ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Драч Иван Федорович
(рожд. 1936 г.)
ЗАПОМНИ
Основные произведения: поэмы «Чем в солнце»,
«Смерть Шевченко», драматическая поэма «Дума об Учителе», сборника «Протуберанцы
сердца», «Рожайте себя».
Пять лет минуло будущему поэту
в первый год Великой Отечественной войны, а с Победы радовался на девятом -
родился Иван Федорович 17 октября 1936 г. в с. Телиженцы Киевской области.
Немало копий ломалось вокруг поэмы
«Чем в солнце» (1961), в которой молодой поэт дебютировал в «Литературной газете» еще до
выхода первого сборника - «Подсолнух».
Нечасто первые книги молодых
литераторов становятся таким заметным явлением, как «Подсолнух». Эта сборник,
содержала сорок условных баллад, этюдов и других стихотворных или не совсем
стихотворных произведений с капризными образными ассоциациями, малопонятными для
многих тогдашних читателей, и через 20 лет упоминалась как далеко не традиционная,
задорная, гостросучасна.
И сегодня візитковим произведением
Драча остается «Баллада о подсолнечнике», которая и дала название дебютной коллекции.
Иван Драч достаточно часто называл свои
произведения балладами: «Баллада о подсолнечнике», «Баллада золотой лука», «Баллада рода»,
«Баллада о дяде Зинько», «Баллада о пера», «Баллада о кобзаря Федоре
Холодного», «Баллада о Кармалюка», «Баллада о улыбку», «Баллада о моей
девушку» и т.д. Но будучи, как выше уже отмечалось, неутомимым искателем нового
содержания и формы в поэзии, И. Драч переосмысливает и жанр баллады. Попробуем
разобраться в этом на примере «Баллады о подсолнух».
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Павел Тычина отмечал, что в «Балладе
о подсолнух» ему понравилось, что хорошо известная в литературе тема -
одаренности и таланта - была подана совершенно по-новому: только тот творец
сможет открыть солнце поэзии, кто, взглянув на это солнце, навеки им
увлечется.
Прежде всего вспомним, что, согласно
словарями литературоведческих терминов, баллада - вид ліроепічної поэзии
фантастического, историко - героического или социально-бытового содержания с
драматическим сюжетом. Итак, «Баллада о подсолнечнике» полностью не укладывается в
рамки этого жанра, имея признаки то ли притчи, то ли медитации, то небольшой поэмы.
Хотя этому произведению все же присущи балладные элементы фантастики (в частности,
очеловечивание образов подсолнуха и солнца, их «остранения» за счет преднамеренного
заземления, упрощение), особый драматизм (ведь настоящее потрясение переживает
причудливый персонаж с зелеными руками и ногами от удивительного видива - солнца на
велосипеде).
Сюжет произведения довольно забавный: живет
подсолнечник, который своим поведением напоминает нам обычного мальчика, который бегает
наперегонки, рвет на груши гнилицы, купается круг мельницы, стреляет воробьев с
рогатки и т.д. Единую отличие отмечает автор: у подсолнечника было шершавое зеленый
тело. И однажды после купания, прыгая на одной ноге, чтобы вылить из уха
воду, он увидел солнце «в красной рубашке навыпуск, что ехало на велосипеде,
минуя облака в небе». И подсолнечник, застигши в немом восторге, просит, чтобы
солнце или дал покататься на велосипеде, или посадило его на раму. На первый
взгляд, этот стих - просто веселая игрушка. Но своеобразный вывод произведения
заставляет признать, что перед нами - не просто забавная сказка о странных событиях, а
притча о красоте и силе поэзии:
Поэзия, солнце мое
оранжевое!
Ежесекундно какой-то
мальчишка
Открывает тебя для
себя,
Чтобы стать навеки
подсолнечником.
Достаточно интересным является сам выбор образов
на роль поэзии и поэта. Если солнце - символ света, тепла, чистоты, жизни -
вполне подходит на роль поэзии, то на подсолнечник как образ поэта выбор пал, потому
это растение, хоть и была ввезенной в Украину, стала национальным символом. А
отсюда можно говорить, что, углубляясь корнями в землю подсолнух, который тянется
головкой к солнцу и напоминает его (солнце) формой и цветом, довольно точно
передает мнение автора: поэт должен стремиться высочества в поэзии, но при этом
закорінюючись в родной грунт, в национальное творчество.
Также новым в этом произведении было еще и
то, что И. Драч обратился не к классического рифмованного стиха, а к верлибру - то есть
стихотворения без рифмы и размеров, с произвольным чередованием строк разной длины.
Драча во всех его книгах не
спутаешь ни с кем. Но он вместе с тем как будто каждый раз начинается заново,
будто идет по собственным призывом, провозглашенным во второй подборке - «Протуберанцы
сердца» (1965): «Рожайте себя».
Поэт «рождает себя» и в «Балладах
будней» (1967), и в сборнике «К истокам» (1972) (хотя это в значительной степени итоговая
книга, избранное из предыдущих изданий), и в других.
в 1972 г. вышел сборник И. Драча «К
источников». В избранных произведений он добавил немало нового, завершил ее переводами с
поэтов республиканских советских литератур и литератур зарубежных. Здесь
появилось стихотворение «Зеленая брама», который через десятилетия даст название книге, что будет
отмечена Государственной премией СССР.
Да и сборник «Корень и крона», которая
вышла в 1974 p., началась уже здесь, в размышлениях над
итогом первого десятилетия в поэзии. Эта книга, составленная из двух разделов -
«Дыхание эпохи» и «Подорожник», выверила поэта на жизнеспособность и в
координатах современности, и в координатах истории. За нее в 1976 p. И. Драч удостоен Государственной премии УССР им. Т. Г.
Шевченко.
У поэта есть сквозная внутренняя тема,
которая пронизывает и соединяет все творимое им, - это горение, пылание в жажде
человечности, красоты и возможности, что о нем уже сказано еще в первой серьезной работе
о творчестве
И. Драча - предисловии Л. Новиченко до «Подсолнуха». Звучит эта
тема и в остро драматической тональности (назовем, кроме поэм «Чем в солнце» и
«Смерть Шевченко», драматические поэмы «Дума об Учителе» и «Звезда и смерть Пабло Неруды»),
и в мажорно-взрывной, как в стихотворении «Небо моих надежд», что открывает и первую
сборник и цикл «Дышу Лениным в книге «К истокам», и сборник избранного «Солнце и
слово» (1978).
Очередная книжка на русском языке
«Зеленые врата» (1980) в 1983 г. отмечена
Государственной премией СССР. Зеленая брама в стихе, который дал название книге, - это
условный образ входа и выхода, начала и конца.
Значительный резонанс получили драматические
поэмы И. Драча «Дума об Учителе», «Соловей-Сольвейг» и «Звезда и смерть Пабло
Неруды», которые появились сначала в разных книгах, а затем изданы сборником («Драматические
поэмы», 1982).
И. Драч работает во многих направлениях.
Он выдает киноповести «Колодец для жаждущих» и «Иду к тебе» (1970), можно
добавить к ним и поэму для кино «Киевский оберег» и киноповесть «Киевская
фантазия на тему дикой розы-шиповника» (оба произведения - в сборнике «Киевский
оберег», 1983). Также И. Драч активно выступает в области литературно-художественной
критики.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Творчество И. Драча приобрела широкую
популярность и в нашей стране, и за рубежом. Его стихи известны в переводах
на русский (несколько отдельных изданий), белорусский, азербайджанский, латышский,
молдавский, польский, чешский, немецкий и другие языки, и количество переводных
изданий растет.