Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Александр Олесь (1878 - 1944)

 

Живи, Украина, живи для красоты,

Для силы, для правды, для воли!..

Шумы, Украина, как родные леса,

Как ветер в широком поле.

(Александр Олесь)

Александр Олесь - талантливый поэт, драматург, яркий представитель символизма в литературе, который обогатил ее задушевностью, нежными чувствами и богатой внутренней силой, выразив украинскую философию бытия, глубокий гуманизм. Он європеїзував украинскую лирику, стал одной из центральных фигур украинской поэзии начала XX века, олицетворяя новый тип поэта, интеллигента, аристократа духа, защитника национальных интересов Украины.

 

«И зазвенели в сердце звуки» (Александр Олесь)

 

Александр Олесь - творческий псевдоним Александра Ивановича Кандыбы, который родился 5 декабря 1878 года в городке Белополье (древнее название - Лед) современной Сумской области в зажиточной семье. Отец его был руководителем рыбных промыслов в Астрахани, где и погиб, оставив жену Александру с тремя детьми. Рос будущий писатель среди великолепной Слобожанской природы украинской степи, в атмосфере уважения народных обычаев и обрядов. По словам Максима Рыльского, парень с детства был овеян чистым дыханием народной песни, что благотворно повлияла на формирование его эстетических вкусов. В четыре года мать научила Сына читать, а в одиннадцать он знал наизусть «Кобзарь» Тараса Шевченко. Каждое лето парень отдыхал в имении своего деда в селе Верхосулля Лебединского уезда, который арендовал его у Башкирцевих, в чьей семье родилась знаменитая художница Мария Башкирцева.

В Белополье Александр окончил начальную школу и двухклассное училище, а с 1893 года учился в Дергачевском землеробній школе, вместе с Константином Треньовим, впоследствии известным русским драматургом. Здесь юноша и начал писать стихи. После смерти деда Грищенко материальное положение семьи ухудшилось. Из-за нехватки средств Олесь оставил учебу в Киевском политехническом институте, работал практикантом в имении Харитоненко на Херсонщине. С 1903 года Кандыба учился в Харьковском ветеринарном институте. Здесь познакомился с семьей известного банкира Алчевского, в частности писательницей Кристиной Алчевской, которая распознала поэтический талант Олеся, назвав его «украинским Гейне». Молодого поэта поддержал известный историк Александра Ефименко, которая нашла мецената для издания первого сборника стихов Олеся.

Положительное влияние на формирование национального самосознания поэта имело открытие в 1903 году памятника Ивану Котляревскому в Полтаве, где Олесь познакомился с многими украинскими писателями: Лесей Украинкой, Михаилом Коцюбинским, Борисом Гринченко, Василием Стефаником, Иваном Липой, которые приветствовали его как молодого художника. Полтавское празднования 165-летия со дня смерти Котляревского показало размах украинской национально-освободительной идеи. Это событие стало решающим в судьбе Александра Олеся, который осознал свое призвание как поэта - творить самодостаточное искусство суток, обновляя антигуманный мир. Он присоединился к национально-освободительной борьбы народа за независимую Украину. 1905 года Александр Олесь написал революционные песни, перевел на украинском языке известны в Европе «Марсельезу», «Варшав'янку».

На формирование эстетических вкусов Александра Ивановича оказала влияние западноевропейская поэзия, в частности символистов Стефана Малларме, Поля Верлена. Украинскому поэту импонировали лозунги из стихотворения Верлена «Поэтическое искусство»: «Прежде всего - музыка в слове! / Бери из размеров такой, / Что течет, мутноватая и легкий, / А не тяготеет, словно закови... / Такт музыки все время и вновь! / Чтобы стих твой всегда был крылатый. / Чтобы душу порывал - искать Новую лазурь, новую любовь» (перевод Григория Кочура). Этот акцент на мелодичности поэзии сыграл важную роль в художественных поисках Олеся - символиста. Однако его поэзия не была аполитичной, как у Верлена. С французским поэтом его сочетали настроения грусти и печали, меланхолия и искренность. Происходило самоопределение художника, свое призвание видел в том, чтобы обрисовать чувствительную душу человека, красоту его помыслов, утверждая гуманистические идеалы. В этом оказалась гражданская позиция Олеся, что поэтизировал героическое, человеческое, нежное. Он откликался на злободневные вопросы времени, жил национальной идеей, верой в возрождение Украины.

Творческий путь Александра Олеся, длившийся более сорока лет, можно разделить на два периода, полны вдохновения и эстетических открытий.

Первый период творчества (1905 - 1921) полон важными достижениями поэта: появились сборники «С печалью радость обнялась» (1907), «Поэзии. Книга II» (1909), «Стихотворения. Книга III» (1911), которыми Олесь утвердился как художник-символист. Важными были события революций 1905 и 1917 годов, ознаменованы ярким проявлением украинского национального возрождения и образованием Украинской Народной Республики, воспетый Олесем в стихах «Воля!? Воля!?», «Утро, утро! Время рассвета», «Живи, Україно» и другие. Критик Владимир Коряк писал: «Влияние поэзии Олеся во времена революции был огромный. Это. собственно, он организовал сознание той интеллигенции, что потом активно боролась в армии у HP против большевиков».

Второй период творчества занимает 1921-1944 годы, Олесь прожил в эмиграции, мучительно раздумывая над потерей Украиной государственности, однако плодотворно работая. Это свидетельствуют поэтические сборники «Перезва» (1921), «Прошлое Украины в песнях. Княжеские времена», «Поэзии. Книга X» (1930), «Кому скажу печаль мою» (1931), «Цветет розами» (1939), проникнуты історіософським осмыслением судьбы Украины, личной тоской по родной земле, патриотическим пафосом: « Только в снах ее дыхание почувствуем, / Ее мучения, надежды, сожаления. / Только в снах уютных услышим / Родной голос святой земли».

В поэзии Олесь реализовал себя как модернист. В быту исповедовал богемность, исключительность художника, особый образ жизни. Как и тогдашние молодые поэты Европы, Александр Иванович много времени проводил в кафе, где обсуждались художественные новости, устраивались литературные чтения. Находясь в Киеве, поэт любил посещать места, где в сиянии света двигались люди, звучали музыка, смех, аплодисменты. Такая атмосфера вдохновляла его на сочинение стихов и зачитывание их друзьям. Вот какой портрет Олеся нарисовал Юрий Тищенко: «я Встретил его в прихожей клуба. Это был молодой, красивый мужчина. На высокий лоб свисали буйные темные кудри. Каким-то теплом веяло из его серых глаз. Маленькие светлые усики и бородка творили рамке вокруг губ, на которых при разговоре появлялась ласковая улыбка. Фигура коренастая, пропорциональная. В целом он производил впечатление человека состоятельного. Может потому, что на нем были меховая шуба и шапка».

Дебютировал поэт 1905 года в одесском альманахе «Костер» диптихом «Из песен молодости». Александр Белецкий высоко оценил его стихи «Песни крестьян», «Еще в нас огонь не погас в груди», назвав их автора «интеллигентским Тіртеєм1

1 Тирта - древнегреческий поэт, живший в Спарте, во время войны призывал своими стихами спартанцев до героизма, мужества 1905 года». Важным событием в жизни Александра Ивановича было бракосочетание с Верой Свадковською, родом из Звягеля на Волыни. Она ему приснилась. Так же ей приснился будущий муж. Учась в Петербурге, она дружила с поетовою сестрой Марией Кандыбой, которая впоследствии познакомила брата с Верой. в 1906 году, находясь в Крыму, поэт приводил в порядок свою первую сборку «С печалью радость обнялась». Жена называла его ласково Олесем. Так возник его псевдоним - Александр Олесь: «То имя, что дала мне Ты / В дни, осяєні Тобой, / Во сне и свободное, и крылатое / Лета и вьется надо мной. Его приму я в свою душу. / Солью со своей кровью...» Большое впечатление произвела рукописный сборник стихов молодого художника на известного российского писателя Владимира Короленко, который жил тогда в Полтаве и посоветовал ему ехать в Петербург, дав рекомендательное письмо на издание сборника. Историк Александра Єфимекко попросила Олеся прочитать свои стихи общественному деятелю Петру Стебницком и писателю Александру Лотоцкий, который впоследствии вспоминал: «С первых строк почувствовалось, что это - поэт милостью Божьей. Трудно пересказать то, что мы переживали, слушая таких поэтических перлов после долгой засухи на ниве украинской поэзии». С их помощью сборник «С печалью радость обнялась» Александра Олеся вышла в Петербурге. Как только книга увидела свет, поэт, остерегаясь ее запрета российской цензурой, быстро вывез тираж сборника в Украину.

Оліесева поэзия имела резонанс среди читателей. Ее благосклонно оценили критики, восторженно читала молодежь. Александр Иванович сказал жене: «Или ты думала, что наша книга будет иметь такой успех, а имя, данное Тобой, сделается символом любви?» Иван Франко заметил в первой книге оригинальность творческой манеры письма Александра Олеся, назвал его «молодой силой», изящным «мастером стихотворной формы и легких, грациозных песен». С Франком Олесь познакомился 1913 года в гуцульской Криворивне, куда каждое лето приезжали украинские художники на отдых. Продолжалась работа над сборниками стихов и поэтических переводов Олеся. Еще юношей он читал в оригинале произведения немецких, французских, английских художников, любимые стихи переводил на украинский. В «Автобиографии» поэт писал, что «сначала много работал над индийской, польском, болгарском языке». Он самостоятельно изучил сербский, чешский, болгарский языки, перевел поэму американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайявату», сказки Вильгельма Гауса.

Живя в Киеве, полон энтузиазма и энергии поэт организовал издание современного журнала «Украинская хата», был соредактором «Литературно-научного вестника», который издавал в Киеве Михаил Грушевский, сотрудничал с украинской газетой «Совет». Увидели свет его сборники «Поэзии. Книга II», «Поэзии. Книга III», «Поэзии IV», что отдавались событиями поражения революции 1905 -1907 годов. «Будь моим мечом!» - так обращался Олесь до своего поэтического слова, переживая крушение надежд на получение государственной независимости. «Кровавая революция с тысячами невинных жертв, кровавая реакция моей души... Моя душа очень уязвима, во всей остроте воспринимавший впечатления», - писал поэт в письме к жене 1906 года. Надежды на освобождение Украины автор изображает в аллегорическом образе астр, что ожидали «розового утра», «вечной весны», «солнечных дней». И пришло большое разочарование: «А утро встретило их холодным дождем, / И плакал где-то ветер в саду за кустом... / И увидели астры, что вокруг - тюрьма» («Астры»). Однако во второй сборке поэт выразил оптимистическую идею: «Какая красота: возрождение страны!»

Художественная сокровищница. Александр Олесь был музыкой и играл на арфе, лире, гуслях, увлекался произведениями Николая Лысенко, Петра Чайковского. Его поэзии чрезвычайно благозвучные, поэтому не удивительно, что восемьдесят композиторов на слова Олеся написали около двухсот произведений. Наиболее известные романсы созданы Николаем Лысенко - «Астры». «Летний вечер», «Любовь», «Осенью веет», «На серой скале мак цветет», «Порвались струны», «Приди, приди». «Гроза прошла, вздохнули травы» и Иаковом Степным - «Не берите с зеленого луга ивы», «О слово родное».

В 1909 году Александр Олесь написал драму «По дороге в сказку», что перекликается с мотивами пьесе «Синяя птица» французского символиста Мориса Метерлинка. Кроме того, в активе Олеся - драматические произведения «Трагедия сердца», «Тихого вечера», «Осень», «Танец жизни», «Весенняя сказка* («Над Днепром»). Прототипами действующих лиц пьесы-предостережение «Земля обетованная» есть члены семьи Крушельницких, которые исповедовали коммунистические идеалы, выехали из Речи Посполитой к УССР и погибли в сталинских застенках. Советские идеологи за это произведение назвали Александра Олеся «врагом народа», а его творчество в Украине была запрещена с 1957 года.

В «Автобиографии» художник признавался, что стремился отдаться исключительно литературной работе, однако поскольку она оплачивалась невысоко, был вынужден работать ветеринаром в 1909 - 1918 годах. Было немало счастливых дней, интересных путешествий поэта Средиземноморьем и Карпатами. в 1913 году он побывал в Австрии и Италии, что отразилось в стихотворениях «Заходит солнце», «Итальянская ночь підкралась», «Так, как Данте любил Беатриче». Неизгладимое впечатление произвели на него Гуцульщина и ее свободолюбивый и гордый народ, о чем он писал в письмах к жене. Здесь он познакомился с известным фольклористом Владимиром Гнатюком, писателями Антоном Крушельницким, Михаилом Коцюбинским.

С провозглашением УНР Александр Олесь приобщился к восстановлению Украинского государства. На волне духовного подъема художник пишет: «Христос воскрес! Воскресла Украина! / О край мой! Склоняюсь на колени». В феврале 1919 года он как дипломат представлял правительство независимой Украины в Будапеште. Поэт болезненно переживал вероломное нападение на Украину большевистской России, массовые расстрелы невинных киевлян, гражданскую братоубийственную войну, репрессии против украинских интеллигентов, продолжение русификации, - все это освещает причины, почему после падения УНР Александр Олесь эмигрировал за границу.

Жил поэт в Вене, где организовал «Союз украинских журналистов и писателей», основал украинское издательство, журналы «На переломе» и «Смех». В Вене он опубликовал книги стихов «Чужбина», «Перезва», детские произведения, перевел сказки из языков народов мира. в 1923 году Александр Олесь переехал в чехословакию, где находилось большое количество украинцев - эмигрантов, бывших воинов УНР. К нему прибыли жена и сын из захваченной большевиками Украины. Поселилась семья под Прагой в селе Горне Черношиці.

Олесь придерживался взгляда, что «поэт, который болеет страданиями своего народа, даже в эмиграции не может остаться к ним равнодушным». Он следил за развитием литературного процесса в Украине, а потому с радостью принял в 1925 году поэтов советской Украины Павла Тычину, Алексея Досвитнего и Валерьяна Полищука, расспрашивал о событиях на Родине, художественная жизнь. Тычина подарил Александру Олесю свой сборник «Солнечные кларнеты» с надписью: «Великому поэту и моему учителю».

Счастьем сияло лицо Александра Олеся летом 1928 года, когда его сын Олег защитил докторскую диссертацию в Карловом университете. Он гордился успехами сына, который преподавал в престижных вузах Европы и Америки, писал фундаментальные труды по археологии, а под псевдонимом Олег Ольжич - прекрасную лирику. Радость излучали глаза Олеся, когда зимой 1939 года он находился на Закарпатье, где общественность отмечала 60-летие выдающегося художника. Однако в жизни поэта сопровождали печаль и радость. Его сердце возносилось в Украину, он с тоской слушал рассказы очевидцев о голодоморе 1933 года. «Как долго еще будет страдать и мучиться наш народ?.. Придет кара на злодеев?» - рассуждал он. Как вспоминает Николай Неврлый, Олесь был не только искренним и добрым человеком, но и мужем скорбей, который горячо любил родную землю, болел за судьбу своего народа. Последняя его книга лирики «Цветет розами» вышла в свет в 1939 году. В 1944 году в Праге состоялись торжества, посвященные 40-летнему юбилею литературной деятельности Александра Олеся. По воспоминаниям Николая Неврлого, в праздничном костюме юбиляр сидел на почетном месте, внимательно слушая поздравление профессора Александра Колессы, украинских, чешских, польских художников, друзей и поклонников его таланта. «Заметно было глубокое волнение, он едва сдерживал слезы радости и боли. Боли потому, что все это происходит не на родной и все жизнь оспівуваній ним Украине».

Поэт внимательно следил за событиями Второй мировой войны, находился в Праге, оккупированной фашистами. Его больно поразила весть о расстреле поэтов Елены Телиги, Ивана Ірлявського в Бабьем Яру в Киеве, и особенно подкосила художника гибели его сына Олега Ольжича, поэта и борца с фашизмом, в концентрационном лагере Заксенхаузен. Это трагическое событие вызвало тяжелую болезнь Александра Ивановича и смерть 22 июля 1944 года. Похоронен он на Ольшанском кладбище Праги. На могиле Олеся растут воспетые им в стихах розы, символизируя бессмертие его музы.

Словарная работа. 1. Запомните значение термина.

Богема - (франц. boheme - цыганщина) - происходит от названия романа французского писателя Анри Мюрже «Жизнь богемы». Так называли себя элитные художники-модернисты, чья жизнь отмечалось неупорядоченностью, безопасностью. Они часто не имели средств на существование, однако занимались не материальными или бытовыми, а художественными проблемами. Этот стиль поведения был характерен для львовских поэтов «Молодой Музы», представителей «Украинской хаты». Богемный образ жизни вели Поль Верлен, Артюр Рембо, Генрик Ибсен и другие.