7 июля православные христиане празднуют Рождество святого пророка Предтечи и Крестителя Божьего Ивана. По церковному преданию, родители Иоанна Крестителя - Елисавета и священник Захария из города Хеврон. Они до старости не имели детей, но однажды во время богослужения Захарии явился архангел Гавриил. Он стал у кадильного жертвенника и предсказал рождение Захарии сына, и сын тот станет провозвестником Спасителя.
Захария сначала не поверил архангелу, и тот его наказал за неверие немотой. Это наказание одновременно и знамением, что Гавриил говорит правду. Когда долгожданный ребенок наконец родился, Захария на бумаге написал, что ее будут звать Иваном. И немота сразу спала.
Одновременно с Єлисаветою сносях была и Мария, будущая мать Иисуса Христа. Когда родился Сын Божий, Ирод приказал убить всех младенцев. Узнав об этом, Елисавета убежала вместе с сыном и скрылась в пещере посреди пустыни. Захария в это время был в Иерусалиме. Ирод послал к нему воинов, чтобы они узнали от него, где скрывается Елисавета с младенцем. Поскольку священник в коем случае не хотел выдавать жену, он был убит прямо в храме. Елизавета жила в пустыне до самой смерти. А Иван Предтеча находился под охраной ангела, а когда немного повзрослел, пришел на проповедь о покаянии. Позже он выполнил очень важную миссию - крестил Иисуса Христа.
Народ имеет свои представления об этом празднике. В этот день Иоанн Креститель освятил воду и прогнал злые силы. Народ дал этому празднику свои, так сказать, неофициальные названия: Иван-травник, Иван-колдун и др. Вообще это очень древний языческий праздник, который был в определенной степени переосмыслено после введения христианства на Руси.
По народным обычаям, в этот день молодежь с песнями и шутками направляется к реке, раскладывает костры и танцует вокруг них. Много тайн обещает раскрыть ночь на Ивана Купала. Вот какие «правила» предусматривает это праздник.
От этого дня можно уже купаться в реках и озерах, вода уже достаточно прогрелась. Этот праздник - один из самых любимых праздников молодежи. По народным представлениям, в этот день солнце имеет особую животворную силу, а после восхода солнца вода приобретает чудодейственных свойств, поскольку оно в этой воде искупалось. Поэтому считается, что чрезвычайно полезно искупаться ночью перед Купалой или рано утром в реке или даже в росе - это прибавляет здоровья и красоты. Эта вода, по мнению знахарей, еще и лечит от уроков, смывает боль, неудачи, недоразумения - весь негатив, который накопился в человеческой душе.
Праздник приходится на самую короткую ночь в течение года - с 6 на 7 июля. Спать в эту ночь ни в коем случае нельзя, потому что происходит сборище-шабаш ведьм, чертей, русалок и прочей нечистой силы. Чтобы уберечься от вредных проделок нечисти, следует по дому разложить полынь и веточки осины, которые наделяются магическими свойствами. Кстати, по народным поверьям, любое растение этой ночи приобретает волшебных качеств, именно поэтому знахари собирали в этот период целебные травы - «святоянське зелье». Сербы убеждены, что купальские венки защищают дом и всех, кто в ней живет, от злых сил. Именно поэтому они вешают эти венки где-то в доме или в хозяйственных постройках. Болгары уверены, что венки, сплетенные на Ивана Купала, помогают от болезней, поэтому эти венки старались сохранять на всякий случай, чтобы в случае необходимости обкурить им больного человека.
Этой волшебной ночью ровно в полночь распускается огненный цветок папоротника. Считается, что тот, кто этот цветок увидит, найдет старинный клад, а тот, кто ее сорвет, начнет понимать язык животных и птиц. Старые люди говорят, что сорвать этот цветок почти невозможно - такое непродолжительное ее жизни, но если уж это удастся, то следует подбросить ее в воздух - она упадет прямо на то место, где закопан клад. Возможно, эта легенда возникла потому, что никто никогда не видел цветок папоротника, а это обусловило наделение растения загадочными свойствами. Но папоротник - споровая растение.
Вот какой «механизм» получения цветка папоротника. Заранее, до дня Ивана Купала, нужно отыскать в лесу папоротник. В ночь накануне праздника следует прийти на это место со скатертью и свяченым ножом. Скатерть должна быть та, на которой хозяйка святила куличи на Пасху. Ножом надо нарисовать на земле круг вокруг растения, сесть в этом кругу, побрызгать папоротник святой водой. Теперь - самое время для молитвы.
Человек, решившийся на такое приключение, должна иметь крепкие нервы, поскольку нечистая сила обязательно попытается помешать добыть волшебный цветок: будет бросать ветки и камни, шуршать листьями, брызгать водой. Старые люди считают, что нечисть бессильна в пределах круга, очерченного свяченым ножом, поэтому ее можно не бояться, но и за пределы круга не стоит выходить. Если нечистой силе удастся привлечь внимание человека, а тем более выманить за пределы свяченого круга, то она может наслать такую ману, что человек несколько недель лесом бродить и не ощущать течения времени. Если же человек будет внимательна, то, когда цветок распустится, то упадет прямо на підстелену скатерть. В этот момент важно не растеряться и спрятать скатерть вместе с цветком в пазуху или в карман.
Кстати, англичане в этот день тоже озабочены поиском папоротника, но они ищут не цветок, а семена, которые, по древним верованиям, дарит человеку свойство становиться невидимой. Символом праздника является мать-и-мачеха. По легенде, когда-то очень давно обвенчались брат и сестра, не зная, что они родственники. Это большой грех, и поэтому они с горя превратились в растение. Это растение соединила в себе два начала: желтое - это сила солнца, Иван Купало, а синее - это вода, богиня Мара.
Кстати, именно Купало и Марена являются главными атрибутами этого дня. В некоторых регионах Украины раньше девушки изготавливали «Купала» из ивовой ветви, украшали эту ветку цветами и лентами, а потом водили вокруг нее хороводы, пели купальские песни:
Взойди, солнце, на Купала,
Стони, земля, на Ивана!
Важно заметить, что в таком действе принимали участие только незамужние девушки, а парни и девушки имели право только наблюдать за ходом событий. А уж когда девушки устанут играть со своим «Купалой», ребята могут «осуществить нападение» на эту ивовую ветку, испортить украшения и бросить «Купала» в реку. После этих развлечений можно раскладывать вечерние костры.
На роль Марены «избиралось» одетое в женскую рубашку чучело из соломы. Такую «Марену» обычно ставили рядом с самодельным «Купалой». Вволю натанцевавшись вокруг «Купала» и «Марены», молодежь торжественно их сжигала:
Ходили дівчаточки вокруг Мареночки,
Зеленые дубочки - то парубочки,
Калина красная - то девушка.
Иногда девушкам приходилось делать несколько «Марен». Происходило это в том случае, если ребята в шутку отнимали «Марену» и начинали возле нее прыгать и петь. Тогда девушки брались за изготовление другой «Марены», но они совсем не обижались на ребят, поскольку считалось, что каждая следующая «Марена» лучше предыдущей.
Обложив для лучшего горения «Купала» и «Марену» сухой травой или соломой, затем прыгали, иногда сопровождая прыжки песнями:
Ой, на горе, на горе
Горели купальские огни.
А то не огни горят,
То же девушки ходят.
Вообще-то, топливо для праздничного костра ребята собирают по всему селу. Просить не годится, поэтому односельчане образуют так называемую «перейму»: выносят и складывают на улице старые соломяники, бочки, рваные корзины, щепки и поленья. Ребята все это упаковывали в большой куль - козуб и несли к купальницы, где под девичьи песни раскладывали огромный костер.
Вот один из вариантов разжигание праздничного костра: настоящим искусством считается, если удастся разложить огонь вокруг молодого украшенного цветами дерева так, чтобы дерево не было повреждено огнем. Следует заметить, что молодежь всегда пытается раскладывать праздничные костры подальше от домов и хозяйственных построек, чтобы случайно не наделать беды. Лучше всего выбрать место на холме над рекой, а если действо происходит на опушке леса, то следует отойти подальше от деревьев, на середину поляны. А из «Грез» вместо сжигания иногда «расправлялись» проще: после песен и игр торжественно топили в реке:
МареноЧка утонула,
Наверх кісочки вынырнула.
Молодежь может по желанию присоединиться к «Марены» - тоже искупаться, но старые люди считают, что по «Марену» во время утопления приходит нечисть, поэтому не стоит рисковать, находясь вместе с ней в воде.
Традиция делать соломенное чучело - что-то вроде наших «Купала» и «Марены» - была или и сохраняется до наших дней и у других народов. В частности, соломенную человека топят или разрывают на куски чехи, бросают в колодец немцы. Англичане и даже индийцы украшают деревце цветами и цветной тканью, далее следуют игры и танцы (в основном молодежи) вокруг этого деревца.
В некоторых местностях Украины на роль «Купала» выбирали ребенка. Наверное, гораздо приятнее украшать цветами дитя, чем ивовую ветку. Спустя вокруг ребенка водят хороводы:
Ой, Купалонько купался,
И на берегу сушилась...
Понятное дело, после всех игрищ ребенка не пытались утопить подобно соломенной «Марены» или сжечь на образец ивового «Купала».
Дети в некоторых местностях нашей страны тоже производят собственного «Купала», чаще всего из крапивы. Следуя «традиции взрослые», дети поют возле своего «Купала», затем перепрыгивают через него. При этом следует быть очень осторожным: если, перепрыгивая, задеть ногами крапиву, то она будет печь не хуже огня. Через огонь дети не прыгают - только через импровизированные чучела из травы, которые после того, как дети набавляться вволю, традиция велит бросить в воду.
В этот день были в ходу шуточные песенки молодежи: девушки таким образом пытались привлечь внимание парней, а парни использовали подвернувшуюся возможность подкатить к девушкам:
С Ивана Купала
Друзка в борщ упала.
Ребята вытаскивали -
Зубы поломали.
Много чего странного происходит этой ночью, в частности деревья могут разговаривать друг с другом и даже ходить. А кто найдет так называемую Иванову голову - двойной ржаной колос на одном стебле, тот получает возможность найти клад.
Опытные ведьмы знают, что веточки и листья с «Марены», если уметь их правильно применить, помогают от разных болезней, поэтому они приходят ночью на то место, где днем молодежь водила хороводы вокруг чучел.
Огонь наделялся магическими очищающими свойствами с давних времен. Этой ночью раскладывают костры, танцуют вокруг них и поют, прыгают через них. Чем выше подпрыгнешь над очагом, тем будешь счастливее в любви и здоровее, тем выше вырастет пшеница. Огонь очищает, придает сил и вдохновения. Влюбленные пары прыгают обычно вместе, взявшись за руки. По поверью, если они смогут вместе перепрыгнуть через огонь, и при этом их руки не разъединятся, то они поженятся.
Традиция зажигать купальские огни присуща всей Европе (белорусы, чехи, сербы и др.), кое-где еще в старину была большая честь: очаг зажигали самые уважаемые люди города или села. Но лучше всего сохранились купальские традиции именно в славянских народов, и среди них - украинцы.
Переплетение традиций почитания воды и огня: вечером этого дня девушки на выданье пускают по реке собственноручно сплетенные из двенадцати трав венки со свечами:
Плыви, плыви, венчике из барвіночку,
За миленьким в эту ночку...
Это гадание: кто из парней вытянет венок из воды - тот суженый. Если венок не доставался никому, а просто прибивався водой до берега, значит, рано еще этой девушке о замужестве думать. Но ребята тоже хитрые: они прекрасно знают, что этой ночью девушки будут гадать на суженого, а потому часто подстерегают каждый свой венок, чтобы собственноручно «возвестить судьбу» любимой. Наиболее рьяные влюбленные парни даже готовили заранее лодки, чтобы в случае необходимости нужный венок догонять. А уже на следующий день самое приятное - это похвастаться перед любимой добытым венком.