Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Драч Иван Федорович (рожд. 1936 г.)

 

ЗАПОМНИ

Основные произведения: поэмы «Чем в солнце», «Смерть Шевченко», драматическая поэма «Дума об Учителе», сборника «Протуберанцы сердца», «Рожайте себя».

 

 

Пять лет минуло будущему поэту в первый год Великой Отечественной войны, а с Победы радовался на девятом - родился Иван Федорович 17 октября 1936 г. в с. Телиженцы Киевской области.

Немало копий ломалось вокруг поэмы «Чем в солнце» (1961), в которой молодой поэт дебютировал в «Литературной газете» еще до выхода первого сборника - «Подсолнух».

Нечасто первые книги молодых литераторов становятся таким заметным явлением, как «Подсолнух». Эта сборник, содержала сорок условных баллад, этюдов и других стихотворных или не совсем стихотворных произведений с капризными образными ассоциациями, малопонятными для многих тогдашних читателей, и через 20 лет упоминалась как далеко не традиционная, задорная, гостросучасна.

И сегодня візитковим произведением Драча остается «Баллада о подсолнечнике», которая и дала название дебютной коллекции.

Иван Драч достаточно часто называл свои произведения балладами: «Баллада о подсолнечнике», «Баллада золотой лука», «Баллада рода», «Баллада о дяде Зинько», «Баллада о пера», «Баллада о кобзаря Федоре Холодного», «Баллада о Кармалюка», «Баллада о улыбку», «Баллада о моей девушку» и т.д. Но будучи, как выше уже отмечалось, неутомимым искателем нового содержания и формы в поэзии, И. Драч переосмысливает и жанр баллады. Попробуем разобраться в этом на примере «Баллады о подсолнух».

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Павел Тычина отмечал, что в «Балладе о подсолнух» ему понравилось, что хорошо известная в литературе тема - одаренности и таланта - была подана совершенно по-новому: только тот творец сможет открыть солнце поэзии, кто, взглянув на это солнце, навеки им увлечется.

 

Прежде всего вспомним, что, согласно словарями литературоведческих терминов, баллада - вид ліроепічної поэзии фантастического, историко - героического или социально-бытового содержания с драматическим сюжетом. Итак, «Баллада о подсолнечнике» полностью не укладывается в рамки этого жанра, имея признаки то ли притчи, то ли медитации, то небольшой поэмы. Хотя этому произведению все же присущи балладные элементы фантастики (в частности, очеловечивание образов подсолнуха и солнца, их «остранения» за счет преднамеренного заземления, упрощение), особый драматизм (ведь настоящее потрясение переживает причудливый персонаж с зелеными руками и ногами от удивительного видива - солнца на велосипеде).

Сюжет произведения довольно забавный: живет подсолнечник, который своим поведением напоминает нам обычного мальчика, который бегает наперегонки, рвет на груши гнилицы, купается круг мельницы, стреляет воробьев с рогатки и т.д. Единую отличие отмечает автор: у подсолнечника было шершавое зеленый тело. И однажды после купания, прыгая на одной ноге, чтобы вылить из уха воду, он увидел солнце «в красной рубашке навыпуск, что ехало на велосипеде, минуя облака в небе». И подсолнечник, застигши в немом восторге, просит, чтобы солнце или дал покататься на велосипеде, или посадило его на раму. На первый взгляд, этот стих - просто веселая игрушка. Но своеобразный вывод произведения заставляет признать, что перед нами - не просто забавная сказка о странных событиях, а притча о красоте и силе поэзии:

Поэзия, солнце мое оранжевое!

Ежесекундно какой-то мальчишка

Открывает тебя для себя,

Чтобы стать навеки подсолнечником.

Достаточно интересным является сам выбор образов на роль поэзии и поэта. Если солнце - символ света, тепла, чистоты, жизни - вполне подходит на роль поэзии, то на подсолнечник как образ поэта выбор пал, потому это растение, хоть и была ввезенной в Украину, стала национальным символом. А отсюда можно говорить, что, углубляясь корнями в землю подсолнух, который тянется головкой к солнцу и напоминает его (солнце) формой и цветом, довольно точно передает мнение автора: поэт должен стремиться высочества в поэзии, но при этом закорінюючись в родной грунт, в национальное творчество.

Также новым в этом произведении было еще и то, что И. Драч обратился не к классического рифмованного стиха, а к верлибру - то есть стихотворения без рифмы и размеров, с произвольным чередованием строк разной длины.

Драча во всех его книгах не спутаешь ни с кем. Но он вместе с тем как будто каждый раз начинается заново, будто идет по собственным призывом, провозглашенным во второй подборке - «Протуберанцы сердца» (1965): «Рожайте себя».

Поэт «рождает себя» и в «Балладах будней» (1967), и в сборнике «К истокам» (1972) (хотя это в значительной степени итоговая книга, избранное из предыдущих изданий), и в других.

в 1972 г. вышел сборник И. Драча «К источников». В избранных произведений он добавил немало нового, завершил ее переводами с поэтов республиканских советских литератур и литератур зарубежных. Здесь появилось стихотворение «Зеленая брама», который через десятилетия даст название книге, что будет отмечена Государственной премией СССР.

Да и сборник «Корень и крона», которая вышла в 1974 p., началась уже здесь, в размышлениях над итогом первого десятилетия в поэзии. Эта книга, составленная из двух разделов - «Дыхание эпохи» и «Подорожник», выверила поэта на жизнеспособность и в координатах современности, и в координатах истории. За нее в 1976 p. И. Драч удостоен Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко.

У поэта есть сквозная внутренняя тема, которая пронизывает и соединяет все творимое им, - это горение, пылание в жажде человечности, красоты и возможности, что о нем уже сказано еще в первой серьезной работе о творчестве

И. Драча - предисловии Л. Новиченко до «Подсолнуха». Звучит эта тема и в остро драматической тональности (назовем, кроме поэм «Чем в солнце» и «Смерть Шевченко», драматические поэмы «Дума об Учителе» и «Звезда и смерть Пабло Неруды»), и в мажорно-взрывной, как в стихотворении «Небо моих надежд», что открывает и первую сборник и цикл «Дышу Лениным в книге «К истокам», и сборник избранного «Солнце и слово» (1978).

Очередная книжка на русском языке «Зеленые врата» (1980) в 1983 г. отмечена Государственной премией СССР. Зеленая брама в стихе, который дал название книге, - это условный образ входа и выхода, начала и конца.

Значительный резонанс получили драматические поэмы И. Драча «Дума об Учителе», «Соловей-Сольвейг» и «Звезда и смерть Пабло Неруды», которые появились сначала в разных книгах, а затем изданы сборником («Драматические поэмы», 1982).

И. Драч работает во многих направлениях. Он выдает киноповести «Колодец для жаждущих» и «Иду к тебе» (1970), можно добавить к ним и поэму для кино «Киевский оберег» и киноповесть «Киевская фантазия на тему дикой розы-шиповника» (оба произведения - в сборнике «Киевский оберег», 1983). Также И. Драч активно выступает в области литературно-художественной критики.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Творчество И. Драча приобрела широкую популярность и в нашей стране, и за рубежом. Его стихи известны в переводах на русский (несколько отдельных изданий), белорусский, азербайджанский, латышский, молдавский, польский, чешский, немецкий и другие языки, и количество переводных изданий растет.