского девушка из Полтавы стала типичным образом хорошей и чистосердечного украинской девушки, которая воплощает в себе самые идеальные для народа моральные черты: ум, доброту и искренность сердца, красоту и чувство собственного достоинства, почтительность и трудолюбие, честность, послушание и т.д. Образ Наташи стал классическим в украинской литературе.



Образ Петра

Петр - бродяга-сирота, гастарбайтер. Отвечая на вопрос Николая, он о себе «бурлака на свете; шатаюсь от села до села», «нет у меня ни родственников, ни знакомых. Которые будут знакомые или родственники у сироты? ». Он « в дальних сторонах трудился четыре года», чтобы заработать денег и потом «богатом Терпи ловле показаться годным его дочери».

Петр появляется во втором действии, однако из уст других героев зритель узнает о его судьбе. Петр - трудолюбивый, как и Наташа, честный, великодушный, имеет доброе сердце. Выборный говорит, что Петр - «парень. .. славный, хороший, добрый, проворний и трудолюбивый». Но он не имеет такой силы и решимости, энергии и настойчивости, как у Наташи, и это очень заметно в самые критические минуты, когда решался вопрос об их с Наташей дальнейшую судьбу. Когда Петр узнает, что Наташа подала полотенца за нелюбимого, а он опоздал лишь на один-единственный день, он повинуется судьбе и советует Наташе сделать то же самое: «Возный - господин, чиновный и богат, а я не имею ничего. Вам с матерью надо подпори и защити, а я через себя врагов вам прибавлю, а не помощ подам».

Наталка ради любви готова пойти против обычаев и воли собственной матери, но Петр советует ей покориться судьбе: «Наташа, покорись своей судьбе, послушай матери, полюби господина возного и забудь меня навеки!»

Однако Петр - натура цельная, а его обреченность и покорность судьбе есть скорее христианским смирением и склонностью к самопожертвованию. О религиозности этого персонажа свидетельствует и его речь, в которой часто употребляются такие выражения, как: «пусть меня бог накажет», «дай бог», «благодареніє богу» и т. д. Эта религиозность Петра накладывает отпечаток на его характер и поведение. Когда счастье вернулось к нему - мать благословила на брак с Наташей, Петр и здесь видит божью волю: «Бог нам помог перенести беды и напасти, он поможет нам верной любовію и порядочною жизнію быть к примеру для вторых и заслужит прозвище добрых полтавчан».

Образ Петра, как и образ Наталки, наделен лиризмом, что проявляется не только в песнях, которые поет Петр, но и в его языке, особенно, когда он признается Наташе в любви. В обрисовке этого образа являются очень выразительными черты сентиментализма.



Образ Николая

Достаточно интересным в пьесе является образ Николая. Как и Петр, Николай - сирота-бродяга, честный, трудолюбивый, всегда бодр и остроумен. В противовес Петру Николай - сорвиголова, он никогда не впадает в отчаяние имеет более твердую натуру. Он мечтает отправиться на Тамань к черноморцев, потому что любит казаков. К тому же он весельчак и певун. В пьесе Николай выполняет четыре хорошие патриотические песни. Песня «Гомін, Гомін, гомін, гомін по діброві» свидетельствует о любви Николая доисторического прошлого своего края, о его восхищение храбростью и отвагой наших предков. Те же самые патриотические мотивы звучат и во второй его песни - «Ворскло - река небольшая».

Николай успешно выступает в роли посредника между Петром и Натальей. Своим оптимизмом он пытается подбодрить Наташу, когда она подала полотенца возному, развеять ее тоску, наполнить надеждой на счастливое будущее с любимым: «Так, Наташа! Молись богу и надейся од его всего доброго. Бог так сделает, что вы оба незчуєтесь, как и счастье на вашей стороне будет».

Николаю присущи остроумие и яркий народный юмор, что проявляется в его речи и поведении. Каждое его высказывание полон отборного народного смеха, который присущ украинскому фольклору, в частности песням, пословицам, поговоркам, анекдотам и прочим народнопоетичним жанрам.

Образу Николая Котляревский ярко показал прекрасные душевные качества беднейших слоев народа - батраков.



Терпилиха

Мать Натальи, Аграфена Терпилиха, - бедная вдова, обездоленный женщина-крестьянка, которая на своем веку претерпела много горя. Честная, трудолюбивая, добрая и тихая, она воспитала Наташу человеком с чувством самоуважения и достоинства. Горькая судьба и лишения изменили ее понимание о человеческом счастье, которое она начала усматривать лишь в зажиточном жизни. Поэтому Терпилиха стремится сделать все возможное, чтобы хоть дочь не скиталась в нищете, как она.

Мать хочет, чтобы Наташа поскорее вышла замуж. Она готова видеть зятем кого - или дьяка, или волостного писаря, подканцеляриста Скоробрешенка, которые уже сватались к Наташе. Богатый зять для нее - единственный выход из нищеты, в которых они оказались. Терпилиха сама говорит Наташе: «мое Убожество, старость заставляют меня быстрее замуж тебя отдать». Поэтому сообщение выборного, что возный полюбил Наташу и хочет на ней жениться, встречает с радостью: «Я душой рада такому зятю».

Терпелиха любит Петра, но желает дочке счастья: «А лучше, если бы ты была мне покорна и меня послушала... Прошу тебя, выбрось Петра с головы - и ты будешь счастливой...». К тому же Петра не было четыре года, и она не была уверена, что он вообще вернется. Поэтому Терпилиха! предостерегает Наташу: «Не слишком доверяй своему сердцу: сей прорицатель часто обманывает».

Когда Петр вернулся, Терпилиха встречает его враждебно, ведь боится, чтобы Наташа не передумала выходить за состоятельного жениха, который к тому же является представителем власти. Полотенца уже поданы, а отказать в такой ситуации - значит пойти против вековых традиций, поломать «закон». Поэтому она поддерживает возного и говорит Петру, что он лишний: «И известно - линіній, когда не во время пришел дома холодить». А когда возный после Натальиной отказа еще угрожать тюрьмой начал - Терпилиха сразу во всех бедах обвиняет Петра, этого «сорванца», «проходимца» и «голодранца».

Но Терпилиха любит Петра, и уже в начале его монолога ее сердце відтаяло, и она спохватилась: «Добрый Петр! Сердце мое против воли за его вступается!» И хоть сказала она «набок», однако перелом в ее сердце произошел. Этот излом и стал решающим для счастливой развязки - благословение Наташи с Петром на брак.



Возный

Возный - сатирический образ судебного чиновника, который автор раскрывает, разоблачая уродливые общественные явления - взяточничество, вымогательство, мошенничество, издевательство над простыми людьми. Он характеризует возного устами Николая как «юриста задорного и мздоимца такого, что и с родного отца слупит». Этот образ есть несколько шаржованим, но вполне реалистичным.

Речь возного является смесью канцеляризмів, старослов'янізмів, юридических терминов, казенно-судебной лексики и т.д. Это добавляет комического эффекта, ведь простые мысли он выражает не понятными для простых людей словами. Характерным в этом плане является его признание в любви к Наташе: «я Видел многих - и ліпообразних, и богатых, но сердце мое не имиеть - это-то как его - к ним поползновенія. Ты одна заложили ему иск на вічнії годы, и душа моя ежечасно волаєть тебя и последо нищпорной даже часа ». Наталья откровенно признается, что такого «ученого» канцелярского языка она не понимает, и возный вдруг заговорил простым, ясным и доходчивым языком: «Так знай же, что я тебя Давно уже - это-то как его - полюбил, как только вы перешли жить в наше село». Но потом, будто опомнившись, снова возвращается к своим канцеляризмів: «Моих дел околичності, возникающії с неудобних обстоятельств, удерживали соділати признаніє перед тобой».

Через язык возный хочет показать свою образованность, грамотность, а, следовательно, свое превосходство над простым народом. И тут смех с юмористического становится сатирическим, когда автор глубже раскрывает характер Тетерваковского. Наедине с выборным возный из влюбленного «жениха» превращается в чиновника, мошенника и взяточника, который оправдывает мошенничество и ложь, используя песню Григория Сковороды «Всякому городу нрав и права». В устах возного переделанная песня звучит так, что ее идейный смысл совершенно искажен.

Но все же образ возного неоднозначный. С одной стороны, это вор, вымогатель и бюрократ, а с другой-человек, способный на искренние чувства и великодушные поступки. Красноречивым в этом плане является сцена, в которой возный «перерождается» и отступается от Наташи. Он высказывает сентенцию, что «великодушной уступок те и другие страсти в нас переиливаєть». И себя он считает способным на добрые дела: «Я - возный и признаюсь, что от рождения моего расположен к добрым делам, но, по недосужностію по должности и за другими хлопотами, доселі ни одного не зділал. Уступок Петра, толіко усердний и без примісу ухищренія, подвигаєть меня на нижеслідующеє...», «Я одказуюсь от Наташи и уступаю ее Петру во вічноє и потомственное владініє с тем, чтобы сделал ее благополучной»



Выборный Макогоненко

Так же колоритно, сатирическими чертами обрисован в пьесе и выборный Макогоненко - представитель сельской власти. «Хитрый, как лиса, и на все стороны мотается, где не посей, там и уродится...» - говорит о нем остроумный Николай. Да и возный характеризует Макогоненко как человека, который умеет «увернутись: хитро, мудро, недорогим средством». А значит, самая выразительная черта выборного - крючкотворство.

Выборный хорошо разбирается в людях. Об этом свидетельствует и его глубокая, проникновенная и полная характеристика Наталки («Золото - не девка!»), и подробные сведения о Наталчину мать, которые он рассказывает возному, и собственные мнения о Петре. Он метко и кратко характеризует Наташиных «женихов», которые вскользь упоминаются в пьесе: о дьяка, который, по словам возного, «знаменитый своим басом», выборный говорит, что он «пьет водки много и уже приходит с голоса»; о волостного писаря и подканцеляриста Скоробрешенка выборный говорит, что это «пижоны и оба голые... как хлистики».

Чтобы уговорить Наташу выйти за возного, Макогоненко очень хитро ведет переговоры, запугивая ее горькой судьбой «вечной девушки» и прославляя возного как хорошего жениха. Такая неискренность и корыстолюбие, с одной стороны, вызывают антипатию у зрителя, однако выборный - неоднозначный персонаж. Он проявляет симпатию к простых бедных людей и презирает чиновников-взяточников, которых называет «пиявками», отказывается лгать на пользу возного, ибо ложь - «грех». К тому же в быту выборный - общительный человек, веселая и шутливая. А значит, в образе выборного Макогоненко больше положительных черт, чем отрицательных.

В языке выборного есть много поговорок, пословиц, остроумных выражений, например: «Лучше живой хорунжий, как мертвый сотник»; «Уже куда не кинь, то клин»; «Удар лихом об землю» и другие оборванные предложения, недомолвки является также проявлением остроумия этого персонажа.



Народность произведения

В драматургических произведениях. П. Котляревский развил черты народности и реализма, которые являются характерными для «Энеиды». Он высмеивает и отрицает все то уродливое, что было порождено общественными порядками.

Пьеса «Наталка Полтавка» имеет народный характер. Главные герои пьесы является виходцями из народа, и автор высоко возносит их добродетели: ум, трудолюбие, чувство достоинства и чистоту чувств.

Особую роль в пьесе играют песни, перенесенные из фольклора и написаны самим Котляревским, которые стали еще одним средством выражения народности произведения. В сюжетную ткань «Наталки Полтавки» автор ввел 19 песенных номеров - арий, дуэтов, трио и финальный хор, и сделал это так искусно, что они стали неотъемлемой частью сюжета и средством создания образов.

В пьесе каждая песня несет важное идейно-композиционное нагрузки: углубляет характеристику образов, является определенным комментарием или проявляет настроение персонажей. Песни помогли Котляревскому сделать пьесу высокохудожественным, национально-самобытной, народной и реалистичной.

И. Срезневский, первый издатель «Наталки Полтавки», дал такую оценку произведения в предисловии к изданию «Украинский сборник» (вып. 1, 1838 г.): «Я начал «Украинский сборник» «Наталкой Полтавкой» И. П. Котляревского и, кажется, не мог выбрать лучшего начала: а) «Наталка Полтавка» была не только одним из первых книжно-народных произведений Украины, но и первым сборником памятников украинской народности, образцом для всех последующих; б) «Наталка Полтавка» имела сильное влияние на изучение украинской народности, можно сказать, пробудила его, и до этого времени остается лучшим указателем почти всех важных особенностей, с которыми следует изучать украинскую народность».



Значение произведения

Пьеса И. П. Котляревского «Наталка Полтавка» положила начало новой украинской драматургии и сделала свой ощутимый вклад в развитие театра России, Белоруссии, Молдовы. Эта первая социально-бытовая драма стала основой позднейшим драматическим произведениям Г. Квитки-Основьяненко, Т. Шевченко, Я. Кухаренко и др. От нее же пошли и основы оперного искусства.

«Наталка Полтавка» получила высокую оценку выдающихся отечественных и зарубежных режиссеров, драматургов, композиторов, художников. Великий венгерский композитор Ференц Лист сделал для песни «Веют ветры» новую инструментовку. Выдающийся чешский ученый и поэт Вацлав Ганка отметил народность пьесы и цельность характеров. Высокую оценку получила «Наталка Полтавка» и у выдающихся режиссеров Константина Станиславского и Леся Курбаса. « Лучшей отделкой украинской сцены» назвал пьесу итальянский ученый Анджело де Губернатіс, автор 23-томной истории мировой литературы.

В «Наталке Полтавке» сыграли такие корифеи украинской сцены, как М. Садовский, И. Карпенко-Карый, П. Саксаганский, М. Кропивницкий, М. Старицкий, М. Заньковецкая, Л. Линицкая, Г. Борисоглебская, Г. Садовская и другие выдающиеся актеры.